Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:24, доклад
Внутренняя потребность в единой для всего государства религии: раннефеодальному государству нужна единая государственная идеология, которая:
—оправдывает социальное расслоение;
—примирит низы с их положением;
—освятит высшую власть и оправдает государственное насилие; —будет иметь интернациональный характер.
Христианство идеально отвечало всем перечисленным требованиям.
Христианизация Руси и её последствия.
Причины христианизации:
1)
Внутренняя потребность в единой для всего государства религии: раннефеодальному государству нужна единая государственная идеология, которая:
—оправдывает социальное расслоение;
—примирит низы с их положением;
—освятит высшую власть и
оправдает государственное
Христианство идеально отвечало всем перечисленным требованиям.
2)
Внешнее воздействие со стороны христианского мира (Византии) в ходе: —различных бытовых, экономических, политических контактов;
—целенаправленной пропаганды христианства на Руси, деятельности византийских миссионеров.
На выбор Византийского (восточного), а не Римского (западного) варианта христианства повлияли также:
—политическая умеренность
Византии (она хотела лишь дружбы и
прекращения бессмысленных
Время и методы христианизации.
Христианизация - не единовременный акт, а длительный процесс:
—в течение всего 10 века растет число христиан на Руси (особенно в Киеве);
—официальной датой крещения Руси принято считать 988 год, но условность этой даты признается
самой православной церковью;
—распространение христианства по Руси продолжается в течение ряда десятилетий.
В процессе христианизации использовались различные методы - от пропаганды и убеждения личным примером князей (Киев) до грубого принуждения и насилия, физической расправы с непокорными (Новгород);
Сплав язычества
с христианством и его
Христианство тесно сплавилось с язычеством, вызвав к жизни феномен "двоеверия". —Христианские святые, ангелы заменили собою языческих богов, взяв на себя их функции. —Христианские праздники механически присоединялись к праздникам языческого земледельческого календаря (праздник после этого получал христианское название, а обряды оставались языческими).
Последствия крещения:
—консолидация различных племён;
—повышение культуры земледелия, развитие огородничества:
—развитие строительного дела, распространение каменного зодчества;
—развитие различных ремёсел (резьбы по камню, ювелирного искусства и т.д.);
—развитие книжного и школьного дела;
—развитие литературы;
НО:
—развитие живописи (на досках, фрески, мозаики); —развитие церковного пения (акапелла);
—стимулирующее влияние христианства было непродолжительным. За рамками русского средневековья архитектура, живопись и прочее развивались не только без поддержки церкви, но и иногда вопреки её усилиям;
—стимулирование одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось противодействием по отношению к другим (осуждались ваяние, инструментальная музыка, скомороший театр); —уничтожались памятники дохристианской славянской культуры;
—ряд аспектов христианизации Руси был лишён прогрессивности (то, что народу навязывалось смирение и покорность, как образ действия).