Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:34, доклад
Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия. Ахейцы же в силу своей большей ограниченности по сравнению с критянами в краткий период расцвета собственного общества не успели полностью воспользоваться предоставленной им духовной сокровищницей Крита.
Гибель критской цивилизации.
В середине XV в.
на Крите происходит
К этому происшествию
восходит загадка Атлантиды .
Греческий философ IV в. до Р.
Х. Платон дал описание
После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции — критская цивилизация, хотя и продолжает свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.
Греческая религия позднеэлладского периода.
В целом II тысячелетие для Балканской Греции — время сложения образа человеческой личности, когда культура индивидуализируется и в тень отодвигаются древние принципы коллективизма, единства родовой общины. Вся культура ахейской Греции пронизана мощным стремлением к познанию и созиданию на основе знаний, полученных опытным путем, когда общее религиозное восприятие реальности сочеталось с рациональным проникновением в окружающий мир.
В это время существуют культы священных растений, деревьев (дуб, платан, пальма), животных (бык, змея), которые рассматривались как атрибуты божества. Подобного рода религиозная практика восходит к фетишизму — обожествлению и одухотворению окружающего человека животного и растительного мира, а также к тотемизму , то есть почитанию растения или животного в качестве первопредка. Например, дуб, чтившийся в Додоне в более позднюю эпоху, рассматривался как место обитания Зевса. Пальма являлась символом Аполлона, а змея (воплощение мудрости) — образом Афины Паллады. В классическую эпоху в главном храме Афин, Парфеноне, посвященном этой богине, обитала священная змея.
В отличие от
Крита, существовал
В конце II тысячелетия
известны уже прототипы
Позднеэлладский период (XVI–XII).
История ахейских
государств известна не только
по археологическому материалу,
В Балканской Греции окончательно оформляется ряд независимых и враждебных по отношению друг к другу государств. Тиринф, Микены, Аргос, в отличие от критских дворцов, были сильно укреплены из расчета на долгую военную осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны. Например, в Микенах строились стены циклопической кладки из каменных блоков весом до 5–6 тонн. Здесь же открыты царские усыпальницы («шахтовые могилы круга А», относящиеся к XVI в.). На лица усопших клались золотые маски. Самая знаменитая из них названа маской Агамемнона в честь легендарного царя, предводительствовавшего ахейцами в троянском походе. Кому принадлежала маска, неизвестно, потому что Агамемнон жил гораздо позднее. Бедняков же хоронили в грунтовых могилах, куда ставились гробы в виде каменных ящиков с бедным инвентарем.
В гробницах аристократии
имелся невероятно богатый
С конца XVI в.
на западе Пелопоннеса
В пилосском хозяйстве большую роль играл женский труд: здесь содержалось около пятисот женщин, разделенных на отряды по профессиональному признаку. Это могли быть рабыни или невольницы, обладавшие какими-то правами. Женщины занимались шитьем, пряжей, обработкой шерсти и льна. Возможно, во дворце находились и их дети. Мужчин-рабов на Пилосе не было. Рабами обычно становились военные пленники и содержать их в большом количестве, в отличие от женщин, было опасно, поэтому пленных мужчин, скорее всего, сразу убивали.
По населению имеются данные о возрасте. Смертность детей, судя по останкам в арголидском могильнике, сокращается (около 8 %) . Наблюдается слабая тенденция к удлинению жизни: у женщин — до 40 лет, у мужчин — до 45.
В этот период
разворачивается активная
Микенская культура.
Хорошо известен быт богатых людей. Развитие городской жизни способствовало стремлению к комфорту и благоустроенности. Например, появляются ванны: у обеспеченных — большие, стационарные, у людей победнее — переносные, из обожженной глины ( терракоты ). Очень ценится чистая вода, поэтому во дворцах проложен водопровод. Над очагами из обожженной глины выкладываются дымоходы. Существовала мебель, известная по изображениям. Женщины для украшения лица применяли краски — прообраз косметики, причесывались гребнями из слоновой кости, создавая прически, известные по фрескам, из пышно взбитых локонов или заплетенных кос. Мужчины перевязывали длинные волосы лентой и носили бороды, а усы и бакенбарды сбривали бронзовыми бритвами. Появление моды в одежде свидетельствовало об особой склонности к утонченной роскоши у богатых людей, стремившихся сделать свою жизнь более красочной и интересной.
Накапливаются знания
в различных областях науки.
В линейном письме Б уже
имеются символы, обозначающие
цифры. Зафиксирована
Гибель микенской цивилизации.
В конце XII–XI вв. в Греции происходит очередное катастрофическое происшествие, истоки которого не вполне понятны. Возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов. Дорийцы принадлежали к северо-западной ветви греческих племен, то есть, как и ахейцы, являлись греками. Именно после появления дорийцев на Балканах начинается формирование греческого этноса как такового. Вторжение не было единовременным, но растянулось на долгий срок. Дорийцы оказались менее развитыми по сравнению с населением микенской Греции, но уже умели обрабатывать железо, и в этом состояло их основное преимущество. С другой стороны, причиной гибели микенского общества могли стать гражданские войны между городами-цитаделями и их духовное истощение, потому что Ахейская Греция исчерпала свой внутренний потенциал. Греция погрузилась в эпоху «темных веков».
Создание первых
городских центров вполне
Дворец в Кноссе был раскопан известным английским археологом Артуром Эвансом (1851–1941), который начал работы в 1900 году и продолжал их почти до самой смерти. В 20–30-е годы он опубликовал четырехтомный труд «Дворец Миноса», ставший хрестоматийным произведением для ученых, занимающихся историей Крита.
Линейное письмо Б
Долгое время в науке было принято считать, что дионисийские празднества имеют малоазийское происхождение. Это утверждение опровергают находки в Греции надписей с упоминанием имени Диониса задолго до возможного религиозного влияния населения Малой Азии на ахейцев.