Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:29, реферат
Истоки русской культуры берут свое начало в глубокой древно¬сти
Известно, что дохристианская Русь поклонялась самым разным богам - Даждьбогу и Яриле, Перуну и Велесу, а также верила в русалок, рожаниц, леших, домовых. Живущие рядом славянские племена поклонялись раз¬ным богам, отличались разными обычаями, укладом и нравами, что делало невозможным объединение славянских земель в единое государство с общей культурой. Еще в VIII в. на территории нашего государства жили разрозненные восточнославянские племена. На тех же самых землях жили те же люди, но были они не государством, а племенами, из которых вскоре должен был сложиться русский народ, его история и культура
Введение
Обращаясь к культуре Древней Руси, можно с уверенностью сказать, что мы прикасаемся к одной из самых загадочных и самобытных страниц общемировой культурной летописи. Само расположение России, которая оказалась на перепутье двух мировых цивилизаций, двух потоков истории, соединивших Запад и Восток, своеобразие ее природных условий: огромные территории, равнинность страны и обилие речных путей, плодородные почвы и леса, предопределили зарождение того, что сегодня мы называем загадочным феноменом древнерусской культуры.
Истоки русской культуры берут свое начало в глубокой древности
Известно, что дохристианская Русь поклонялась самым разным богам - Даждьбогу и Яриле, Перуну и Велесу, а также верила в русалок, рожаниц, леших, домовых. Живущие рядом славянские племена поклонялись разным богам, отличались разными обычаями, укладом и нравами, что делало невозможным объединение славянских земель в единое государство с общей культурой. Еще в VIII в. на территории нашего государства жили разрозненные восточнославянские племена. На тех же самых землях жили те же люди, но были они не государством, а племенами, из которых вскоре должен был сложиться русский народ, его история и культура [1.]
Древнерусское искусство зародилось в IX - X вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; Последним его этапом был XVII в.- период кризиса средневековой художственной кльтуры в России и сложения новых художественных принципов [2.]
Глава I. Формирование художественной культуры Древней Руси
Главным для нас является понимание того - что стало исходной точкой, положившей начало Руси, послужило толчком к объединению племен, к рождению государственности, письменности. Что стало тем энергетическим источником, который позволил Руси за короткий срок стать сильным государством, с богатой и самобытной культурой, войти в мировую цивилизацию, догнать страны Западной Европы. Большинство историков сходятся на том, что наиболее существенными являются три события: призвание варягов (862 г.), захват князем Олегом Киева (882 г.) и, наконец, важнейшее - крещение Руси (989 г.). Все эти события отражены в нашей первой отечественной летописи «Повесть временных лет» [3,стр.66] Историческая память нашего народа, рождение памятников русской культуры начинаются с IX в.
1.1. Главные черты Древнерусского государства
Отметим главные черты, которые помогут нам понять смысл древнерусского искусства, его неповторимую загадочность и неотразимую притягательность.
Первый момент, чрезвычайно важный для понимания развития древней и средневековой русской художественной культуры, заключается в том, что она была неотделима от церкви. В период с конца X по XVII вв. профессиональное искусство отказалось от светских форм художественной культуры (например, отсутствовали театр, инструментальное исполнительство). Культурное пространство целиком было заполнено высокодуховными храмовыми искусствами - зодчеством, иконописью, пением. (Однако отметим, что речь идет только о профессиональном искусстве. О народном творчестве мы ниже будем говорить отдельно). Хочется привести слова искусствоведа Л.А. Рапацкой, которая очень точно определяет смысл происшедшего: «Христианство с его многовековыми традициями было принято Русью как дар, как ценность, не требующая каких-либо изменений. Это способствовало закреплению устойчивых принципов художественной культуры в целом и каждого вида искусства в частности. Родилось новое православное храмовое искусство, открывшее первую страницу в истории профессиональной художественной культуры Руси. Творчество древнерусских писателей, художников, архитекторов, музыкантов складывалось на основе общепринятых эталонов красоты. Поэтому вся художественная культура XI - XVII вв. была канонической в самом высоком значении этого слова. Через канонические нормы, правила, традиции полнее всего выразилось соборное, надиндивидуальное начало русского искусства»
Второй фактор, характерный для древнерусского искусства, - это неукоснительное следование незыблемым правилам, иначе говоря, - канонам. Талант древнерусских художников служил общему делу церкви - соборности, и поэтому чаще всего оставался анонимным.
Третий момент, раскрывающий особенность древнерусского искусства, - это его символичность, которая заключалась в стремлении выразить тайны бытия особым языком. «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире», - писал Н.А. Бердяев [4,стр.78] Для культуры Древней Руси символы - это знаки, выражающие отношения между двумя мирами: земным и неведомым, человеческим и запредельным. Творчество художника должно было приблизить эти миры друг к другу. В искусстве Древней Руси использовалась система символов, основанных на текстах Священного Писания. Каждый вид искусства имел свою выразительную символику: у живописи была символика цвета, в литературе - слова, в музыке - звука. [5,стр.81]
1.2. Аналогия между Древней Русью и античностью
Очень интересной представляется аналогия между Древней Русью и античностью, для которой так же был характерен «космизм» восприятия. По словам Соловьева: «Военная, рыцарская Русь Киева напоминает своими настроениями «Илиаду». Можно было провести много аналогий. Из поколения в поколение художники, музыканты, писатели, архитекторы Древней Руси претворяли в своем творчестве стройную, глубоко осознанную художественную картину мира. Следует очень высоко оценить все достижения древнерусской культуры: высокий уровень грамотности и развитие политической и дипломатической практики, интенсивность развития юридической мысли и культурных связей, художественных ремесел, особенно в технике изготовления эмалей, черни, финифти, резьбы по камню, изготовления книжных украшений и военного дела. Но, в первую очередь, - это искусство, которое отличалось лаконичностью, красочностью, жизнерадостностью, смелостью в решении художественных задач. Н.А. Бердяев утверждал, что русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла бытия и соборного братства людей. Эти идеи получили наиболее законченное и совершенное воплощение именно в искусстве - литературе, музыке, живописи, архитектуре. Загадочная Русь, которую и «умом не понять», и «аршином общим не измерить», отражалась в уникальных творениях искусства [4.]
Глава II. Искусство Древней Руси
Рассматривая различные памятники древнерусского искусства, мы обращаем внимание на то, что храмовое действо составляло синтез искусств, которые, дополняя друг друга, создавали единый, художественный ансамбль. Любуясь величием храма, искусной отделкой его внешнего и внутреннего убранства, внимая словам богослужения, созерцая иконы, слушая прекрасное песнопение, человек получал заряд духовной энергии, очищался от грехов, испытывал глубокие эстетические чувства.
2.1. Архитектура
Вместилищем всех древнерусских искусств был храм, поэтому рассмотрим архитектуру. Строительство в этот период получило широкий размах. Поражает огромное количество храмов, построенных за сравнительно небольшой срок, только в Киеве, по утверждению одного из современников, уже в начале XI в. было 400 церквей.
Историки и искусствоведы отмечают два самых впечатляющих памятника русской архитектуры одиннадцатого века - Софийский собор, построенный в Киеве, и Новгородский собор, заложенный в 1045 году. Со второй половины XII - начала XIII в. в архитектуре начинает преобладать более простой стиль, храмы становятся компактными, увенчиваются одним куполом. В течение двенадцатого века большинство столиц удельных княжеств украсились церквями, каждая из которых не могла сравниться с роскошью Киевской Софии, но имела свой особый и неповторимый стиль. Вторая половина двенадцатого и начало тринадцатого века были периодом расцвета и суздальской архитектуры. Суздальские князья поддерживали дружественные отношения с Византией и со Священной Римской империей. Управляли Владимиро-Суздальским княжеством в этот период такие одаренные правители, как Андрей Боголюбский и Всеволод III; оба князя активно занимались строительством. Из летописей известно, что Андрей приглашал в Суздаль архитекторов из разных стран, возможно, нанимал некоторых грузинских и армянских архитекторов, а также строителей из Западной Руси (Галиции). Хотя каждая из этих церквей отличается индивидуальностью, все они принадлежат одному общему архитектурному стилю - «суздальскому», для которого характерна гармоничная композиция и изящество линий и совершенство отделки. Впоследствии суздальские храмы, в свою очередь, послужили образцом для московских церквей пятнадцатого столетия, построенных итальянскими мастерами [2.]
Расцвет зодчества стимулировал развитие изобразительного искусства. Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой церкви. Широкое распространение получили в Древней Руси как станковая живопись (иконы), так и монументальная (фрески, мозаики). Сохранилось не так много произведений русской живописи киевского периода, поэтому представление о ней не является достаточно полным, но и то, что осталось, поражает высокой духовностью, лаконичностью и гармонией. К счастью, сохранилась, по крайней мере, часть росписей Софийского обора в Киеве.. Первые живописцы, работавшие на Руси, были «греки», но в работе над фресками двенадцатого века), безусловно, вместе с греками принимали участие и русские живописцы. На Нередице, возможно, работали и армянские художники.
Дорогостоящим и трудоемким, но поразительным по красоте и духовному воздействию видом монументальной живописи, широко применяемым в украшении соборов Киевской Руси, была мозаика. Греческие мастера принесли из Византии секреты производства смальты - главного материала мозаик. Русские мастера вскоре овладели этим искусством, и это способствовало широкому распространению мозаик в киевских храмах.
Икон в древнерусских храмах было много. Они привозились готовыми из Византии или же писались приглашенными греческими мастерами. Позже появились свои русские художники. Первым художником, имя которого нам известно, был мастер Алимпий, инок, упомянутый в «Патерике» Печерского монастыря, который жил в конце XI в. и прославился своим иконописным даром. Почти все иконописное наследие Киевской Руси погибло. Сохранилась лишь небольшая часть, среди которых икона исключительной красоты, знаменитая «Владимирская Богоматерь», вывезенная в Киев из Константинополя в начале XII в. возможно именно Юрием Долгоруким. Позднее «Владимирскую Богоматерь» торжественно перенесли в новую столицу - в Москву и она стала одним из священных оберегов Древней Руси [6].В древнем Киеве была развита культура миниатюрной книжной живописи. Самая древняя рукопись, дошедшая до нашего времени, - это богато иллюстрированное и украшенное Остромирово Евангелие (1056-1057), написанное дьяконом Григорием по заказу Остромира - подданного князя Изяслава. которое представляет огромную ценность. Переплет книги выполнен как великолепное ювелирное украшение, он украшен золотом и роскошными драгоценными камнями. Говоря о древнерусской живописи, необходимо отметить ее теснейшую связь с литературой. Известно, что основой живописных образов в Древней Руси были книжные сюжеты и, прежде всего, сюжеты Святого Писания. Зритель должен был как бы прочитать последовательно изложенные на фресках, мозаиках или иконах события разного времени, а от художника требовалось большое мастерство для соединения этих временных этапов в единую пространственную композицию. Создатели икон вчитывались в тексты Ветхого и Нового Заветов, изучали агиографии, исторические повести, сказания, хронографы. Повествовательные образы воплощались в зрительные: образы фресок, икон, книжных иллюстраций. Под влиянием литературы в иконописи сложились приемы изображения, которые носили повествовательный характер. Не случайно Д.С. Лихачев назвал древнерусское изобразительное искусство «зеркальным отражением» литературы [7,стр.93]
2.2. Литература
В Культуре Киевской Руси важнейшее место занимала литература. Развитие литературы и книжности было тесно связано с принятием православия. Византийскими, а позднее и русскими священниками, прежде всего, переводились и переписывались книги, необходимые для церковных служб. Рукописные книги создавались на пергаменте, так называлась особо выделанная телячья кожа (иначе ее называли хартией). Многие рукописи были богато иллюстрированы. Это придавало книгам нарядный вид, поэтому древние хартии внешне воспринимаются как прекрасные произведения прикладного искусства [2.]
Главными литературными источниками христианского вероучения являются Ветхий и Новый Заветы Библии (Священное Писание). Целиком Библия была переведена на русский язык только в XV в., но отдельные части Писания были переведены уже в древнем Киеве. Наибольшее распространение получили Евангелие и Псалтырь, но наряду с религиозными книгами были и светские.
Древнерусской литературе были известны разнообразные жанры. Мы можем назвать: агиографии - литература, посвященная житию святых апокрифы - предания о героях библейских историй, которые не входили в канонические книги; хроники, или хронографы, повествующие об истории мира. Большинство книг были переводные - это сочинения римских и византийских богословов. По свидетельству летописи, великий князь Ярослав Мудрый приказал собрать писцов для перевода и переписывания множества книг. (Известно, что при нем в Киеве уже был введен алфавит - кириллица, который создали великие болгарские просветители - монахи Кирилл и Мефодий.)[1.]
Именно благодаря летописям развивалась самобытность и неповторимость русского языка. В истории летописей Киевской Руси можно отметить определенные этапы. Первый приходится на годы княжения Ярослава Мудрого (1019 - 1054), второй этап — на 60-е - 70-е гг. XI в., он связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Около 1095 г. создается новый летописный свод, так называемый «Начальный свод». В начале XII в. можно отметить самое значительное событие для развития русской летописи древнекиевского периода, появление «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря -Нестором. Около 1113 г.[8,стр.36]. Сочинение Нестора имеет огромную историческую ценность, именно благодаря ему мы имеем сегодня бесценные сведения о глубоком прошлом нашей Родины. Наряду с летописью, в древнерусской литературе развивался жанр «слова», отразивший пафос торжественного и поучающего красноречия.
Самым выдающимся, дошедшим до нас произведением литературы Киевской Руси является знаменитое «Слово о полку Игореве».
2.4. Музыкальное искусство
Составной частью древнерусской храмовой православной культуры была музыка. Она была тесно связана не только со словом, но и с живописью, и оказала на нее глубокое влияние. И музыка, и живопись создавались на основе канонизированных образцов и были предметом коллективного соборного творчества. Многочисленные иконы и фрески созданы на темы песнопений, они же донесли до нас подробности храмового пения в Древней Руси: жесты регента, расположение певцов, их одежду и др. Народная музыка, возникшая задолго до профессионального музыкального искусства, играла в общественной жизни языческой Руси гораздо большую роль, нежели в более поздние эпохи. Самого понятия «музыка» в его современном значении не было в Древней Руси. Под «мусикк» подразумевали только инструментальное искусство, с игрой на гуслях, домре, цимбалах, лире, трубе. Кроме них в Древней Руси использовали сопели, бубны, которые являлись также обязательной частью военных оркестров вместе с сурепками и трубами. [1.].