Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 14:28, доклад
Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский Государственный Университет»
Филологический факультет
Кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью
Специальность: 031600.62 – Реклама и СО
Эссе на тему:
Художественные объединения начала XX века.
Выполнил:
студентка 2 курса 3 группы
Кустова Ксения Геннадьевна
Подпись: __________
Проверил:
кандидат филологических наук,
доцент кафедры теории литературы
и русской литературы ХХ в
Ставровская Ирина Викторовна
Подпись: __________
Оценка: __________
Иваново, 2014
Товарищество передвижных художественных выставок
Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.
Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников - конкурентов на большую золотую медаль ("бунт четырнадцати"), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.
Товарищество русских художников-передвижников объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и
Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин
и С. Иванов, Попов и Архипов, Позен и Андреев, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля, Беггров и А
В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.
Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.
Мир искусства
Сложилось в Петербурге к концу
1890-х годов на основе дружеского кружка,
который составили десятилетием раньше
выпускники частной гимназии К.И.Мая(первоначально-
А.Н.БЕНУА, В.Ф.Нувель и Д.В.Философов; затем
к ним примкнули Л.С.БАКСТ, Е.Е.Лансере,
К.А.Сомов и С.П.Дягилев, фактически возглавивший
кружок).
Их первым масштабным
публичным выступлением явилась «Выставка
русских и финляндских художников», состоявшаяся
в начале 1898. Наряду с членами кружка в
ней участвовали А.М.Васнецов, М.А.Врубель,
К.А.Коровин, И.И.Левитан, С.В.Малютин, А.П.Рябушкин,
В.А.Серов,а также финские мастера (А.Галлен-Каллела,
А.Эдельфельт и др.).
В том же году начал
выходить журнал «Мир искусства»; его
издателями были княгиня М.К.Тенишева
и С.И.Мамонтов, главными же идеологами
были БЕНУА и ДЯГИЛЕВ.
Благодаря журналу
укрепилась взаимосвязь символистских
тенденций в литературе и изо-творчестве,
четче проступили параллели нового искусства
России и Западной Европы-русский изобразительный
символизм окончательно самоопределился.
На последующих выставках к «Миру искусства»
примкнули И.Я.Билибин,А.Я.Головин, М.В.Добужинский,
Д.Н.Кардовский, Е.Е.Лансере, М.В.Нестеров,
А.П.Остроумова-Лебедева, Л.О.Пастернак,
В.Д.Поленов, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, К.Ф.Юон,
М.В.Якунчикова и немало других художников.
В процессе выставочного
самоопределения «Мира ИСКУССТВА» базисное
значение имели национально-романтические
тенденции, продолжавшие «русский стиль»,
сложившийся в абрамцевском кружке.
Не менее (если даже
не более) важным полюсом движения был
программный «европеизм», которого придерживались
члены-основоположники, входившие в первоначальный
петербургский кружок (именно это «западничество»,
исконно сопряженное с исторической эстетикой
Петербурга, связывают с понятием собственно
«мирискуснического» стиля).
Разделение касалось
и обострившегося интереса к национальному
наследию: приверженцев «русского стиля»
влекла допетровская Русь, «западников»
- 18 столетие, рокайльно-классицистический
«век Просвещения».
В любом случае объединяющим
началом служил пассеизм, романтический
культ прошлого, которое противопоставлялось
«вульгарной» современности в форме красочной
стилизации или пародийного гротеска,поэтому
особое развитие в искусстве этого круга
получили книжный дизайн и сценография
- с их замкнутыми в себе, узорчатыми мирами
историко-ретроспективных грез и фантазий.
Модернистский культ
изысканно-театрализованной,«
Объединение формально
прекратило свое существование в 1903 (в
1905 вышел последний номер журнала),слившись
с московской группой «36 художников» в
«Союз русских художников».
Но в 1910 ряд мастеров-петербуржцев
во главе с БЕНУА,недовольные экспозиционной
тактикой «Союза»,в результате которой
выставки становились все более эклектичными-вышли
из него и возродили "Мир ИСКУССТВА".
После революции объединение
распалось на петроградскую и московскую
группы,
а в 1920-е годы окончательно
прекратило свое существование.
Последняя выставка
с таким названием была устроена художниками-эмигрантами
в 1927 в ПАРИЖЕ.
Союз русских художников
Союз русских художников — объединение, которое возникло в 1903 г. в Москве. Его ядро составляли Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились противопоставить себя петербуржцам. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль соединял реалистические традиции передвижников и опыт импрессионизма в передаче воздуха и света. Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Коровина, который нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу и жанровой живописи.
Наиболее интересным среди пейзажистов был Константин Фёдорович Юон (1875—1958). Лучше всего ему удавались лирические зимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), в которых он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба. А в видах Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г.) контраст белого снега и ярких по цвету зданий, куполов, человеческих фигур приобретает чисто декоративную красоту, сближающую эти работы с искусством модерна.
Любопытными поисками отмечено творчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 — 1960). Его мягкий и поэтичный по настроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) свидетельствует о знакомстве художника не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодного зимнего солнца, написаны короткими мазками и напоминают технику пуантилистов. Та же манера видна и в превосходном натюрморте «Неприбранный стол» (1907 г.), в котором благодаря системе рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерски объединены в колористическое целое.
Очень эмоциональны пейзажи Аркадия Александровича Рылова (1870—1939), ученика А. И. Куинджи. В картине «Зелёный шум» (1904 г.) листва, колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размашистыми мазками, а уходящая вдаль панорама кажется такой же яркой, как и передний план, что создаёт ощущение декоративности.
Художник Абрам Ефимович Архипов (1862—1930) учился у знаменитых передвижников — В. Г. Перова и В. Д. Поленова. Его жанровым полотнам присущи и реалистическое содержание, и острая социальная направленность. Однако привлекают они не столько этим, сколько чисто живописными достоинствами. Такова картина «Прачки» (конец 90-х гг. XIX в.). Её композиция, включающая только малую часть помещения, построена совсем в духе ранних работ Эдгара Дега на ту же тему. Клубящийся пар растворяет контуры фигур и очертания лиц, а колорит, сочетающий приглушённые серые, жёлтые, коричневые и сиреневые тона, удивительно богат оттенками.
Творчество мастеров Союза русских художников при всём обаянии и высоком техническом уровне отличалось довольно сильным консерватизмом. Крепкие реалистические корни никогда не позволяли живописцам уйти в область поиска новых форм и выразительных средств. Возможно, поэтому многие члены Союза русских художников превосходно вписались в картину развития официального искусства советского периода, составив, однако, самую достойную его часть.
Информация о работе Художественные объединения начала XX века