Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:47, реферат
Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции Платона.
Цель исследования выдвигает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;
- проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.
Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Введение………………………………………………………………………….3
Цели и задачи платоновского государства………………………………….4
Различные типы государств .………………………………………………...5
Основы идеального государства…………………………………………….8
Второе по совершенству государство……………………………………..12
Воспитание стражей и правителей……………...………………………….16
Заключение……………………………………………...……………………...19
Список литературы………………………
Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего стражи законов.
Предусматривается
создание Совета из 360 членов, избираемых
по 90 человек от каждого из четырех
классов. Совет наделяется значительной
властью. Имеется также народное
собрание, но посещать его обязаны (под
страхом наказания) лишь граждане первого
и второго классов. Для граждан
третьего и четвертого классов посещение
народного собрания не обязательно.
Проектируется также избрание множества
гражданских и военных
Большая роль в платоновском проекте отводится особому (по существу надгосударственному и экстраординарному) органу ночному собранию из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым, по словам Платона, вручается государство. Члены этого охранного органа для спасения государства подобно философам первого проекта причастны к сокровенным космическим и политическим знаниям, и только они могут быть совершенными стражами по охране добродетели.
Ведь если бы, подчеркивает Платон, по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих .взглядов, то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания (Законы, 875 с d). Таким путем второе по совершенству государство заметно сближается с первым. Что не удивительно поскольку цели и задачи у них одинаковые.
Они различаются лишь своими возможностями. В том, которое описано в "Законах" души людей еще не достаточно освободились от телесного и материального. Но со временем под воздействием законов прописанных правителями-философами, и умеренной без сильных эмоций и желаний жизни, как под действием лекарств, души окрепнут, и тогда станет возможным построение идеального государства.
Правильное
воспитание граждан, а вернее сказать
их душ, потому что души бессмертны,
вот что больше всего занимает
Платона.
Воспитание граждан идеального государства, по Платону, должно начинаться задолго до их рождения подбором родителей. Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами. Назначаются также и сроки деторождения: для женщины с двадцати лет до сорока, для мужчины с того времени, как у него пройдет лучшее время для бега и вплоть до пятидесяти пяти лет. Рождение детей государственное дело. Женщина рождает государству , а мужчина производит государству . Сексуальная свобода наступает только после того, как женщины и мужчины выйдет из возраста, назначенного для произведения потомства. Любовь допускается, но только в пределах этих ограничений. Впрочем, любовь как и любое другое вожделение и эмоция, не должна быть чрезмерными. Платон легко расправляется с чувствами влюбленных, поскольку они мешают достижению главной цели идеального государства воспитание души свободной от чувственности. И тут сразу вспоминается: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести но меч; Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более Меня недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. (Ев. От Матфея 34-37)
Будучи беременной женщина должна остерегаться сильных эмоций радости и горя, и много ходить, ходьба вызывает раскачивания плода, в результате которых дети уже в утробе матери приучаются переносить трудности. После рождения ребенка, он воспитывается отдельно от родителей. Более того они не должны знать, кто именно из детей является их ребенком. Эта мера кажется нам черезмерной. Но она является необходимой, если мы захотим оградить детей от влияния их несовершенных родителей.
Каким же должно быть идеальное воспитание? Начиная разговор об этом в диалоге Законы Афинянин, выражая мысли самого Платона, еще раз высказывает свое отношение к вожделениям и эмоциям: Согласно моему утверждению, в правильной жизни и не надо стремиться к наслаждениям, и в свою очередь не следует совсем избегать страданий. Надо довольствоваться чем-то средним, о чем я сейчас упомянул, обозначив это как радостное; такое расположение духа все мы, согласно некоему священному откровению, метко приписываем и Богу. Я утверждаю, что тот из нас, кто намерен стать бож6ственным человеком, должен стремиться к подобному состоянию, так, чтобы ни самому не стремиться к одним только удовольствиям, ибо не миновать ему и страданий, ни всем там остальным старикам и юношам, мужчинам и женщинам не позволять стремиться к тому же, а всего меньше по мере сил новорожденному ребенку .
Соблюдая это правило, следует избегать изнеженности малолетних воспитанников. Нужно наказывать ослушавшихся детей, но так, чтобы не задеть их самолюбия. Так как оскорбления могут вызывать сильные негативные эмоции. Обучение же должно быть двояким: тело следует обучить гимнастическому искусству, а душу для развития ее добродетели мусическому. И во всем следует соблюдать простоту и умеренность. "Простота в мусическом искусстве дает уравновешенность души, в области же гимнастики здоровье тела" (Государство).
В мусическое воспитание входят, помимо различных искусств, также и мифы, и сказки. В идеальном государстве, по мнению Платона, следует добиваться того, чтобы первые мифы услышанные детьми, вели к добродетели. Недопустимы "вредные сочинения", зарождающие сомнения в истинности устоев и религии идеального общества.
Рассуждая об мусическом воспитании Платон подвергает резкой критике самые разнообразные виды искусств. За то, что они стремятся вызывать те или иные чувства. Такое искусство он называет подражательным, и призывает исключить его, насколько это возможно, из жизни. Литература, музыка и танцы должны способствовать развитию в гражданах правильного, с точки зрения Платона, миропонимания. И поэтому подлежат тщательной цензуре. Такое "реакционное" отношение к искусствам вызывает либо непонимание, либо яростное неприятие со стороны исследователей. Однако, многие художники и поэты неоднократно указывали на то, что подлинное искусство зависит от того как, а не что отображается в том или ином произведении. Так О.Ренуар, например, говорил о том, что он завидует ремесленнику, который всю жизнь может рисовать одну и ту же сцену или предмет. От него не ждут выражения каких-то идей или чувств, и поэтому он может целиком отдаться живописи - еле уловимой игре линии и цвета. Исходя из этих соображений никакая цензура не может запретить подлинное искусство.
С
малых лет граждан
Кандидатов
же в правители отбирают в возрасте
двадцати лет. Отбирают наиболее способных
к диалектике, и проводят с ними общий
обзор всех наук которые они изучали в
детстве. Из всех же наук, Платон, как и
следовало ожидать, наиболее важными считает
наиболее абстрактные из них. Это в первую
очередь арифметика, потом - геометрия
и астрономия. Претенденты должны научиться
находить общее в частном, поднимаясь
от разрозненных чувственных фактов к
умопостигаемым истинам. Из них, через
десять лет, выбирают наиболее отличившихся,
которые упражняются в философии еще пять
лет. После чего до пятидесяти лет они
трудятся на благо государства, занимая
различные должности и посты. Затем их
приводят к окончательной цели - "заставить
их устремить ввысь свой духовный взор
и взглянуть на то самое, что всему дает
свет, а увидев благо само по себе, взять
его за образец и упорядочить и государство,
и частных лиц, а также самих себя - каждого
в свой черед - на весь остаток своей жизни.
Большую часть времени они станут проводить
в философствовании, а когда наступит
черед, будут трудиться над гражданским
устройством, занимать государственные
должности не потому, что это нечто прекрасное,
а потому, что так необходимо для государства.
Таким образом, они постоянно будут воспитывать
людей, подобных им самим, и ставить их
стражами государства взамен себя, а сами
отойдут на Острова блаженных, чтобы там
обитать" (Государство).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство».
Я
считаю, что труд Платона имеет
большое теоретическое и
Государство Платона было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, показаться. Многие из его предположений, включая те, которые сегодня должно бы считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте. Так почему бы не попробовать реализовать некоторые из его идей в современном мире.
На мой взгляд, многое из того, что говорил Платон, до сих пер еще не потеряло своего интереса и даже значения. Быть может, будущая наука отвергнет его доктрины, но пока, на той ступени, на которой находятся общественные знания в настоящее время, они для нас ценны и заслуживают полного внимания.
Платон
был первооткрывателем в сфере
философского освещения обширного
комплекса политико-правовых вопросов.
В арсенал последующей истории политических
учений вошли многие его теоретические
конструкции. Без критического осмысления
всего этого невозможны не только сколько-нибудь
глубокая ориентация в истории политических
учений и современной теории политики,
государства, но также и верный подход
к политической практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006
2. Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994.
3. Платон, “Государство”,собр. сочин., том 3, часть 1, Москва, 1971.
4. Платон, “Законы”, собр. сочин., том 3, часть 2, Москва, 1972.
5. Платон, “Политик”, собр. сочин., том 3, часть 2, Москва 1972.
6.
Политология: Учебное пособие/ Под ред.
А.С. Тургаева, А.Е Хренова. - СПб.: Питер,
2005.