Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:36, контрольная работа
Цель моей работы – показать идеологию, лидеров и практику белого движения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выделить причины недовольства большевиками;
– идеологию белого движения;
– показать этапы выступлений белого движения
В истории Белого движения в России можно выделить три периода:
1. Период становления
(1917–1918 гг.) Первые походы Добровольческой
армии на Юге России, организация
антибольшевистского сопротивле
2. Период небольших
наибольших успехов (1919 г.). Наступление
армий адмирала А.В. Колчака
на Урал и Поволжье, «поход
на Москву» Вооруженных Сил
Юга России» генерала А.И.
3. Период «последних
могикан» Белого дела (1920–1922 гг.).
Попытки сохранения, движение на
окраинах бывшей Российской
Каждый из этих периодов отличался своеобразием политических программ, социальной базы Белого движения, его идеологии и так далее 10.
По мере усиления борьбы
большевиков за удержание власти
и по мере эскалации гражданской
войны в Росси оно переросло
в организованное военно-политическое
сопротивление советской
Грянувший 25 октября 1917 г.
большевистский переворот заставил
генералов бежать на Юг России в
поисках более надежного
Алексеев оставил в своих руках политическое руководство. Командующим Добровольческой армией стал Л.Г. Корнилов, его заместителем – А.И. Деникин. Под натиском частей В.А. Антонова-Овсеенко Добровольческая Армия 22 февраля 1918 г. покинула Ростов и устремилась на Кубань. Эмигрантская литература именует это бегство «героическим» и «славным ледяным походом». В самый тяжелый момент похода, когда добровольцы безуспешно штурмовали Екатеринодар, Корнилов являвшийся своеобразным знаменем движения, погиб. В армии к этому времени осталось лишь около 1,5 тыс. бойцов. Место командующего должен был занять Деникин. По его словам, он не колебался, ни минуты, принимать ли должность в такой сложный момент. Деникин оказался без войск. Но новый командующий не пал духом, отвел «армию» от Екатеринодара, прекратив попытки взять его штурмом 11.
Говоря о социальном составе белых армий, отражающем в определенной степени и социальную базу всего движения в целом, следует отметить, что первые полки Добровольческой армии в начале 1918 г. почти полностью состояли из офицеров, учащейся молодежи, интеллигенции. Добровольческая армия с самого начала приобрела характер «офицерской части», т.е. являлась ополчением «патриотически настроенной интеллигентной молодежи», морально оторванным от народных масс. Но уже в 1919 г., с началом крупных операций и расширением территории военных действий, социальный состав белых армий существенно изменился. Теперь они пополнялись мобилизованными и пленными. Рядовые казаки и офицеры составляли основу белоказачьих армий, зачастую полностью повторявших организацию казачьих частей императорской армии. Местными крестьянами-добровольцами и мобилизованными постоянно пополнялись войска северной области.
Настроения и убеждения, с которыми многие оказывались в рядах белой армии, были далеко не одинаковы. Офицерство вступало в борьбу, оскорбленное развалом армии, последствиями «позорного» Брестского мира. Представители «демократической общественности» руководствовались стремлением восстановить Учредительное собрание, свободу слова, печати, собраний и т.д. Крестьянство, хотя и было удовлетворено прекращением войны и декретом о земле, яростно сопротивлялось политике продразверстки, насаждению комбедов, запрету свободной торговли. Рабочие выступали против натурализации заработной платы, роста цен, падения производства, принижения роли профсоюзов. Представители «торгово-промышленного» сословия лишались советской властью своего материального и социального статуса. Казачество, помимо недовольства политикой «расказачивания», надеялось на возрождение собственной государственности, традиций местного самоуправления.
Изначальной идеологической основой Белого движения в 1917 –1918 гг. была патриотическая идея спасения Российской империи от развала и гибели, представлявшихся белым лидерам как результаты действий Временного правительства и «немецких ангелов» – большевиков как последствия революционных потрясений, расколовших страну на враждующие лагери.
Белое движение развивалось
как «отрицание»
Для проведения идеологической работы при белых правительствах создавались специальные отделы и издательства. Основное внимание при издании листовок, брошюр, плакатов уделялось пропаганде отдельных положений программы белых в плане будущего государственного устройства, аграрной и рабочей политики, отношения к школе, семье, поддержки национальной культуры. Немалая часть изданий была занята показом «зверств большевиков», «ужасов чрезвычаек» и т.п. Недостатка в разнообразии пропагандистской литературы у белых не было, но ее распространение велось беспорядочно.
Стержнем программы Белого движения являлась «непримиримая борьба с советской властью». Эта борьба должна была стать ведущим стимулом к сплочению в единый фронт самых различных социальных и политических групп. Все приоритеты отдавались вооруженной борьбе, поэтому с самого начала принципом Белого движения стало «непредрешение» политических, экономических, социальных и других вопросов государственного устройства и внутренней жизни России до «окончательной победы над большевизмом». Попытки разработок конкретных программ и их реализации белыми правительствами состоялись, по существу, лишь на последнем этапе Белого движения – 1920 –1922 годах12.
Принцип военной диктатуры воплощался далеко не повсеместно и не в полной мере, даже назначение Колчака Верховным правителем России произошло фактически с санкции Омского Совета министров. В казачьих областях единоличное правление не было безусловным – казачьи парламенты, войсковые круги и рады ограничивали власть своих атаманов.
ГЛАВА II.
«Красная гвардия» появилась во Франции значительно позже – в дни Парижской Коммуны и противопоставлялась Национальной Гвардии. Французские же роялисты никогда себя «белыми» не отождествляли.
Красный цвет как символ борьбы пролетариата за свои права появляется, видимо, не ранее второй половины XIX века – еще в середине века таким цветом был черный. Первое «цветовое» противостояние белый –красный относится к событиям Русской Смуты XX века, причем символическое значение цветов следующее: красный – «Даешь Мировую Революцию!», а белый – чистота помыслов, возрождение, воинская доблесть13.
Выражение «белая гвардия» появилось в России в конце 1905 года как самоназвание боевых дружин Союза русского народа в Одессе одновременно со словом «белогвардейцы». Однако и в 1905 году, и после Февральской революции красному цвету почти всегда противопоставляется не белый, а черный – как цвет реакции 14.
27 октября 1917 года «белой
гвардией» называли себя
Лишь с лета 1918 года наименования «белогвардейцы», «белые», «белые армии» начинают относиться ко всем силам, выступившим с оружием против большевиков. К осени 1918 года в советской печати утверждается противопоставление «красные – белые» как обозначение двух лагерей в Гражданской войне 15.
Иначе обстояло дело в небольшевистской печати. О московской «белой гвардии» и «белогвардейцах» в небольшевистских газетах упоминается считанное количество раз, а затем вплоть до весны 1918 года, эти термины используются лишь при описании событий в Финляндии.
С мая – июля 1918 года термины «белая гвардия» и «белогвардейцы» появляются в печати почти всех регионов России, главным образом в сообщениях, заимствованных из советских газет, телеграмм и радиограмм. Они и часто закавычивается и не встречаются как собственное название сил, выступивших против «красных». «Красному» противопоставлялось не «белое», а «национальное», «русское». Красному флагу противостоит российский триколор. Сказанное справедливое для всех основных фронтов, кроме Северо-запада в мае 1919-го в воззваниях Булак-Булаховича, в частности, появляются в печати Пскова, Нарвы, Гатчины, Ревела, а так же в официальных документах Северо-Западной армии.
С 1920 года понятия «белые», «белые армии» проникают в эмигрантскую печать. Но лишь с 1921 года они начинают широко использоваться эмигрантами – участниками «белой борьбы» в качестве самоназвания. Политическая и идеологическая символика белого цвета осталась зыбкой и неоднозначной. С «белыми» отказались отождествлять себя не только эсеры, но и крайние монархисты.
Прежде всего, понятия
«Белая и Красная гвардия» разнопластовые.
Красная гвардия – явление
историческое, фактическое, бывшее. Отряды Красной Гвардии
создавались с февраля 1917 года на промышленных
предприятиях. Принцип комплектования
– добровольческий; принцип организации
– территориально-
Белая же гвардия – явление из области сознания, словосочетание, обозначающее понятие, которое закрепилось в массовом сознании как обобщенное наименование всех военных формирований, боровшихся в годы Гражданской войны против советской власти. Значительную роль в этом сыграла литература 16.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская трагедия для
обеих сторон продолжалась и после
окончания гражданской войны. Как
известно, победителей в
Белые со своими боевыми
знаменами, верные воинской чести, с
образом Родины в сердце отправлялись
в неведомые для них скитания.
Судьба и к ним оказалась
Находясь в изгнании, русские люди бережно сохраняли традиции России и свято верили в ее грядущее возрождение и лучшее будущее. Именно в этом и видели они главное значение своей борьбы 18.
1 Орлов А.С., Георгиев В.А. История России до наших дней. – М., 2001.
2 Орлов А.С., Георгиев В.А. История России до наших дней. – М., 2001.
3 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7
4 Орлов А.С., Георгиев В.А. История России до наших дней. – М., 2001.
5 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.
6 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.
7 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.
8 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М., 1999. - Т. 1
9 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М. Щагина. – М., 1999. - Т. 1
10 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.
11 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М., 1999. - Т. 1.
12 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М., 1999. - Т. 1
Информация о работе Идеология, лидеры и практика белого движения