Идеология, лидеры и практика белого движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – показать идеологию, лидеров и практику белого движения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выделить причины недовольства большевиками;
– идеологию белого движения;
– показать этапы выступлений белого движения

Файлы: 1 файл

Басырова контр..doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

В истории Белого движения в России можно выделить три периода:

1. Период становления  (1917–1918 гг.) Первые походы Добровольческой  армии на Юге России, организация  антибольшевистского сопротивления в Сибири и Поволжье, восстания в казачьих областях;

2. Период небольших  наибольших успехов (1919 г.). Наступление  армий адмирала А.В. Колчака  на Урал и Поволжье, «поход  на Москву» Вооруженных Сил  Юга России» генерала А.И. Деникина  и «поход на Петроград» Северо-Западной  армии генерала Н.Н. Юденича;

3. Период «последних  могикан» Белого дела (1920–1922 гг.). Попытки сохранения, движение на  окраинах бывшей Российской Империи  – в Крыму, Забайкалье, на Дальнем  Востоке.

Каждый из этих периодов отличался своеобразием политических программ, социальной базы Белого движения, его идеологии и так далее 10.

По мере усиления борьбы большевиков за удержание власти и по мере эскалации гражданской  войны в Росси оно переросло  в организованное военно-политическое сопротивление советской власти, исторически определяемое как «Белое движение». Белое движение создавало свои государственные структуры – правительства, парламенты, местные органы самоуправления, искало пути решения экономических, национальных и других проблем, поставленных как текущей борьбой с «большевизмом», так и определяющих будущее страны.

Грянувший 25 октября 1917 г. большевистский переворот заставил генералов бежать на Юг России в  поисках более надежного пристанища. Все они собрались на Дону, где донской атаман А.М. Каледин не признал советское правительство, а М.В. Алексеев уже развернул формирование Добровольческой армии. Деникин добирался на Дон под видом обедневшего польского помещика, во втором классе «скорого» поезда, набитом солдатами, которые поддерживали большевиков.

Алексеев оставил в  своих руках политическое руководство. Командующим Добровольческой армией стал Л.Г. Корнилов, его заместителем – А.И. Деникин. Под натиском частей В.А. Антонова-Овсеенко Добровольческая Армия 22 февраля 1918 г. покинула Ростов и устремилась на Кубань. Эмигрантская литература именует это бегство «героическим» и «славным ледяным походом». В самый тяжелый момент похода, когда добровольцы безуспешно штурмовали Екатеринодар, Корнилов являвшийся своеобразным знаменем движения, погиб. В армии к этому времени осталось лишь около 1,5 тыс. бойцов. Место командующего должен был занять Деникин. По его словам, он не колебался, ни минуты, принимать ли должность в такой сложный момент. Деникин оказался без войск. Но новый командующий не пал духом, отвел «армию» от Екатеринодара, прекратив попытки взять его штурмом 11.

Говоря о социальном составе белых армий, отражающем в определенной степени и социальную базу всего движения в целом, следует  отметить, что первые полки Добровольческой  армии в начале 1918 г. почти полностью  состояли из офицеров, учащейся молодежи, интеллигенции. Добровольческая армия с самого начала приобрела характер «офицерской части», т.е. являлась ополчением «патриотически настроенной интеллигентной молодежи», морально оторванным от народных масс. Но уже в 1919 г., с началом крупных операций и расширением территории военных действий, социальный состав белых армий существенно изменился. Теперь они пополнялись мобилизованными и пленными. Рядовые казаки и офицеры составляли основу белоказачьих армий, зачастую полностью повторявших организацию казачьих частей императорской армии. Местными крестьянами-добровольцами и мобилизованными постоянно пополнялись войска северной области.

Настроения и убеждения, с которыми многие оказывались в  рядах белой армии, были далеко не одинаковы. Офицерство вступало в борьбу, оскорбленное развалом армии, последствиями «позорного» Брестского мира. Представители «демократической общественности» руководствовались стремлением восстановить Учредительное собрание, свободу слова, печати, собраний и т.д. Крестьянство, хотя и было удовлетворено прекращением войны и декретом о земле, яростно сопротивлялось политике продразверстки, насаждению комбедов, запрету свободной торговли. Рабочие выступали против натурализации заработной платы, роста цен, падения производства, принижения роли профсоюзов. Представители «торгово-промышленного» сословия лишались советской властью своего материального и социального статуса. Казачество, помимо недовольства политикой «расказачивания», надеялось на возрождение собственной государственности, традиций местного самоуправления.

Изначальной идеологической основой Белого движения в 1917 –1918 гг. была патриотическая идея спасения Российской империи от развала и гибели, представлявшихся белым лидерам как результаты действий Временного правительства и «немецких ангелов» – большевиков как последствия революционных потрясений, расколовших страну на враждующие лагери.

Белое движение развивалось  как «отрицание» большевистского  переворота и строило свою идеологию, по существу, только на вооруженной борьбе с советской властью. После выхода белых на обширные пространства России в 1919 г. появилась потребность не только в идеологии «отрицания» и «ликвидации», но и в идеологии «созидания» новой, «Белой Росси». Эта идеология основывалась на необходимости возврата к традиционным ценностям русской истории одновременно с осуществлением широких политических и социально-экономических преобразований.

Для проведения идеологической работы при белых правительствах создавались специальные отделы и издательства. Основное внимание при издании листовок, брошюр, плакатов уделялось пропаганде отдельных положений программы белых в плане будущего государственного устройства, аграрной и рабочей политики, отношения к школе, семье, поддержки национальной культуры. Немалая часть изданий была занята показом «зверств большевиков», «ужасов чрезвычаек» и т.п. Недостатка в разнообразии пропагандистской литературы у белых не было, но ее распространение велось беспорядочно.

Стержнем программы  Белого движения являлась «непримиримая борьба с советской властью». Эта борьба должна была стать ведущим стимулом к сплочению в единый фронт самых различных социальных и политических групп. Все приоритеты отдавались вооруженной борьбе, поэтому с самого начала принципом Белого движения стало «непредрешение» политических, экономических, социальных и других вопросов государственного устройства и внутренней жизни России до «окончательной победы над большевизмом». Попытки разработок конкретных программ и их реализации белыми правительствами состоялись, по существу, лишь на последнем этапе Белого движения – 1920 –1922 годах12.

Принцип военной диктатуры  воплощался далеко не повсеместно и  не в полной мере, даже назначение Колчака  Верховным правителем России произошло  фактически с санкции Омского Совета министров. В казачьих областях единоличное правление не было безусловным – казачьи парламенты, войсковые круги и рады ограничивали власть своих атаманов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.

«Красная гвардия» появилась  во Франции значительно позже  – в дни Парижской Коммуны и противопоставлялась Национальной Гвардии. Французские же роялисты никогда себя «белыми» не отождествляли.

Красный цвет как символ борьбы пролетариата за свои права  появляется, видимо, не ранее второй половины XIX века – еще в середине века таким цветом был черный. Первое «цветовое» противостояние белый –красный относится к событиям Русской Смуты XX века, причем символическое значение цветов следующее: красный – «Даешь Мировую Революцию!», а белый – чистота помыслов, возрождение, воинская доблесть13.

Выражение «белая гвардия» появилось в России в конце 1905 года как самоназвание боевых дружин Союза русского народа в Одессе одновременно со словом «белогвардейцы». Однако и  в 1905 году, и после Февральской революции красному цвету почти всегда противопоставляется не белый, а черный – как цвет реакции 14.

27 октября 1917 года «белой  гвардией» называли себя студенческие  боевые дружины в Москве, выступившие  вместе с отрядами юнкеров  и кадет на защиту Временного  правительства. О том, почему студенты выбрали это название, можно лишь строить догадки. С этого времени выражения «белая гвардия», «белогвардейцы» эпизодически появляются только в советской печати. Их распространению способствовали события в Финляндии, где с конца 1917 года начались столкновения, а с февраля 1918 года – полномасштабная гражданская война между Красной и Белой гвардией.

  Лишь с лета 1918 года наименования «белогвардейцы», «белые», «белые армии» начинают относиться ко всем силам, выступившим с оружием против большевиков. К осени 1918 года в советской печати утверждается противопоставление «красные – белые» как обозначение двух лагерей в Гражданской войне 15.

Иначе обстояло дело в  небольшевистской печати. О московской «белой гвардии» и «белогвардейцах» в небольшевистских газетах упоминается считанное количество раз, а затем вплоть до весны 1918 года, эти термины используются лишь при описании событий в Финляндии.

С мая – июля 1918 года термины «белая гвардия» и «белогвардейцы»  появляются в печати почти всех регионов России, главным образом в сообщениях, заимствованных из советских газет, телеграмм и радиограмм. Они и часто закавычивается и не встречаются как собственное название сил, выступивших против «красных». «Красному» противопоставлялось не «белое», а «национальное», «русское». Красному флагу противостоит российский триколор. Сказанное справедливое для всех основных фронтов, кроме  Северо-запада в мае 1919-го в воззваниях Булак-Булаховича, в частности, появляются в печати Пскова, Нарвы, Гатчины, Ревела, а так же в официальных документах Северо-Западной армии.

С 1920 года понятия «белые», «белые армии» проникают в эмигрантскую печать. Но лишь с 1921 года они начинают широко использоваться эмигрантами  – участниками «белой борьбы» в качестве самоназвания. Политическая и идеологическая символика белого цвета осталась зыбкой и неоднозначной. С «белыми» отказались отождествлять себя не только эсеры, но и крайние монархисты.

Прежде всего, понятия  «Белая и Красная гвардия» разнопластовые. Красная гвардия – явление  историческое, фактическое, бывшее. Отряды Красной Гвардии создавались с февраля 1917 года на промышленных предприятиях. Принцип комплектования – добровольческий; принцип организации – территориально-производственный.

Белая же гвардия –  явление из области сознания, словосочетание, обозначающее понятие, которое закрепилось в массовом сознании как обобщенное наименование всех военных формирований, боровшихся в годы Гражданской войны против советской власти. Значительную роль в этом сыграла литература 16.

 

  

  

 

 

 

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская трагедия для  обеих сторон продолжалась и после  окончания гражданской  войны. Как  известно, победителей в братоубийственной  войне не хватает. Не случайно многие из бывших красных «героев» сами стали  впоследствии жертвами режима, введенного на костях народа.

Белые со своими боевыми  знаменами, верные воинской чести, с  образом Родины в сердце отправлялись в неведомые для них скитания. Судьба и к ним оказалась неблагосклонна, но свой долг они исполнили до конца. В 1921 г. А. Деникин писал: «После возрождения большевизма наряду с огромной работой в области возрождения моральных и материальных сил русского руководства перед последним с небывалой еще в отечественной истории острой станет вопрос о сохранении его державного бытия, ибо за рубежами русской земли стучат уже заступами могильщики и скалят зубы шакалы в ожидании ее кончины. Не дождутся. Из крови, грязи, нищеты духовной и физической встанет русский народ в силе и разуме» 17.

Находясь в изгнании, русские люди бережно сохраняли традиции России и свято верили в ее грядущее возрождение и лучшее будущее. Именно в этом и видели они главное значение своей борьбы 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

1 Орлов А.С., Георгиев В.А. История России до наших дней. – М., 2001.

2 Орлов А.С., Георгиев В.А. История России до наших дней. – М., 2001.

3 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7

 

4 Орлов А.С., Георгиев В.А. История России до наших дней. – М., 2001.

5 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.

 

6 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.

7 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.

8 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М., 1999. - Т. 1

 

9 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М. Щагина. – М., 1999. - Т. 1

10 Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917 – 1922 годы.// Вопросы истории – 2000 - №7.

11 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М., 1999. - Т. 1.

 

12 Новейшая история отечества. ХХ век. / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М., 1999. - Т. 1

Информация о работе Идеология, лидеры и практика белого движения