Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:57, реферат
Целью данной работы является изучить сущность и особенности "информационной войны", а также рассмотреть и проанализировать "информационные войны" современности.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу, ресурсы Интернет по интересующей тематике.
2. Выявить сущность и особенности информационной войны, методы и приемы ее ведения.
3. Проанализировать наиболее масштабные информационные войны в современную эпоху.
Введение ………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны …………………………………….4
1.1 Сущность и особенности информационной войны ………………………………………….........4
1.2 Методы и приемы информационно-психологической войны ……………………………………5
Глава 2. Информационное противоборство в современную эпоху ……………………………………….8
Глава 3. Война в Осетии. Кто выиграл информационное сражение? .......................................................12
3.1 США …………………………………………………………………………………………………12
3.2 Европа ……………………………………………………………………………………………….13
3.3 Россия ………………………………………………………………………………………………..13
3.4 Грузия ………………………………………………………………………………………………..14
3.5 Итоги информационной войны …………………………………………………………………….15
Заключение ………………………………………………………………………………………………….16
Литература (Источники) ……………………………………………………………………………………17
Действия гитлеровской пропаганды относились к нестационарным условиям, быстро меняющимся событиям. Именно тогда эффективны ложь, и быстро сменяющие друг друга кампании.
Во всех случаях воздействия
на сознание людей незримо присутствует
фактор повторяемости. Система большой
(и малой) лжи дает эффект только
на определенное ограниченное время. В
подсознании человека заложено сомнение,
необходимость проверки, подкрепления
информации. Поэтому при информационном
воздействии в статических
Эффективен метод, когда
отождествляются неизбежные негативные
стороны явления. Например, при хорошей
профессиональной компоновке кадров телерепортажей
можно создать для
Для любого информационного воздействия необходимо присутствие правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые порции ложных данных. Но наиболее эффективный метод заключается в расчленении явления, выделении истинных, но единичных фактов и отождествления их с самим явлением, т.е. создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого рода носят название политических мифов.
Внедрение в сознание политических мифов позволяет заменить целостное мировоззрение фрагментарным, искажающим действительную картину.
Эффективное управление людьми,
манипулирование ими с помощью
информационного воздействия
В развитых странах происходит
непрерывный зондаж общественного
мнения. Существует целая система
опросов, велика активность общения
депутатов различных уровней
с избирателями, большое внимание
уделяется выяснению
Отмечено, что параллельно каналам массовой информации, действующим на "мнения лидера", функционируют межличностные неформальные каналы информации.
Помимо вышеописанных прямых (или информационных) методов воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные с воздействиями на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование мозга может быть нарушено с помощью наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер за счет инициирующей их солнечной активности. С учетом этого можно программировать и концентрацию действий информационно-психологической войны.
Сегодня осуществляется информационно-культурная
и информационно-идеологическая экспансия
наиболее развитых государств, что
ведет к трансформации
Глава 2. Информационное противоборство в современную эпоху
В настоящее время, по мнению
американских специалистов, информационное
противоборство (ИП) представляет собой
не просто вид обеспечения операций
вооруженных сил путем
В январе 1995 года этой влиятельной
компании было поручено в рамках мероприятий,
осуществляемых министерством обороны
США, выполнить ряд
В этом документе впервые,
вследствие осознания возможностей
информационного оружия, появился термин
Strategic Information Warfare - "стратегическое информационное
противоборство". Такое противоборство,
согласно заявлениям авторов отчета,
представляет собой "использование
государствами глобального
В отчете говорится о том,
что изменения в общественно-
Проведенные исследования позволили выделить следующие ключевые особенности такого вида противоборства: сравнительно низкая стоимость создания средств ИП; крушение статуса традиционных государственных границ при подготовке и проведении информационных операций; усиление роли управления восприятием ситуации путем манипулирования информацией по ее описанию; изменение приоритетов в деятельности стратегической разведки, которые смещаются в область завоевания и удержания информационного превосходства; усложнение проблем обнаружения начала информационной операции; сложность создания коалиции против агрессора, развязавшего информационную войну (ИВ); наличие потенциальной угрозы территории США.
Авторы особенно отметили тот факт, что основные положения национальной военной стратегии США не адекватны тем угрозам, которые возникают в ходе стратегического ИП. В связи с этим они высказали необходимость выполнения следующих рекомендаций: располагать центр координации работ по противодействию угрозам в информационной сфере в непосредственной близости от президента, поскольку только в этом случае можно обеспечить требуемый уровень координации деятельности всех министерств и ведомств; давать оценку уязвимости ключевых элементов национальной информационной инфраструктуры; обеспечивать главенствующую роль государства в координации работ по противодействию угрозам в информационной сфере; вносить коррективы в национальную стратегию безопасности и национальную военную стратегию в соответствии с особенностями ведения стратегического ИП. В заключительной части отчета MR-661-OSD анализируется предполагаемый ход информационного противоборства на примере возможного конфликта США и Ирана в зоне Персидского залива с использованием методики прогноза развития ситуаций, разработанной ранее в корпорации "Рэнд" и известной как "The Day After... - На следующий день..."
Суть понимания процессов
ведения стратегического ИП отражена
в отчетах корпорации, выполненных
в 1998 году: MR-963-OSD (The Day After... in the American Strategic
Infrastructure) и MR-964-OSD (Strategic Information Warfare Rising).
В них на основе выполненных ранее
исследований о роли и месте информационного
противоборства, а также анализа
современного состояния в этой области
предпринята попытка прогноза (с
использованием уже известной методики
"The Day After... ") динамики формирования
ситуации в мире. Рассматривается
ряд возможных путей развития,
в том числе завоевание Соединенными
Штатами господства в области
ИП, создание элитарного клуба государств
обладателей средств
Ключевым понятием, введенным
в отчете MR-964-OSD, является классификация
стратегического противоборства на
первое и второе поколение. При этом
стратегическое ИП первого поколения
рассматривается наряду с традиционными
средствами противоборства (ядерными,
химическими, биологическими и другими).
Подчеркивается, что оно больше ориентировано
на дезорганизацию деятельности систем
управления и проводится скорее как
обеспечение действий традиционных
сил и средств. Авторы отмечают, что
такое восприятие информационного
противоборства свойственно начальному
этапу осмысления проблемы. В отчете
стратегическое ИП первого поколения
определено как "... один из нескольких
компонентов будущего стратегического
противоборства, применяемый совместно
с другими инструментами
Дальнейшее изучение проблемы
привело к введению понятия "стратегического
информационного противоборства второго
поколения" (2nd Generation Strategic Information Warfare).
В отчете это понятие определено
как "принципиально новый тип
стратегического
В качестве приложения к отчету
приведены два сценария возможных
событий, полученных с использованием
все той же методики "The Day After...
". Первый основан на результатах
оценки стратегического ИП первого
поколения в конфликте между
Китаем и Тайванем в период до 2010
года. Второй рассматривает ведение
стратегического ИП России и США
в период до 2010 года. Этот сценарий основан
на том, что Россия разворачивает
сложную операцию по манипулированию
экономической ситуацией на рынке
энергоносителей (нефть и газ), рассчитанную
на несколько лет и направленную
на достижение превосходства над
США путем навязывания своей
экономической политики на рынке
энергоносителей. В операции, помимо
средств специального программно-математического
воздействия на информационные системы
кредитно-финансовой сферы Запада,
манипулирования информацией в
средствах массовой информации, задействованы
также дипломатические меры влияния
на других поставщиков энергоносителей,
а также манипуляции с
Тем не менее, в условиях определенной трансформации взглядов на проблему ведения ИП, изменяются и задачи, которые нужно решать для достижения поставленной цели. Так, для информационного противоборства первого поколения это:
огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;
ведение радиоэлектронной борьбы;
получение разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;
осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением или хищением;
формирование и массовое
распространение по информационным
каналам противника или глобальным
сетям дезинформации для
получение интересующей информации путем перехвата открытых источников информации.
Информационное противоборство
второго поколения
создание атмосферы
манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;
дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;
снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;
дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
затруднение принятия органами управления важных решений;
подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
нанесение ущерба жизненно важным
интересам государства в
В целом следует отметить, что с конца 90-х годов основной тенденцией в развитии понимания роли и места информационного противоборства среди специалистов корпорации "Рэнд" является осознание факта, что стратегическое ИП является самостоятельным принципиально новым видом стратегического противоборства, способным разрешать конфликты без применения вооруженной силы.