Инквизиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является более глубокое изучение явления инквизиции.
Но, так как тема об инквизиции, с точки зрения ее моральной оценки в наше время очень спорная тема, то ради большей объективности, хочу осветить ее с позиции нескольких авторов, стоящих на различных идеологических принципах.
Для достижения своей цели в моем реферате, я ставлю перед собой следующие задачи:
- дать понятие инквизиции;
- охарактеризовать деятельность инквизиции;
- сравнить мнения католических авторов об инквизиции;
- дать моральную оценку инквизиции.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
І. Предыстория Инквизиции...........................................................................4
Деятельность Инквизиции:
1. Следствие......................................................................................................5
2. Наказания.....................................................................................................5
3. Методы расследования................................................................................6
4. Конфискации.................................................................................................7
ІІ. Оценка деятельности инквизиции:
1. Цели еретического движения.......................................................................8
2. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения........8
3. Моральная оценка деятельности Инквизиции..........................................10
Заключение.......................................................................................................12

Файлы: 1 файл

Реферат. Инквизиция.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                      4. Конфискации.

            Одним из объяснений того, что Англия и Голландия были первыми странами, в которых произошла промышленная революция, является то, что в этих государствах инквизиция не была столь авторитетна, как в более южных странах Европы. Что подразумевала под собой конфискация? Полное изъятие движимого и недвижимого имущества, аннулирование всех долговых обязательств, принуждение всех должников вернуть средства в определенный срок. Если возбуждалось преследование ныне умершего человека, то конфискация распространялась на наследников вплоть до третьего колена. Подобные меры полностью парализовали промышленность и торговлю на южных территориях Европы. Распределение средств от конфискации происходило следующим образом: треть получал инквизитор, треть - представитель светской власти, треть - Святейший Престол.

             Инквизитор должен был употреблять полученные средства на нужды сыска. Но на практике средства расходовались по его усмотрению. Одним из факторов того, что инквизиция не утвердилась в северной Европе, было то, что еретиков было мало, и они преимущественно происходили из беднейших семей. (Если государство брало на себя расходы по учреждению инквизиции, то оно получало определенную долю от доходов конфискации).                                           

                                             

                                                      Глава ІІ.

                                       Оценка деятельности инквизиции.

                                      Цели еретического движения.

 

          Родиной катаров был Балканский полуостров, откуда они распространились в Кельн (Германия), в Англию, Испанию, в Южную Францию и в Северную Италию. Главным их опорным центром был город Альби в Южной Франции. В основе вероучения катаров лежал теистический дуализм. Бога Ветхого Завета они считали сатаной, которому противостоял "добрый" Бог Нового Завета, пославший на землю Христа. Катары отвергали Святые Таинства, в том числе и св. Евхаристию. К католической Церкви катары относились очень враждебно, критиковали обмирщенность духовенства, разрушали и грабили монастыри и церкви, издевались над христианскими святынями.

         Французский историк Мишле пишет, что еретическое дворянство Южной Франции находилось в дружеских отношениях с катарами и наводило ужас на все католическое население юга Франции. Они грабили и избивали духовенство и крестьян-католиков, не щадя ни возраста, ни пола, врывались в храмы, срывали церковные службы, пачкали и разбивали кресты, обламывали руки и ноги на распятиях Христа.

         Автор нашумевшей в свое время "Истории инквизиции", Ли, крайне враждебный Церкви, принужден все же признать, что торжество... секты привело бы Европу к одичанию, и добавляет: "Какой бы ужас нам ни внушали средства борьбы, и какую бы жалость мы бы не испытывали к людям павшим жертвой за свои убеждения, мы должны все же признать без колебания, что здесь борьба за Церковь была борьбой за цивилизацию и прогресс..."

          Кроме катаров большое распространение получила секта вальденсов, родиной которой была Франция. Они распространились во Франции, Северной Италии, а позднее в Германии и Чехии. Они отрицали учение о чистилище, молитвы за умерших, индульгенции, наказание смертью, военную службу, таинства покаяния и св. Евхаристии.

           На Пиренейском полуострове возникло подпольное иудейское государство, угрожавшее разрушением христианских государств: Испании и Португалии, опасностью возвращения на Пиренейский полуостров исламского владычества, а также распространением ересей.

 

 

                               

          Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.

 

А. Священное Писание предусматривает  право и обязанность Церкви на свою самозащиту от ереси, что Церковь  и делала с помощью трибуналов инквизиции.

           Задача трибуналов инквизиции было расследование дел членов католической Церкви, подозреваемых в ереси и скрывающих это ради достижения ими враждебных целей. В таких случаях трибунал должен был разоблачить среди членов Церкви еретика убедить его в ошибочности его еретических убеждений, а если тот не послушает Церкви, то предать его отвержению, на что дают право и к чему обязывают тексты Священного Писания:

            1) "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит.3:10).

            2) "...если Церкви (ее приспешник) не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф.18:17).

            3) "я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с такими даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас" (1Кор.5:11-13).

           4) "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет проклят (отлучен от Церкви). Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет проклят" (Гал.1:8-9).

          На основании вышеприведенных текстов инквизиция и отлучала от Церкви еретиков. Следовательно, поступала в соответствии со Священным Писанием.

           Такое отлучение от Церкви приспешника Церкви - еретика вполне справедливо и соответствует здравому смыслу, так как отлучение от Церкви трибуналом инквизиции было чисто формальным актом, ибо фактически еретик уже сам отлучил себя от Церкви своими антицерковными делами, что было доказано в процессе расследования.

           Б. Священное Писание предусматривает право и обязанность государства, как органа власти, на защиту общества от ереси.

           В средние века подавляющая часть человеческого общества рассматривало католическую Церковь как основание общественного и нравственного правопорядка. Поэтому преступление против католической Церкви рассматривалось как тяжелое преступление. В средние века люди больше дорожили своей нравственной честью, спасением своей души, чем жизнью своего тела, и если убийство одного человека рассматривалось как тяжкое преступление в соответствии с заповедью Священного Писания: "не убей", то тем более обрекание множества человеческих душ, соблазненных ересью,- аду, рассматривалось как тяжелейшее преступление. Ведь ересь - это не только пропаганда словом антихристианского поведения, но это и само поведение, это греховная жизнь, обрекавшая людей:

   а) на ад;

   б) на общественные конфликты и часто уголовные преступления и войны.

         На этом основании государственная власть законодательно запрещала ересь, и наказывало за нее. Священное же Писание наделило власть, правами по поддержанию общественного и нравственного порядка с правом наказания виновных в преступлении, а гражданам повелевает власти подчиняться. Следующие тексты Священного Писания говорят об этом.

         1. "Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,- как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии" (1П.2:13-16).

         2. "Всякая душа да будет послушна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13:1-4).

          Следовательно, власть имела право наказывать за ересь преступников даже лишением их жизни. Ибо как говорит священное Писание:

           1) "Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф.3:10;Лк.3:9).

           2) "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные; по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые... Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их" (Мф.7:15-20).

           На основании этих текстов Священного Писания власть в гражданских судах рассматривала дела отлученных от Церкви, как преступников против общества и государства и приговаривала их к наказанию, ибо считала, что лучше обществу наследовать вечную жизнь без преступников, чем вместе с ними быть " ввержену в огонь вечный".

           4. Последствия, которые могли бы быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.

           Последствия от бездеятельности Церкви и государства по отношению к ересям можно классифицировать на ближние последствия и дальние.

           А. Ближние последствия.

           К ним можно отнести:

        а) Последствия от деятельности ереси гуситов, с которой своевременно не боролись и которая привела к жертвам гражданской войны в Чехии, длившейся 17 лет (1419-1436).

        б) Последствия от распространения лютеранства (из-за промедления осуждения Папой Львом X Лютера и нерасторопности императора в прекращении распространения лютеранства), приведших к 30 летней гражданской войне, при которой погибло 2/3 населения Германии и было задержано объединение Германии на несколько столетий.

       Подобные последствия могли произойти и от пренебрежения борьбой с катарами во Франции и в Северной Италии или с иудаизмом или ересями на Пиренейском полуострове.

Б. Дальние последствия.

       К дальним последствиям следует отнести большую часть неудач европейских народов:

         1) Раскол христианства на множество религиозных исповеданий из-за правила Лютера: произвола в личном толковании Священного Писания.

          2) Распространение деизма, пантеизма и атеизма в Европе и как следствие этого нравственный упадок населения.

          Всех перечисленных последствий могло бы не быть, если бы Церковь и государственные власти своевременно и более последовательно боролись против еретического движения.

 

                                 

                           

                                Моральная оценка деятельности Инквизиции.

   

В заключение, при моральной оценке деятельности инквизиции, хочу сказать:

         а) Инквизиция не казнила смертью ни одного человека, ибо в церковном праве нет наказания смертной казнью, и, кроме того, задача деятельности инквизиции состояла в раскрытии преступлений, в перевоспитании преступников и в отлучении от Церкви опасных и нераскаявшихся преступников, а не в их умерщвлении.

         б) Что милосердие к негодяю очень часто становится жестокостью по отношению к невинным людям со всеми вытекающими из этого последствиями.

         в) И, наконец, жертвы выданные инквизицией государственной власти для совершения над ними смертной казни несравнимы с жертвами от антихристианских режимов духовных наследников ересиархов и их единомышленников.

         Даже в Испании, где инквизиция особенно "свирепствовала", под руководствам испанских монархов, за 337 лет (с 1481 г. по 1818 г.) существования испанской инквизиции, по решению государственных судов было сожжено 36 212 человек, выданных инквизицией в руки государственной власти. А за 2 года Французской революции 1789 г. было уничтожено около 300 тыс. человек. За 3 года гражданской войны в Советской России только от революционных трибуналов погибло около 2 млн. человек. От рук германского национал-социализма только за годы второй мировой войны погибло (по еврейским источникам) около 6,5 млн. евреев. А сколько погибло людей от войн, болезней, нищеты, голода, наступивших в Европе из-за идеологий деизма, атеизма, расизма, (в СССР перед "перестройкой" - 7 млн., в США - 1,5-2 млн. в год), наркомании, бесправия! Это наверно трудно подсчитать!

         А ведь руководители режимов Французской революции 1789 г., большевистской революции в России, руководители всех безнравственных идеологий и теорий и доныне господствующих в Европе - это духовные наследники бывших ересиархов, масонов с которыми сравнительно так мягко боролась инквизиция. Они возмущаются деятельностью инквизиции, но они в своем ослеплении, кажется, не замечают, что настоящими преступниками являются - они!

Таким образом, возможно, что если бы инквизиция не боролась с духовными отцами позднейших противников католической Церкви, то перечисленные последствия нравственного растления человечества наступили бы значительно раньше.  

 

 

                                                  Заключение.

 

Я закончила свой реферат и думаю, что смогла  достичь своих целей, поставленных ранее, по поводу инквизиции.

В заключение хочу сказать, что у  меня нет никаких оснований оправдывать  инквизицию, потому что она была сама по себе очень страшным явление  того времени.

Но я согласна с тем, что все-таки инквизиция была нужна. С одной стороны нужно было что-то, что преподало бы людям ценный жизненный урок, что помогло бы очистить мир от всякой ереси и тех, кто не следовал указаниям Божьим.

Информация о работе Инквизиция