Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:28, доклад
После распада СССР прошло два десятилетия, за которые между бывшими союзными республиками было подписано огромное число соглашений, договоров и инициатив. Однако все они продемонстрировали неспособность «постсоветской интеграции» обеспечить реальное сотрудничество государств региона. Но в последние три года ситуация кардинально изменилась. Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, запущенный в 2010 г., стал первой интеграционной группировкой, в рамках которой партнеры выполняют взятые на себя обязательства, не считаясь со значительными затратами. Намерение создать Евразийский экономический союз к 2015 г. представляется намного более реалистичным, чем большинство подобных постановлений, принятых ранее.
В Азии ситуация, казалось бы, несколько проще — интеграционные проекты носят более гибкий характер и затрагивают ограниченный круг вопросов, так что конкуренция интеграционных инициатив отсутствует, и вовлечение игроков во взаимодействие с постсоветской интеграционной группировкой связано с меньшими институциональными сложностями. Но и здесь немало проблем.
Во-первых, крайне важно избежать превращения постсоветских соглашений в гигантские структуры, включающие огромное количество часто несовместимых игроков . Во-вторых, и в Азии заметен дефицит доверия — тот же Китай вызывает немалые опасения у элит и населения постсоветских стран (хотя порой это скорее результат мифотворчества, а не реальных рисков). Поэтому в идеале взаимодействие Евразийского экономического союза с азиатскими странами могло бы опираться на ряд комплексных двусторонних зон свободной торговли (желательно включая дополнительные соглашения по безвизовому перемещению и миграции рабочей силы), а также на проекты по эффективному объединению транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур.
За несколько лет постсоветская интеграция из преимущественно бумажного проекта, к которому отдельные страны прибегали для нужд внутренней политики, превратилась в реальный фактор, влияющий на экономическое развитие. Однако дальнейшие перспективы не предопределены. С одной стороны, именно текущий формат, сосредоточенный на небольшой группе стран и преследующий конкретную цель (торгово-экономическое сближение), стал основой успеха ТС. С другой стороны, действительно крупного успеха можно добиться, только переступив через нынешние границы — как географические, например, за счет углубления взаимодействия с Китаем и Европейским союзом, так и функциональные — охватив вопросы движения факторов производства, обеспечив единые правила игры (техническое регулирование, доступ к услугам монополий) и гарантировав координацию макроэкономической политики. Преимущества от членства в ВТО для стран ЕЭП значительны, поэтому региональный проект должен рассматриваться как процесс, параллельный с глобальной экономической интеграцией.
Информация о работе Интеграция на постсоветском пространстве