Иоанн Васильевич Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Влияние конкретной личности на ход истории любой страны , всегда является предметом повышенного изучения историков, так-как это всегда некая значимая веха её жизни. Одни лишь своим появлением или присутствием выигрывали сражения и войны, другие меняли взгляды общества на культуру, научное восприятие мировоздания. Но были и те, чья деятельность приводила к неким поворотным эпизодам, новому отсчету жизни государства. Особенно, это заметно в истории России. Общество нашей страны часто пассивно и мало заботящееся о своей судьбе (о чем говорят многочисленные пословицы и поговорки - ''моя хата с краю .....'' и др). Ломание многовековых устоев, свержение существовавших строев- всегда наиважнейшая роль отведена лидеру. Народ слепо в стихийном порыве лишь идет за тем, кто оказывается в силах увлечь его за собой.

Файлы: 1 файл

грозный.docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

В в е д е н и е

 История - это взгляд обращённый в прошлое. Кто не хочет её помнить и знать , то тех она обязательно и неизбежно накажет. Поэтому знать свою историю, это обезопасить своё будущее от ошибок или свести их количество к минимуму.                                                                                                                                                                     

              Влияние  конкретной личности на ход истории любой страны ,   всегда является предметом повышенного изучения историков, так-как это всегда некая значимая веха её жизни. Одни лишь своим появлением или присутствием выигрывали сражения и войны, другие меняли взгляды общества на культуру, научное восприятие мировоздания. Но были и те, чья деятельность приводила к неким поворотным эпизодам, новому отсчету жизни государства. Особенно, это заметно в истории России. Общество нашей страны часто пассивно и мало заботящееся о своей судьбе (о чем говорят многочисленные пословицы и поговорки - ''моя хата с краю .....''  и  др). Ломание многовековых устоев, свержение существовавших строев- всегда наиважнейшая роль отведена лидеру. Народ слепо в стихийном порыве  лишь идет за тем, кто оказывается в силах увлечь его за собой.                                       

            Таким деятелем стал царь Иван Васильевич ( Грозный ). Правление этого царя настолько неординарно и противоречиво как и сама его персона. Всё было в период его властвования - блестящие победы и успехи  в начале сменившиеся трагизмом и тиранией в конце. Почему он стоит в числе тех, чьё правление так интересно для историков и магически притягивает обывателей. Его царствование отождествляется только с опричниной и кровью, так ли это. Великий Царь или жестокий тиран кто же он -

Иоанн  Васильевич  Грозный.

 

 

 

1 Р а н н и е  г о д ы

Родился будущий царь 25 августа 1530 года в селе Коломенское, что под Москвой. Став первым сыном великого князя Московского  Василия III и  Елены Глинской. По отцу его родственниками были из династии Рюриковичей. Мать происходила от литовских князей  Глинских, чьим предком был сам хан Мамай. Мать отца Василия III, бабка Ивана, Софья Палеолог - приходилась родственницей Византийским императорам. Василий III- отец Ивана умер 3 декабря 1533года, когда тому было лишь три года. Предвидя свою скорую смерть, Василий III cформировал для дальнейшего управления государством малолетним сыном опекунский совет названный позже " Семибоярщина" ( по числу входивших туда наиболее авторитетных и верных бояр).Они должны были обеспечить порядок  в стране и боярской думе. Но совет просуществовал не больше года. В пылу политических репрессий начинаются аресты её участников. Арестованы  М. Глинский позже М. Воронцов. В апреле 1538 года в возрасте 30 лет умирает мать Ивана - княжна Елена Глинская. Малолетнему  Ивану только восемь. Он остаётся один, в смутное раздираемое распрями и общим недоверием друг к другу время. Опекуны были единодушны в своей ненависти к временщику, но видя в нем свою выгоду поддерживали Ивана. Старшим из опекунов становится князь Шуйский. Взяв в жены царевну Анастасию ( двоюродную сестру малолетнего князя Ивана) он становится членом великокняжеской семьи. Князь Шуйский устраивает себе жизнь в соответствии со своим статусом, окружая себя неоправданной роскошью. Бояре мало заботятся об Иване. Он и его младший глухонемой брат Юрий, терпят нужду даже в пище. Все это, ожесточало и возмущало малолетнего князя уже начавшего отдавать себе отчет в происходящем. Иван на всю жизнь сохранит ненависть к опекунам. Он  уже не скрывал своего раздражения. Бояре не посвящали Ивана в государственные дела но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из его окружения возможных фаворитов. Достигнув зрелого возраста  Иван не раз вспоминал свое сиротское детство. Обиды причиненные ему боярами, брошенность и одиночество уже тогда навсегда поселилась в его душе. Сцены безобразия бояр, их своеволие и насилие среди которых рос Иван, превратили его в робкого и пугливого ребенка. Иван пережил страшное нервное потрясение, а с годами подозрительность и глубокое недоверие к людям только усиливалось. Что, не могло не отразится на формировании характера будущего царя. Он подрастал и становился равнодушным к чужим болям, не обращал внимание на интересы других, привык не уважать человеческое достоинство и жизнь человека. Показательны "игры'' тогдашнего князя. Он забирался на крышу терема и от туда сбрасывал разных животных а в последствии и ''людишек толкати''. Часто, вскочив на коня, вместе со своим окружением, мчался по Москве затаптывая на смерть людей, беспричинно убивая или просто забавы ради грабя горожан. Бояре всячески поощряли такое поведение подростка и приговаривали - ''О! Храбр будет этот царь и мужественен!'' А ведь  и было тому еще 14 лет. Отношение бояр в то время начинает разительно меняться. Осознав тот факт что рано или поздно но малолетний князь все же взойдет на престол и станет править страной, они предпринимают всяческие попытки изменить сложившееся отношение к себе. Они беспрестанно льстят Ивану стараются угодить тому  в любом  его желании. ''Воспитывали гордые и великие бояре на свою и на детей своих беду, стараясь друг перед угождать ему во всяком наслаждении и  сладострастии'' - так в последствии об этом периоде напишет князь Курбский. Тем не менее Иван подрастал очень религиозным, доведя себя  в конце жизни до фанатизма на вопросах веры. Очень много и охотно читает, изучил всю имеющуюся в его распоряжении библиотеку. Многие тексты из богословских знает наизусть. Был не по детски эрудирован и любопытен. Отличался феноменальной памятью и удивлял окружающих своей взрослой рассудительностью. Молодой князь грезил историей Византии,  Древнего Рима и тогда-же начал задумываться о своем божественном происхождении, верил что власть ему доставшаяся- дарована  самим богом. Все его помыслы сосредоточены на желании быть самодержцем, стать единоличным правителем всего огромного, но еще раздробленного тогда государства. Политические замыслы он вынашивает тайком от окружающих. Но уже тогда в его мыслях поселилась идея о расширении границ Руси, присоединении отторженных территорий, возвеличивании империи и становление ее в один ряд с самыми развитыми странами. Юный Иван принимает решение венчаться на царство. В январе 1547 года в Успенском соборе Московского кремля состоялась торжественная церемония и возложение на 17-летнего Ивана знаков царского достоинства: крест  Животворящего Дерева, бармы и шапки Мономаха. Он стал царем и Великим князем Всея Руси, что ставило его вровень с господствующими в Европе монархами. А уже в феврале того же года женился на первой своей жене Анастасии Захарьиной - Романовой дочери окольничего. Их союз благотворно скажется на царе. Царица не изменит уже сформировавшийся характер мужа, но безусловно будет благотворно сказываться на нем. Смерть жены летом 1560 года сильно изменит Ивана, произойдет заметный перелом в его поведении. В 1547 году Москву охватывает страшный пожар. Уничтожена большая часть города. Гнев народных масс вызванный пожаром, перерастет в восстание. Обвинив во всем случившемся правящих Глинских, народ требует их выдачи для дальнейшей казни. Были разграблены и сожжены их дворы. Убит Юрий- родственник царя Ивана. Сам он скрывается в селе Воробьево опасаясь и за свою жизнь. С большим трудом удалось успокоить горожан и убедить их разойтись. Молодой царь, воспринял все произошедшее как возмездие за совершенные им до этого грехи. Позже он скажет: ''Господь наказывал меня за грехи то потопом, то мором, и я все не каялся; наконец, бог послал великие пожары : и вошел страх в душу мою, и трепет в кости мои, и смутился дух мой ''. Через всю дальнейшую жизнь он пронесет чувство раскаяния и замаливания грехов перед богом сменяющиеся необузданной жестокостью и кровавой тиранией, вновь и вновь они будут сменять друг друга.             

2 Н а ч а л о  п р е о б р а з о в а н и й

Необходимость реформ назрела  уже давно. Хотя русские земли  и считались единым государством, но на самом деле это все еще феодально- раздробленная страна. Сохранились так называемые бояре-княжата- чувствующие себя на своей территории полновластными правителями. Они имеют дружины, устанавливают свои законы и часто не выполняют указаний Московского князя. Отстаивая личные интересы, они объединяются  в группы и сепаратируют общее управление страной. Царь тоже лишен самостоятельности в принятии решений. Все важнейшие вопросы обсуждались вместе с боярской думой- сословного органа княжеско-боярской аристократии. В планах переустройства страны ИванаVI опирался на поддержку небольшой  группы единомышленников и новаторов своего времени. Среди них были: митрополит Макарий (венчавший на престол царя), князь Андрей Курбский, активный политический деятель 40 - 50х. годов священник Благовещенского собора Сильвестр (ставший духовником царя) и простой дворянин Алексей Федорович Адашев. Они обьеденились  в "Избранную раду''. Обвинив в раззорении страны бояр, царь ИванVI предложил народу собрать представителей от всей земли:  с каждого села,  со всех городов и подавать жалобы на бояр, священников и государственных людей в Избранную раду. Истерзанный бесчинствами и угнетением народ, с радостью воспринял инициативу царя. Началось создание центральных органов управления- приказов (их еще называют избами). Одной из первых, стала Челобитная изба, возглавляемая Адашевым. Она занималась принятием жалоб, для дальнейшего  расследования государем. Избранная рада занималась непосредственным формированием новых приказов и руководство ими. Каждый приказ отвечал за определенную сферу деятельности ; так Посольский приказ - за дипломатическую службу, Разрядный- за военные дела.  Появились разбойничий, пограничный и  др. Общий контроль возлагался на Челобитный приказ. Заложенная тогда система создания приказов  продлится еще очень долго и окончательно сложится только в 17 веке. В феврале 1549 года царь созывает первый "Земский собор".Туда вошли; боярская дума, Освященный собор(духовенство), а также другие представители высших боярских и знатных семей. Обличив их; в злоупотреблении, насилии, воровстве, раскритиковав политическую позицию правящей верхушки,  призвал к всеобщему покаянию-  забыть все обиды и начать действовать сообща на общее благо государства. Собор назвали ''Собором примирения''. Наметили дальнейшие реформы, договорились о создании нового Судебника, освободили дворян от боярского суда. В 1550году  на Земском соборе Судебник был принят .Он полностью соответствовал нуждам своего времени. В нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе уточнены нормы перехода крестьян в Юрьев день. Усиливается власть феодалов над крестьянами, но и на них теперь возложена ответственность за крестьян, за их преступления. Монастыри теперь платят подати в государственную казну как все. Запрещено подавать в холопы боярских детей. Предусмотрены наказания для бояр и дьяков-взяточников. Позднее будут издаваться новые уложения дополнявшие Судебник. Принятие Судебника дало мощный толчок в развитии органов местного самоуправления. Власть наместников, которые раньше назначались великим князем на определенное время, была заменена земскими органами из числа избранных. Власть стала более прозрачной и централизованной. Новаторство законов определило дальнейший прогресс в развитии страны.                                                        В о е н н а я  р е ф о р м а

              Необходимость реорганизации в армии ощущалось особенно остро. Грабительские набеги хана Кучума и Крымского ханства с одной стороны и опасность исходившая от Ливонского ордена  с другой, не оставляли ничего иного. В кратчайшие сроки  было разработано и принято- ''Уложение о военной службе'' определявшее, что дворянин обязан предоставить с каждой четверти своего надела человека-" конно людно и оружно" обеспеченного. Создается регулярное стрелецкое войско из простолюдинов, вооруженное  пищалями. Стрельцы получали жалованье. А в мирное время проживали с семьями в отдельных городских слободках и кормились своим хозяйством. Сохранилось и ополчение из крестьян и горожан - несших в основном вспомогательную функцию. Значительно усилилась артиллерия, её многочисленность и разнообразие потрясала. Вот как это описывал современник Ивана Васильевича англичанин Флетчер в 1588 году : ''Полагаю, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки,  все литые из меди  и весьма красивые''. Нельзя не отметить и качество изготовления пушек - оно было высочайшим. Армейская реформа позволила создать вооруженные силы соответствующие статусности сильного государства.

С  о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к а я    р е ф о р м а

            Главным в ней становится направление на обеспечение землей всех служивых дворян и отменялась вотчиность земель. В то время церковь является крупнейшим землевладельцем. В 1551 году по инициативе  митрополита Макария состоялся Стоглавый собор (по числу глав  в уложении). Были приняты решения; о частичном изъятии монастырских земель, запрет на покупку монастырями земли у служивых людей и приём их в залог, все церковные земли теперь передавались под контроль царя- приобретать получать в дар их от верующих она могла только с его разрешения. Стоглавый собор утвердил; установлены общие правила иконописи, общерусский список (пантеон) святых, обязал священников обучать детей мирян грамоте и создавать богадельни для больных и немощных, призвал церковь к решительной борьбе с пороками (пьянством сквернословием), установил церковный суд, занятие церковных должностей должно осуществляться -'' не по мзде аза заслуги''.

На  Стоглавом соборе царь объявляет решении о перераспределении земли между землевладельцами : '' У кого лишек, ино недостаточно пожаловати''- замечает он. Проводится всеобщая перепись земель. На ее основании прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. Отменялся '' кормленный налог''  шедший в руки наместников и вводится общегосударственный  ''кормленный'' откуп. Налоги поступали в государственную казну, а там перераспределялись служивым людям. Денежную ''помогу'' (жалованье) давали и тем, кто вывел больше людей чем полагалось, или имел земли меньше положенного. А тот, кто предоставлял людей меньше назначенного- платил штраф. Неявка могла повлечь конфискацию владений и телесные наказания. Всего десять лет просуществовала Избирательная Рада но успехи и изменения в жизни России заложенные тогда, стали определяющими на многие годы вперед. Значение Рады видится не только в важнейших преобразованиях страны,  но и в формировании самого царя ИванаVI. Из молодого, неопытного юноши, он постепенно превращается,  в способного и талантливого правителя. Он постигает тонкости политики, классовой борьбы, сталкивается с предательством тех на кого опирался и так верил. Он теряет интерес к ко всем своим начинаниям, его больше не трогает то к чему он так стремился, чем он так долго жил. Всего помыслы обращены к сохранению власти. Именно Рада отказалась присягнуть малолетнему сыну Ивана -Дмитрию, когда тот сильно болел. Такого царь Иван Васильевич простить  и забыть не мог. В последствии он жестоко накажет всех тогда близких сподвижников. Он навсегда разочаровывается в своем окружении, осознав, что долго был лишь орудием в руках бояр. Устраняет старых советников и окончательно избавляется из под боярской опеки. Начинается время полностью самостоятельного  правления государя. Пришло то самодержавие о котором он так долго мечтал, принеся с собой кровавую тиранию. Наступало время опричнины. Приходило время Ивана Грозного.

3 В о е н н ы е   п о х о д ы

Еще будучи подростком Иван задумывался о расширении своего государства. Теперь с появлением поместных дворян необходимость в новых территориях стояла особенно остро. Также молодое Российское государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и завязывания политических отношений с Европой.

П р и с о е д  и н е н и е   П о в о л ж ь я  и  С и б и р и

              Казанское,  Астраханское,  Крымское и Сибирское ханства были осколками  некогда могущественной Золотой Орды. Будучи вассалами Османской империи, они проводили враждебную политику  в отношении Московии. Совершались опустошительные набеги на русские земли, уничтожались города и села. Десятки тысяч мирных жителей уводили в полон для продажи на невольничьих рынках (только в Казани находилось до 60тысяч русских пленников). Пытавшихся плыть по Волге в Каспий купцов грабили и убивали. Война против  Казанского ханства была первоочередной необходимостью.

В з я т и е К а з а н и

             В то время в Казани уже много лет шла клановая борьба между сторонниками Руси и Крымского ханства. Иван VI выбрав удобный момент организует поход,  цель которого поддержать военной силой сторонников Москвы. А всего было осуществлено три похода.

Первый поход (зима 1547-1548).

Вышли  из Москвы 20 декабря 1547года. При переправе через Волгу под Нижним Новгородом была потеряна почти вся осадная артиллерия и часть войска. Было решено вернуться. Хотя та часть армии, что переправилась дошла до Казани и осадило её. Но без артиллерии штурмовать город не решились и отошли.

Второй поход (осень1549-весна 1550).

 Весной 1549 умирает хан Сафа-Гирей. Казань присылает гонца с

предложением мира но царь отказывает ему. Собирается новое войско для

похода. 24 ноября 1549 года армия вышла из Москвы, а уже 14 февраля 1550 осадило город. Взять столицу Казанского ханства вновь не удается. Но при  отходе, на стратегически важном месте (впадение в Волгу речки Свияги )всего за 4 недели, была воздвигнута крепость Свияжск. Она стала плацдармом и опорным пунктом для будущего нападения.

Третий  поход (июнь-октябрь 1552г.)

Поход был тщательно подготовлен.Армия насчитывала 150-тысячное войско и более 150 пушек. Во время осады стрельцы прорыли тоннель под стены кремля, закатили туда 48 бочек пороха  и взорвали стены, разрушив их в двух местах. Кроме того была перекрыта речка- Казанка из которой татары брали воду, взорвали тайник питьевой воды. После длительной осады Казань пала. Хан Едигер-Магомет был захвачен и с семьей вывезен в Москву, где принял христианство. Царь Иван VI получивший прозвище -"Грозный" сразу повел умную и расчетливую политику по отношению к казанской знати. Он стал приглашать их на свою службу, что позволило быстро освоить и заселить плодородные и богатые земли Поволжья. Все ранее подвластные Казанскому ханству народы: мордва, чуваши, удмурты и др. приняли подданство Российского царя.

В з я т и е А с т р а х а н и

           Астраханское Ханство было союзником сильного Крымского хана. Взятие Астрахани было осуществлено 1554 году. Пришедший к власти хан Дервиш-Али обесчавший подчиняться Москве, предал Ивана Грозного и перешел на сторону Крымского хана  Давлет-Гирея. В 1556 году царь посылает один стрелецкий полк- Астрахань сдается без боя. Астраханское ханство перестало существовать и стало частью России. В 1557 Башкирия и другие народы Прикамья добровольно вошли в состав нового государства. Весь волжский торговый путь оказался в составе России. Освободился выход в  Каспийское море. Расширялись торговые связи  с народами Кавказа, Азии,  Западной Сибири.

 

П о б е д а  н а д С и б и р с к и м Х а н с т в о м

      На Урале, на берегах Иртыша и Тобола находилось большое Сибирское ханство. После падения Казани, сибирский хан Эдигер подчинился Российскому царю и согласился платить небольшую дань пушниной. Но Эдигер  был убит. Сместивший его хан Кучум объявляет о своей независимости от Москвы и разрывает все прошлые договоренности. Царь Иван Васильевич предложил богатым купцам Строгановым начать освоение сибирских земель. Разрешил создать войско, обязал ставить новые крепости и'' воевать'' от его имени города. Видя бесчинства Кучума Строгоновы предложили атаману Ермаку Тимофеевичу набрать дружину из вольных казаков и возглавить поход против хана. Сами пообещали обеспечить их всем необходимым.  В 1582 году войско Кучума было разбито, а столица ханства город Кашлыку была взята. Сибирское ханство формально присоединялось к России. 6 августа 1585 года на Иртыше казаки попали в засаду, а Ермак был убит.Окончательно Сибирское ханство вошло в состав России лишь 1598году после полного разгрома остатков войск Кучума. Сам хан пропал. Началось активное экономическое освоение Урала и Сибири -''воистину кладовых России''. Были построены крепости  и основаны города Тюмень , Тобольск и мн. др.      В о й н а   с   К р ы м с к и м    Х а н с т в о м

             Войска Крымского хана издревна и регулярно устраивали набеги на Южные территории Руси. А после захвата Иваном Грозным  Казанского и Астраханского ханств  и вовсе хан Давлет Гирей поклялся их вернуть. При поддержке своего союзника в лице Османской империи набеги носят особенно ожесточенный характер.

1569год - поход на Дон.

1570год - разорена Рязань и центр Руси.

1571год - сожжена Москва  уведено в плен более 150тысяч  мирных жителей.

В 1572 году состоялся последний  большой поход  на Москву. На Россию двинулась 120-тысячная армия для  окончательного ее разгрома.

 Но в битве при Молодях  была сокрушительно разбита 20-тысячным русским войском. В Крым вернулись жалкие остатки от огромной армии не более 5-10тысяч войнов. Потеряв свою прежнюю мощь Крымское ханство отказалась от крупномасштабных военных действий.

Информация о работе Иоанн Васильевич Грозный