Искусство первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Современная антропология не дает достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности - самый продолжительный период в истории человечества.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 282.09 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                                       Современная антропология не дает достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности - самый продолжительный период в истории человечества.

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Что именно послужило толчком к изображению  тех или иных предметов у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска тел, то ли отпечаток  ступней человека или животного, то ли это была тень животного или  человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли прийти к идее изображать увиденное многими путями.

 

 

Глава I. Искусство первобытного общества

1.1.  Первобытное искусство

 

Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены  отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

Чем же характеризовалась  культура первобытных народов?

Теснейшими  связями с природой, прямой зависимостью от нее. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные  процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного  производства не существовало. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Приспособление  к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и  его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Обращение первобытных людей к новому для  них виду деятельности — искусству - одно из величайших событий в истории  человечества.

Функции первобытного искусства - это познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

Что же натолкнуло человека на мысль изображать те или  иные предметы? Стала ли раскраска  тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании  камня и, обтесав его, придал большее  сходство? А может быть, тень животного  или человека послужила основой  рисунка, а отпечаток руки или  ступни предшествует скульптуре?

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Первобытное искусство отразило первые представления  человека об окружающем мире, благодаря  ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

В первобытную  эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы.

Искусство первобытной эпохи послужило  основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

До недавнего  времени учёные придерживались двух взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими  пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические  знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают  мнение, что и те и другие формы  появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых  древних изображений на стенах пещер  эпохи палеолита относятся и  оттиски руки человека, и беспорядочные  переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той  же руки.

Как и  почему началось изобразительное искусство? Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен, время создания первых произведений искусства весьма относительно. Оно не началось в строго определённый исторический момент, а постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

В течение  нескольких тысячелетий первобытное  искусство переживало техническую  эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук – до многоцветной живописи; от царапин  и гравировки – до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями  животного – до скульптуры.

Одной из причин возникновения искусства  считают человеческую потребность  в красоте и радости творчества, другой – верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные  на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Возникновение искусства означало огромный шаг  вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного  мира человека, его начальных эстетических представлений.

И все  же первобытное искусство до сих  пор остаётся загадкой. И причины  его зарождения порождают множество  гипотез. Вот некоторые из них:

1) Появлению  изображениям на камне и скульптур  из глины предшествовала раскраска  тела.

2) Искусство  появилось случайно, то есть, человек,  не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку  или сырой глине.

3) Искусство  появилось в результате установившегося  равновесия сил в борьбе за  существование (осознание собственной  безопасности, появление коллективной  охоты, существование больших  хозяйственных коллективов и  наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов  «освобождается» время для профессиональных  занятий творчеством.

4) Анри  Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».

5) Появление  искусства напрямую связано с  религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно  многие первобытные изображения  находятся в труднодоступных  участках пещер.

6) Первые  произведения эпохи палеолита  и пиктографические знаки образуют  единое целое (идеограммы-знаки,  имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым  словом). Возможно, зарождение искусства  совпадало с развитием письменности  и речи.

7) Искусство  раннего периода можно воспринимать  «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом».  Только в последующую за верхним  палеолитом эпоху изображения  (или идеограммы) наполняются значением.  Образы и понятия появились  гораздо позднее первых рисунков  и скульптур. 

8) Искусство  играло роль своеобразного механизма  торможения, т.е., несло физиологическую  нагрузку. Определённые изображения  обладали свойством умирять излишний  пыл или негативные реакции,  связанные с системой запретов. Не исключается его тесная  связь с обрядами инициации. 

Древнейшие  этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство  появилось лишь в позднем (или  верхнем) палеолите. Более поздние  этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Вот что  в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:

  • настенную и наскальную живопись;
  • скульптурные изображения животных и человека;
  • множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;

                        1.2.  Искусство эпохи палеолита

 

Каменный  век – древнейший период в истории  человечества (начался свыше 2 млн. лет  назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи – каменный век); делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первые  произведения первобытного искусства  созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или  древнего каменного века.

Самыми  древними скульптурными изображениями  на сегодняшний день являются так  называемые “палеолитические венеры” – примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории  пещерной живописи эпохи палеолита  специалисты выделяют несколько  периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Люди  каменного века придавали художественный облик предметам повседневного  обихода - каменным орудиям и сосудам  из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так  поступали? На этот счёт можно строить  лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают  человеческую потребность в красоте  и радости творчества, другой - верования  того времени. С поверьями связывают  прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Информация о работе Искусство первобытного общества