Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:55, доклад

Описание работы

Исла́м (араб. الإسلام‎‎ [al-ɪsˈlæːm]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха)[1]. В арабском языке слово «ислам» — отглагольное существительное, образованное от глагола سلم, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным»[2]. В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия.

Файлы: 1 файл

ислам.docx

— 329.82 Кб (Скачать файл)

Во времена пророка Мухаммеда и войн против Джахилии использовалось знамя чёрного цвета, после окончания войн против арабских язычников и создания халифата цвет знамени был перенят на зелёный и стал государственным флагом Арабского халифата; ныне является государственным флагом Саудовской Аравии. Чёрное знамя осталось боевым, и до сих пор используется в военном Джихаде, что во многих странах считается экстремистским.

После образования Османской империи символикой религии ислам ещё сталполумесяц со звездой. Но многие мусульмане (в частности сунниты) считают это нововведением в религию и против данной символики, основываясь нахадисе, что всякое нововведение является заблуждением, а всякое заблуждение – в огне.

Исламская философия


Основная статья: Исламская философия

В исламе сформировалось множество философских школ. Основные направления:

        • Калам

        • Восточный аристотелизм (фальсафа)

        • Джадидизм

        • Исламский либерализм (евроислам)

В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа[49]:

        • классический, или средневековый (VIII—XV вв.);

        • позднее Средневековье (XVI—XIX вв.);

        • современность (вторая половина XIX—XXI вв.).

Ислам и наука


Фазы Луны. Чертеж Аль-Бируни, 11 век.

Анатомия глаза

См. также: Золотой век ислама

Многие исламские богословы считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины[50]. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Эта связь означает священный долг постижения научных знаний для мусульман, так как сам Коран рассматривает окружающий мир и природу как знамение Аллаха[51]. Именно с таким пониманием наука развивалась в исламской цивилизации, в течение многих веков, до колонизациимусульманского мира[52]. По мнению некоторых историков[53], современныенаучные методы были впервые разработаны именно исламскими учеными, такими как Ибн ал-Хайсам (известный на западе как Альхазен). Роберт Бриффаулт утверждает, что сама наука, в современном смысле этого слова, возникла внутри исламской цивилизации[54]. Считается, что на разработку научных методов они были вдохновлены Кораном и Сунной[55][56].

Однако в средние века многие восточные ученые выступали против любых религиозных догм, в том числе мусульманских. Кроме того существует точка зрения, что остатки Александрийской Библиотеки были сожжены по приказу халифа Омара, которое восходит к труду Chronicon Syriacum сирийского епископа XIII в. Григория Бар-Эбрей(Gregory Bar Hebraeus Abu al-Faraj), эта точка зрения утверждает, что уцелевшие остатки античных рукописей погибли в VII—VIII веках при установлении господства арабов-мусульман в Египте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось. Существует лишь предание: халиф Умар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру ('Amr 'ibn 'al-'Ās) сжечь Александрийскую библиотеку, решив следующим образом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». По этому поводу историк Халифата В. О. Большаков критически пишет:

Специалисты хорошо знают, что это всего-лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки[57].

Мусульманскими учёными (арабами и жителями Средней Азии), которые познакомились с античным (научным наследием Древней Греции) были дальше глубоко развиты такие науки, как математика (включая сферическую геометрию и тригонометрию), логика, биология, медицина, астрономия, физика, география. Историки утверждают, что наука в исламской цивилизации процветала, но к 16 веку начинается спад. Исследователи выделяют следующие причины спада:[58]

Имеются внешние факторы, большинство из которых сводится к наследию колониализма, которое мешало исламским странам активно развиваться. Колониализм грабил колонии, расхищая их блага, что привело к их обнищанию и культурной отсталости, следы которых остались до сегодняшнего дня. Большинство народов исламского мира ещё страдает от проблем, которые оставил после себя колониализм.


 

Критика ислама


Основная статья: Критика ислама

См. также: Исламофобия

Критика ислама возникла уже во время начала деятельности Мухаммада — сначала со стороны мекканских язычников, позднее — со стороны жителей стран, подвергавшихся мусульманской экспансии. Позднее возникла критика как внутри мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов.

Ранние критики из числа христиан, жившие до 1000 гг. н. э., склонны были рассматривать ислам в качестве радикальной христианской ереси[59]. Позднее критика возникла как внутри самого мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов[60][61][62][63].

В частности, объектами критики становились следующие вопросы:

        • нетерпимость ислама к критике со стороны (джихадизм, исламский фундаментализм и терроризм), отношение к предполагаемым ересям и еретикам, отношение к отступникам от ислама согласно шариату[64];

        • моральность поступков Мухаммеда, как в его личной жизни, так и в общественной деятельности[63][65];

        • подлинность и моральность содержания Корана[66][67];

        • права человека в современных исламских странах (женщины в исламе, касты в исламских странах Южной Азии и др.)[68]

        • противодействие исламского духовенства ассимиляции мигрантов из мусульманских стран в США и Европе[69]

 


Информация о работе Ислам