Источники афинского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Активная законодательная деятельность в Афинах в V–IV вв. до н. э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Источники афинского права …………………………………………........4-5
2. Право собственности и обязательства……………………………….........6-8
3. Брак и семья…………………………………………………………………...9
4. Преступление и наказание…………………………………………………..10
Вывод………………………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………....................12

Файлы: 1 файл

контрольная ЗС.docx

— 26.59 Кб (Скачать файл)

    

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Источники афинского права …………………………………………........4-5
  2. Право собственности и обязательства……………………………….........6-8
  3. Брак и семья…………………………………………………………………...9
  4. Преступление и наказание…………………………………………………..10

Вывод………………………………………………………………………………..11

Список литературы……………………………………………………....................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Рабовладельческий тип права (как и рабовладельческий тип государства), обусловленный рабовладельческим типом производственных отношений, явился первым в истории классового общества.

     Необходимость в особой специфической форме регулирования общественных отношений возникает с появлением классов и государства. Право первоначально несёт в себе некоторые элементы первобытнообщинных отношений, так как в раннем периоде существования рабовладельческого (а также и феодального) государства длительное время сохраняются пережитки родового строя, когда поведение людей регулировалось обычаями, т. е. такими нормами, которые складывались в течение столетий и поддерживались силой традиций. Обычаи родового общества диктовались интересами всего коллектива, их выполнение обеспечивалось привычкой, в известной мере играл роль и моральный авторитет старейшин. Значительный отпечаток накладывала на родовые обычаи и религия. Как правило, обычаи нигде не были записаны, так как они возникли задолго до того, как появилась письменность. Соблюдение обычаев было настолько естественным для человека родовой эпохи, что вопрос об их нарушении или о том, чем является обычай – правом или обязанностью, перед ним не вставал.       

С возникновением государства обычай превращается в правовую норму. Рабовладельческое государство закрепляет лишь те нормы, которые защищают интересы господствующего класса. Многие родовые обычаи исчезают, но некоторые, претерпев значительные изменения, включаются в систему права. 

 
            

 

 

 

 

  1.   ИСТОЧНИКИ АФИНСКОГО ПРАВА

 

      Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

     Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам, прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н. э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н. э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлении и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н. э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Активная законодательная деятельность в Афинах в V–IV вв. до н. э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРАВА СОБСТВЕНОСТИ И  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

       В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т. п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).

Между государственной и частной земельной собственностью существовала органическая связь — частная собственность на землю считалась ведущей свое происхождение от государственной, а государственная существовала в форме частной. Поэтому, несмотря на окончательное утверждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова "жребий" (клерос) — т. е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии) для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия — обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

      Афинское  право различало обязательства  из договоров и обязательства  из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства).

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

    Среди договоров  важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение  в связи с широким развитием  торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20 %); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм,  и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т. п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.БРАК И СЕМЬЯ

 

    Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.

     После замужества  женщина находилась и под властью  отца, и под властью мужа. Положение  ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до  Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но  оставалась значительной. Дети были  обязаны повиноваться отцу, он  мог лишить сына наследства  за неповиновение, а дочь выдать  замуж по своему усмотрению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

 

       Афинское  право различало преступления, направленные  против государства, и преступления  против личных интересов. Однако  граница между ними зачастую  была условной. И в том и  в другом случае обвинение  возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя  заинтересованными в привлечении  виновного к ответственности.

    Наиболее тяжкими  преступлениями считались государственная  измена, обман народа, внесение противозаконных  предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража  храмового имущества. К серьезным  преступлениям относились также  убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей  с престарелыми родителями, измена  жены, похищение девушки. Эти деяния  могли рассматриваться и как  преступления против личности, и  как преступления против государственных  интересов. Близки к ним были  и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться  как преступления против государственных  интересов (кража в общественном  месте) или против личных интересов.

    Характер наказания  зависел, прежде всего, от тяжести  содеянного. При преступлениях против  личных интересов речь чаще  всего шла о возмещении вреда  и штрафе (обычно в двойном  размере от ущерба), при преступлении  против интересов государства  — о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста  обращали в рабство. Широко были  распространены штрафы и конфискация  имущества. Телесные наказания применялись  только к рабам, ответственность  которых за преступления была  более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила  атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Рабовладельческий тип права обладает особенностями, обусловленными тем, что в его основе лежит рабовладельческий тип собственности. Характерной особенностью такого права было то, что оно открыто, закрепляло в законе формальное неравенство. Идеологи рабовладельческого строя, стремясь теоретически обосновать естественность института рабства, выводили его из природы человека, утверждая, что одни рождаются свободными и наделёнными всеми человеческими правами, другие же – абсолютно бесправными рабами, ответственность, даже за убийство, которого возникала лишь в тех случаях, когда был убит чужой раб. Но и при этом, шла речь не о личности раба (ибо с точки зрения рабовладельческого закона он не был личностью), а лишь о возмещении материального ущерба, который понёс его господин. 
    Тем не менее, афинское общество достигло высокой степени в процессе формирования права. Разложение первобытнообщинного строя на территории Греции шло интенсивнее, чем на Востоке, и одновременно с этим более быстрыми темпами складывалась правовая система.

Информация о работе Источники афинского права