Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:20, реферат
Целью данной работы является описать сущность источников права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Показывается понятие и виды источников права, описываются понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы, подзаконные нормативные акты и действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
В ряде случаев министерствам
и ведомствам предоставляется право
издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные
непосредственно им объекты управления,
а также на граждан. Такие акты принимаются,
в частности, Министерством финансов РФ,
Центральным Банком, Санэпидназором и
т.д. Ныне установлен порядок регистрации
нормативных актов министерств и ведомств,
затрагивающих права и законные интересы
граждан или носящих межведомственный
характер. Такая регистрация осуществляется
Министерством юстиции РФ.
3. Местные нормативные
акты принимаются представительными и исполнительными
органами на местах (в районах, городах,
поселках и т.д.). В Российской Федерации
это органы местного самоуправления.
4. Локальные (внутриорганизационные)
нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции
администрацией предприятий, учреждений,
организаций для регулирования их внутренней
деятельности (организация труда, служебная
дисциплина) и распространяют свое действие
на работников (членов) соответствующих
предприятий, учреждений, организаций.
Таковы, например, Правила внутреннего
трудового распорядка на конкретном предприятии.
По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.
Если в принятом нормативном
акте не определены такие дата, факт,
событие, то применяются установленные
законодательством общие правила вступления акта в силу.
Так, законы РФ вступают в силу на всей
территории Российской Федерации одновременно
по истечении десяти дней со дня их официального
опубликования. Имеющие нормативный характер
акты Президента РФ вступают в силу на
всей территории России по истечении семи
дней после их опубликования в официальном
источнике.
Постановления Правительства РФ, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, вступают в силу не ранее
их официального опубликования. Иные постановления
- со дня их подписания, если самими постановлениями
не предусмотрен иной порядок их вступления
в силу. Официальными изданиями, в которых
публикуются указанные акты Российской
Федерации, являются "Российская газета"
и "Собрание законодательства Российской
Федерации". Законы РФ официально публикуются
также в "Парламентской газете".
Нормативные акты перестают действовать
в силу различных обстоятельств. Акт временного
действия теряет юридическую силу по истечении
того срока, на который он был рассчитан
(конкретная дата или наступление определенного
события: отмена чрезвычайного положения,
прекращение военных действий и т.д.). В
иных случаях нормативный акт утрачивает
силу в результате его официальной отмены.
Кроме того, нормативный акт фактически
утрачивает силу вследствие издания нового
акта той же или вышестоящей юридической
силы, содержание которого противоречит
старому акту. Отсутствие официальной
отмены в случае противоречия старого
и нового акта в принципе ненормально,
так как зачастую создает путаницу в правовом
регулировании, споры и ошибки в юридической
практике. Нормативный акт также фактически
теряет свою силу, если он противоречит
международному договору, заключенному
Российской Федерацией, а также если он
специальным решением Конституционного
суда признается неконституционным.
По общему правилу закон не имеет обратной
силы, т.е. не действует на те факты, события,
отношения, которые имели место до вступления
его в силу. Он действует только в отношении
тех обстоятельств и случаев, которые
возникли после введения его в действие.
Правило запрета обратного действия закона,
установленное еще в римском праве, обеспечивает
правовую стабильность в обществе, уверенность
граждан и юридических лиц в том, что они
находятся под строгой опекой закона.
Юридическая практика выработала два
типичных исключения из принципа "закон
обратной силы не имеет".
Во-первых, он имеет обратную
силу, если специально предусматривает
применение своих норм к отношениям, возникшим
до вступления этого закона в силу.
Во-вторых, имеют обратную
силу законы, устраняющие или смягчающие
уголовную либо административную ответственность
или иным способом улучшающие положение
правонарушителя. В этом проявляется гуманная
природа российского законодательства,
его забота о личности.
По общему правилу нормативный акт действует
на всей территории, на которую распространяет
свои властные полномочия соответствующий
правотворческий орган. Федеральные законы
и иные нормативные акты действуют на
всей территории Российской Федерации,
нормативные акты ее субъектов распространяются
на соответствующие республики, края,
области, автономные округа, города федерального
подчинения; акты местного самоуправления
- на территорию соответствующих административных
единиц (города, районы и т.д.)
В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).
На территории Российской Федерации законодательство
действует на всех субъектов права, находящихся
на ее территории - на граждан, иностранных
граждан, лиц без гражданства (апатридов),
на государственные органы, общественные
организации, юридические лица. На граждан
России ее законодательство распространяется
и тогда, когда они находятся за рубежом.
В ст. 5 Закона о гражданстве от 23 ноября
1991 г. установлено, что российские граждане
за пределами России пользуются ее защитой
и покровительством. Российские граждане,
совершившие преступления за рубежом,
несут ответственность по уголовным законам
России.
Многие законы распространяют свое действие
не на всех граждан, а на их конкретную
категорию, определяемую каким-либо общим
признаком (студенты, пенсионеры, работники
железнодорожного транспорта и т.д.). Из
общего принципа равноправного правового
положения граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства
есть определенные исключения, связанные
с отсутствием российского гражданства
у последних категорий лиц. Так, они не
могут служить в Вооруженных силах страны,
пользоваться избирательными правами,
занимать ряд должностей в государственном
аппарате. На иностранцев, обладающих
дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности),
в соответствии с действующим законом
и международными договорами в случае
совершения ими правонарушений не распространяется
Уголовный кодекс и Кодекс об административных
правонарушениях.
Заключение
Исходя из вышесказанного
Источники права - это
действующий в государстве
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
Список литературы