Источники татаро-монгольского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:41, реферат

Описание работы

Актуальность и практическая значимость работы. Что мы знаем о Золотой Орде? Да то и знаем, чему нас когда-то учили. Из этих знаний выходит, что Золотая Орда — чуть ли не историческая случайность на невероятных просторах Евразии. Веками в умах складывалось убеждение, что Золотая Орда была просто огромной кочевой стоянкой, волею неисповедимых исторических судеб удержавшейся на просторах от Дуная на западе до Иртыша на востоке и от истоков Сыр-Дарьи на юге до верхнего течения Волги на севере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3стр.
ГЛАВА 1 4стр.
Золотая орда как военно-феодальная монархия
1.1. Государственный строй Золотой Орды 4стр.
1.2. Влияние Орды на Русское право 8стр.
ГЛАВА 2 11стр.
Источники татаро-монгольского права
2.1. Источники татаро-монгольского права 11стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

история отечественного гос-ва и права.docx

— 40.65 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Влияние  Орды на Русское право

 

Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской государственности Киевской Руси, импульсом в создании которой стал приход варягов или норманнов-выходцев из германских племен Скандинавии на Русь; идеологической и культурной традиции Византийской империи через посредство православного христианства, и имперского наследия Золотой Орды.

Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии.

Во-первых, это признание очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского (Российского) государства. Основоположником такой точки зрения был Н.М. Карамзин, а в 30-е годы прошлого века она была развита так называемыми евразийцами. В то же время они в отличие от Л.Н. Гумилева,[11]нарисовавшего в своих исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и Орды, не отрицали таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани и т.д.

Другие историки (среди них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII – XV в., либо органически вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды.

Наконец, для многих историков характерна как бы промежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства, как считают Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.А. Кучкин и другие, произошло не благодаря, а вопреки Орде.

В отношении Руси завоеватели довольствовались ее полным подчинением, учредив на древнерусских землях институт баскаков-сборщиков налогов, но не меняя общественное устройство. Впоследствии сбор налогов перешел в ведение местных русских князей, признающих власть Золотой Орды.

Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское).

Именно золотоордынская государственная система сделалась прообразом российской имперской государственности. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды российской истории.[12]

Помимо этого, средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ, Западная Сибирь, Хорезм и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены в находящуюся на более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи. Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории Казахстана и России.

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных -наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья - наместники хана были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Лишив удельные русские государства политической самостоятельности и господствуя над ними издали, завоеватель оставил нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, а в числе других правовых институтов- и родовой порядок преемства княжеской власти. Но в эпоху монгольского владычества русский князь, побежденный в борьбе за спорный родовой удел, имел возможность позвать своего соперника на суд хана и привести против него татарское войско, если ему удавалось расположить Орду в свою пользу. Так, Александр Невский, отстаивая свое право на Владимирский стол, отправился в Орду и упросил хана дать ему “старшинство” над всеми своими братьями на Суздальской земле.

Ханы Золотой Орды нередко выступали в качестве международных арбитров, разрешая споры вассальных им правителей Кавказа, Ближнего Востока, Руси. Один из известных примеров - вынесение на рассмотрение хана Улуг-Мухаммеда спора о московском великом столе в 1432 г.: несмотря на принятое московским княжеским домом решение не вовлекать Джучидов во внутренние противоречия, боярин великого князя Василия II Иван Всеволожский - фактический правитель Московского великого княжества прибег к суду хана и сумел добиться решения в пользу своего патрона, апеллируя не к «мертвой грамоте отца своего» (в отличие от Юрия Звенигородского - дяди и противника Василия II), а к «жалованию, девтерем и ярлыком» самого хана[13] .

Великое московское княжество делилось на уезды, состоявшие под властью князей. Уезды подразделялись на станы или черные волости, где правили княжеские становщики или волостели. Станы подразделялись на “вари”, которые управлялись выборными старостами или сотниками.

В XVI в. хотя и происходило неуклонное наращивание мощи московских государей, силой оружия поглотивших такие осколки Золотой Орды, как Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) ханства, Московское государство испытало сильнейший натиск со стороны Крымского ханства, да которым стояла могущественная тогда Османская империя. Крымско-татарские орды доходили до предместий Москвы и даже захватывали Александровскую слободу - резиденцию победителя Казани, Астрахани и Сибирского ханства на Тоболе - первого русского царя Ивана IV Грозного. Эта борьба за гегемонию в евразийском наследии Золотой Орды затянулась до конца XVII столетия, когда Московское государство прекратило выплату дани, правда нерегулярную, так называемых «поминок», Крымскому ханству. И произошло это в правление царя Петра I, преобразовавшего Московское государство в Российскую империю.

Политика Российской империи в отношении кочевых народов и государств-наследников Золотой Орды, до тех пор, пока они еще не стали поданными российской короны, в частности башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, во многом несла на себе печать страха, во всяком случае, до начала XIX века, еще со времен золотоордынского владычества перед возможным объединением этих народов.

Окончательная точка в этом многовековом состязании в пользу Российского государства была поставлена в конце XVIII века, когда последние тюркские государства - наследники Золотой Орды - Ногайская Орда, Казахское и Крымское ханства стали частью Российской империи. За пределами российского управления оставалось лишь Хивинское ханство на территории Хорезмского оазиса. Но во второй половине XIX века Хива была завоевана русскими войсками и Хивинское ханство стало вассальным княжеством в составе России. История совершила очередной виток по спирали - все вернулось на круги своя. Евразийская держава возродилась, хотя и в ином обличье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         ГЛАВА 2.

Источники татаро-монгольского права

2.1

Источники татаро-монгольского права

     Источниками права Золотой Орды являлись: законодательные распоряжения ханов, сборник монгольских законов и обычаев, получивший название Великая Яса. Он был составлен по приказанию Чингиз-хана в 1206 г. Сохранился лишь небольшой отрывок Великой Ясы. Ее нормы продолжали действовать и после принятия монголами мусульманской религии и применялись по всем делам, кроме дел о религиозных преступлениях. Шариат стал важнейшим источником права после принятия монголами ислама. По шариату рассматривались дела о религиозных преступлениях; действовало и обычное право монгольских племен.

     Из норм гражданского права сохранилась лишь одна статья, относящаяся к наследственному праву. В ней указывалось, что после смерти главы семьи наследство делилось между наследниками следующим образом: старший сын получал большую часть наследства, чем остальные сыновья умершего. Младший сын получал свою долю наследства, состоящую из предметов домашнего обихода. Остальное имущество делилось в равной доле между всеми сыновьями.

     Большая часть статей Великой Ясы относилась к уголовному праву. Одним из самых тяжких государственных преступлений считалась измена хану Золотой Орды, например, сношение местных правителей Золотой Орды с соседними государствами. За измену полагалась смертная казнь.

    К воинским преступлениям относились: уход с поста, неоказание помощи своим товарищам во время боя. За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток.

Из имущественных преступлений наиболее серьезными считались присвоение чужого раба и бежавшего пленного, оказание помощи пленному, в частности передача пищи и одежды. Виновные подвергались смертной казни. Кража лошадей наказывалась следующим образом: виновный должен был не только вернуть краденую лошадь потерпевшему, но и отдать ему сверх того десять своих лошадей. Если у вора не было лошадей, он должен был продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего. Если же у него не было детей, его приговаривали к смертной казни. К имущественным преступлениям относилось также банкротство купцов. За троекратное банкротство полагалась смертная казнь.

     К преступлениям против личности относилось убийство. За него приговаривали к смертной казни. В отдельных случаях с убийцы взимался денежный выкуп.

    По Великой Ясе преступлениями считались нарушения правил об убое животных, предназначенных для пищи, и преднамеренная ложь. Смертной казни предавали людей даже за то, что они подавились пищей.

      Наказания по Великой Ясе отличались жестокостью. Все эти суровые наказания даже за небольшие проступки применялись для того, чтобы держать в страхе и повиновении эксплуатируемые массы.

      Монгольское феодальное государство, как и многие государства Европы и Азии, возникло непосредственно за счет разложения первобытнообщинной организации. Большинство феодальных монархов отличалось драчливостью, стремлением поживиться за счет соседей. Однако монгольская феодальная верхушка сделала международный разбой основной линией своей политики, даже чуть ли не основой своей экономики. Монгольское завоевание несло всем покоренным народам экономический и культурный регресс.

        Архаичной для своего времени политической системе соответствовало и примитивное право. Только принятие шариата от более передовых народов сделало правовую систему Золотой Орды более или менее современной.

     Монголо-татарские завоевания не внесли в мировую историю государства и права ничего, что могло бы быть воспринято с пользой другими народами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Государство и право Золотой Орды" можно сделать ряд выводов:

Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингисханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника – Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем. Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри государств - наследников Монгольской империи. Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.

Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов. В начале XVI в. Золотая Орда распалась на ряд государств - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явились наследниками политической, государственной и правовой традиций Золотой Орды. Некоторые из этих государств просуществовали довольно долго: казахские ханства - до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство - до начала ХХ в.

Информация о работе Источники татаро-монгольского права