Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 21:59, контрольная работа
В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.
1. Основные этапы становления белорусской государственности X-XX вв.
2. Формирование белорусской национальной идеи в контексте становления белорусской государственности.
3. Список терминов.
4. Список литературы.
Они развивались так, а не иначе,
в силу многих объективных и субъективных
обстоятельств, среди которых особую
роль играли внутренние и внешние
факторы, специфика национального
движения в Беларуси, действия классовых
и социальных сил, логика политической
борьбы. Именно это и предопределило
поражение тех политических сил,
которые пытались реализовать идею
Белорусской Народной Республики. В
этом противостоянии и рождалась
белорусская государственность
на советской основе.
1 января 1919 года, как известно, была провозглашена
Белорусская Советская Социалистическая
Республика (БССР). Ее провозглашением
был заложен прецедент создания политико-территориальной
единицы с атрибутами белорусской государственности
в рамках советского строя.
По мере развития и усложнения как внутренней,
так и внешней ситуации для лидеров большевиков
все более насущной становилась проблема
изменения стратегии и тактики в национальном
вопросе. Акцент делался на следующем:
любым путем сохранить РСФСР, которая
рассматривалась как прообраз будущей
мировой Республики Советов (впоследствии
эта роль отводилась образованному в декабре
1922 года СССР). Советская Социалистическая
Республика Беларусь создавалась как
плацдарм для наступления советских войск
для поддержки мировой пролетарской революции.
Второе провозглашение БССР произошло
в июле 1920 года. О возрождении белорусской
советской государственности было заявлено
в "Декларации о провозглашении независимости
Советской Социалистической Республики
Белоруссии", которая была принята 31
июля 1920 года в Минске на совместном заседании
представителей государственных и партийных
органов, общественно-политических организаций
и профсоюзов. Появление этого документа
было связано с июльским (1920) наступлением
на Западном фронте Красной Армии, которая
практически освободила всю территорию
Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении
БССР, провозглашенной 1 января 1919 года.
В условиях продолжавшейся советско-польской
войны было очень трудно определить административно-
Устанавливалось "полное равноправие
языков (белорусского, русского, польского,
еврейского) в сношениях с государственными
учреждениями и в организациях и
учреждениях народного
Договор 1922 года о создании СССР основывался
на компромиссе между национальной автономией
и сохранением централизованного государства,
которое должно было стать средством осуществления
революционного идеала. Этот идеал включал
в себя возможность устранения как классов,
так и наций. Следовательно, в момент создания
союзного государства в теоретическом
плане нация рассматривалась как некоторый
пережиток. Государство, основывающееся
на принципе пролетарского интернационализма,
по крайней мере, в теории становилось
"безнациональным". И действительно,
в 30-е годы в политической практике понятие
"национальный интерес" было устранено.
Оно было возрождено только в годы Великой
Отечественной войны.
Принцип ограничения суверенитета союзных
республик вошел в Союзный договор, а затем
в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя
в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного
суверенитета не получила юридического
закрепления, было зафиксировано положение
о том, что "союзная республика - суверенное
государство". В годы перестройки оно
стало правовой основой движения за обновление
Союза, стимулировало стремление к реализации
идеи полного суверенитета республик.
27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял
Декларацию о государственном суверенитете
нашей республики. Декларация стала государственно-правовым
актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация
заявила о том, что Беларусь выбрала собственный
путь развития, в ней не предусматривался
выход республики из Союза. Объявление
независимости БССР было началом нового
этапа самоопределения белорусского народа.
Провозглашенная 1 января 1919 года БССР
представляла собой целую эпоху в истории
становления новой белорусской государственности.
Безусловно, она стала первым реальным
национальным белорусским государством.
При всей ограниченности суверенитета
в советский период БССР отнюдь не была
фикцией. Первый опыт белорусской государственности
имел огромное значение для развития белорусского
народа на протяжении всего XX столетия.
За 70 лет своего существования в составе
Советского Союза Белорусская ССР постепенно
собрала основную часть этнической территории
белорусов ("укрепление" БССР в 1924
и 1927 годах, воссоединение Западной Беларуси
с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую
и культурную роль объединения белорусской
нации. Впервые в истории был создан реально
действующий аппарат государственной
власти, национальная система просвещения
и науки, государственная институционированная
система профессионального искусства
и культуры, массовая национальная пресса
и т.д.
Беларусь стала индустриально
развитой республикой и прославилась
на весь мир героическим сопротивлением
немецко-фашистским оккупантам в годы
Великой Отечественной войны.
На основе БССР в 1991 году была провозглашена
суверенная Республика Беларусь. На пути
закрепления суверенитета республики
важное значение имело принятие Верховным
Советом в марте 1994 года Конституции Республики
Беларусь, на основе которой была введена
президентская форма правления. Первым
Президентом Республики Беларусь стал
А.Г. Лукашенко, который был избран в результате
двух туров всенародных выборов в июне-июле
1994 года.
Становление идеологии белорусского государства
на современном этапе
Третий период реформирования системы
власти и управления начался со второй
половины 1994 года и продолжался до ноября
1996 года, и по праву может считаться периодом
становления идеологии белорусского государства
на современном этапе. В этот период были
приняты законы о президенте, Верховном
Совете, Кабинете Министров. Продолжалась
работа по дальнейшей трансформации системы
государственной власти и управления.
Президент и исполнительная ветвь власти
с первых же шагов своей деятельности
начали применять решительные меры по
повышению уровня управляемости в стране.
Вся эта работа осуществлялась в условиях
острой борьбы исполнительной власти
с другими ветвями власти и, прежде всего
с законодательной, поскольку решить эту
задачу в полном объеме можно было только
за счет уменьшения ее властных полномочий.
К концу 1995 года в стране была создана
президентская вертикаль, сформированная
за счет переподчинения исполкомов областных
и районных Советов непосредственно президенту.
В результате такого шага Верховный Совет
Республики Беларусь лишился поддержки
на местах. С этого момента реальная власть
в стране начала концентрироваться вокруг
Президента.
Результаты исследования показывали,
что в период острого политического кризиса
в общественном мнении в то время сформировались
и занимали доминирующие позиции представления
о том, что Верховный Совет Республики
Беларусь в своей работе отстаивал, в первую
очередь, интересы партий правой ориентации
(БНФ и др.), партий левой ориентации - ПКБ
и др. Интересы же большинства населения
у высшего законодательного органа республики,
по мнению респондентов, были на последнем
месте.
Еще более критическим было отношение
граждан республики к деятельности местных
органов власти. Ведь, по мнению этих же
граждан, местные органы власти в своей
повседневной деятельности, в первую очередь,
отстаивали интересы частного сектора
экономики. Вторую ранговую позицию в
их деятельности занимали интересы республиканских
и местных органов власти, т. е. их собственные
интересы. На третьем месте - интересы
теневого бизнеса. Интересы же большинства
населения у них стояли на шестом, последнем
месте.
Таким образом, в общественном мнении
в Беларуси сформировалось как бы
два полюса, характеризующих уровень
отношения и доверия населения
к властям. На одном таком полюсе
с высоким уровнем поддержки
граждан находится Президент, на
другом - властные структуры различных
ветвей власти и уровней управления,
не пользующиеся высоким уровнем
поддержки населения.
На третьем этапе социально-политических
преобразований в нашей стране был принят
целый ряд законов, направленных на коренное
реформирование существующей системы
власти и управления. Стремление Президента
навести порядок в обществе, а именно так
расценивалась конфликтная ситуация гражданами
республики во время конституционного
кризиса в 1996 году, было встречено с пониманием
в обществе. На референдумах 1995 и 1996 годов
большинство граждан высказалось за доверие
Президенту. Этот этап преобразований
затронул в большей мере политическую
сферу и может характеризоваться как период
коренного реформирования всей системы
власти и управления в стране.
С референдума 1996 года, по результатам
которого были внесены изменения и дополнения
в Конституцию Республики Беларусь, начинается
четвертый этап преобразований. Возникают
и требуют своего решения новые проблемы
во взаимодействии властей. Теперь это
относится, прежде всего, к полномочиям
президента, парламента и правительства
в сфере законотворчества и нормотворчества.
Понятно, что и впредь будут постоянно
возникать новые проблемы на пути государственного
строительства в Беларуси. Накануне выборов
в местные органы власти в 1999 году избирательный
ценз был все-таки снижен, что вывело республику
из периодически повторяющегося избирательного
марафона. Одновременно практика проведения
указанных выборов со всей очевидностью
показала, что актуализировалась другая,
не менее острая, проблема участия в выборах
оппозиционных партий. Представляется,
что исходя из здравого смысла активисты
оппозиционных политических партий пусть
лучше "воевали" бы на заседаниях
представительных органов власти, чем
на улицах, митингах и т.п. Кроме того, практическая
деятельность в представительных органах
власти, работа с людьми объективно уменьшит
энтузиазм и снимет налет экстремизма
у таких активистов. Наконец, стране нужны
активные и подготовленные кадры, и работа
в представительных органах власти в этом
плане является хорошей школой.
В результате экономических кризисов
и революционных потрясений, многочисленных
разрушительных, кровопролитных войн
и межнациональных конфликтов, распада
старых и образования новых государств
человеческое сообщество оказалось перед
ответственным выбором: либо продолжать
бессмысленное наращивание средств решения
международных проблем с позиции силы,
либо вести настойчивый поиск разумных
решений и норм сосуществования государств
во имя благополучия нынешнего и будущих
поколений.
Сегодня со всей очевидностью можно утверждать:
побеждает исторически оправданная, объективно
закономерная тенденция - тенденция к
интеграции государств. Даже находясь
в разных уголках земного шара, страны
вольно или невольно влияют на экономику
и политику друг друга, поэтому вынуждены
вести диалог, договариваться между собой.
Если же они расположены на одном материке,
а тем более являются близкими соседями,
то и вовсе "обречены" на добрые отношения,
ибо только в этом случае могут быть созданы
благоприятные условия для социально-экономического
подъема каждой страны, для духовного,
культурного и социального развития каждого
народа. Яркий пример тому - нынешняя Европа,
где воевавшие между собой на протяжении
многих веков государства сегодня прилагают
максимум усилий к объединению.
Отстаивая, как и прежде, свои национальные
интересы, они в то же время активно
сотрудничают в рамках образованного
ими союза современного типа во имя
процветания и обеспечения
Стремление государств и народов к единению
и всестороннему взаимодействию особенно
заметно проявилось после распада СССР,
причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая
геополитическая катастрофа прошедшего
столетия, от которой пострадали, прежде
всего, народы, некогда жившие в единой,
дружной многонациональной семье, веками
создававшие свой братский союз, стала
поучительным уроком для всех народов
планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком
велики человеческие жертвы, слишком ощутим
материальный и нравственный урон, чтобы
не помнить об этом. Хотелось бы верить,
что человечество в полной мере усвоит
тяжелый для него урок.
Обретя в результате развала СССР государственный
суверенитет, Республика Беларусь оказалась
наедине с многочисленными сложнейшими
проблемами. Сразу все их решить было невозможно,
а народ ждал от новой власти конкретных
действий. Нужно было определить и расставить
внешнеполитические приоритеты, выбрать
главное направление приложения сил в
экономике, выработать социальную политику.
Лидеры новых государств ринулись на Запад
в надежде получить валютные кредиты и
политическую поддержку. Республика Беларусь
во главе с А. Г. Лукашенко сразу же взяла
курс на самое тесное сближение и развитие
взаимовыгодного сотрудничества с Российской
Федерацией, восстановление собственного
производства.
Наше межгосударственное объединение
- не замкнутая система. Союзное государство
открыто для других стран и, в первую очередь,
братских народов СНГ, которые имеют схожий
с нами исторический опыт, где примерно
такой же уровень социально-экономического
развития, перед которыми стоят те же проблемы.
В настоящее время наблюдается
некоторая обостренность в
Для успешного развития Беларуси как
самостоятельного, суверенного государства
недопустимо проявление элементов,
как экономического, так и политического
шантажа со стороны России и стран
Западной Европы. В стране существуют
сильные политические силы, способные
проводить внешнюю политику исходя
из интересов, прежде всего, Республики
Беларусь. Объявленная Президентом
многовекторная политика направлена на
поддержание дружественных
Информация о работе Истоки и становление идеологии белорусского государства