Истоки массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:57, реферат

Описание работы

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:
- Предпосылки массовой культуры формируются с момента зарождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
- Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII – XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повесть о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.

Файлы: 1 файл

Истоки массовой культуры.docx

— 23.73 Кб (Скачать файл)

Истоки массовой культуры(еж)

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд  точек зрения:

- Предпосылки массовой культуры  формируются с момента зарождения  человечества, и уж, во всяком  случае, на заре христианской  цивилизации. В качестве примера  обычно приводятся упрощенные  варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные  на массовую аудиторию.

- Истоки массовой культуры связаны  с появлением в европейской  литературе XVII – XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию  читателей за счет огромных  тиражей. Здесь, как правило,  приводят в качестве примера  творчество двух писателей: англичанина  Даниэля Дефо (1660-1731) - автора широко  известного романа «Робинзон  Крузо» и нашего соотечественника  Матвея Комарова (1730-1812) - создателя  нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков  «Повесть о приключениях английского  милорда Георга» и других не  менее популярных книг.

- Большое влияние на развитие  массовой культуры оказал и  принятый в 1870 году в Великобритании, а затем и поддержанный в  ряде ведущих европейских стран  закон об обязательной всеобщей  грамотности, позволивший многим  освоить главный вид художественного  творчества XIX века - роман.

И все-таки все выше изложенное - это  предыстория массовой культуры. Кристаллизация этого явления, как в области  концептуально-теоретической, так и  в сфере художественной культуры наиболее ярко проявила себя в США. Исследования многих историков культуры свидетельствуют о том, что ключевые структуры данного феномена получили бурное развитие именно в Америке  конца XIX - начала XX веков. Можно согласиться  с мнением ряда ученых о том, что  массовая культура является историческим достижением США.

Известный американский социолог 3. Бжезинский писал по этому поводу следующее: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, а  Франция - культуру и республиканский  национализм, то современные Соединенные  Штаты Америки дали миру научно-технический  прогресс и массовую культуру» //Brzezinski Z. Between Two Ages: American Role in the Techtronics Era. N.Y., 1970. - P. 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

важнейшие черты массовой культуры.(чек)

 

1. Массовая культура носит преимущественно  коммерческий характер. Произведения  массовой культуры являются своеобразным  товаром, они подчиняются законам  рынка, денежной выгоды. Перед  создателями и распространителями  массовой культуры стоит задача: как можно быстрее реализовать  свою продукцию и получить  максимальную прибыль. Поэтому  они должны учитывать вкусы  и запросы массового зрителя,  читателя, любителя музыки. С этим  связана вторая важнейшая черта  массовой культуры.  
2. В качестве адресата массовой культуры выступает не отдельный человек, индивидуальный заказчик, а большое количество людей, широкая аудитория потребителей. Это может быть аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. 
3. Для распространения массовой культуры широко используются средства массовой информации и реклама. Реклама- это неотъемлемый компонент современной культуры. Некоторые издательства, кинокомпании тратят 15 - 20 % прибыли на рекламирование своей продукции и изучение вкусов ее потребителей. В развитых странах реклама отработана до совершенства, она заставляет человека подчиняться выработанным ею стандартам и нормам. 
4. Массовая культура выполняет развлекательную и компенсаторную функции и сочетает в себе два основных качества: эффектную, зрелищную форму и облегченное содержание. Не нужно специальной подготовки для ее восприятия, приложения интеллектуальных усилий. Она проста, непритязательна, доступна всем.  
5. Важные черты массовой культуры - унифицированность, шаблонность, стереотипность, ориентация на средний и низкий уровень потребностей. Западные исследователи массовой культуры, философы Франкфуртской школы, обращают внимание на следующий факт: массовая культура при всем разнообразии своих сюжетов, тем, приемов, тяготеет к двум полюсам. На одном из них изображен благостный мир удачи, гармонии, сентиментального счастья, на другом - мир злодейства, крови, насилия. Красивая жизнь нужна человеку современного общества, чтобы расслабиться, отвлечься от забот, проблем и тягот повседневной жизни, уйти в мир мечты, мир "грезы". Поэтому подобные произведения, как правило, имеют счастливый конец. Современные социологи рассматривают массовую культуру как важнейшее средство борьбы со стрессами. С другой стороны, многие люди испытывают чувство обиды, несправедливости, досады, боли. Они также нуждаются в разрядке. И массовая культура предлагает на этот случай сюжеты расправы, мести, справедливого воздаяния. Таким образом, массовая культура дает выход подсознательным импульсам, инстинктам человека; ориентирована на механизмы подсознания.  
6. Язык массовой культуры космополитичен, он утрачивает национальную специфику. Массовая культура наднациональна. В ней используются такие жанры искусства, как детектив, боевик, вестерн, триллер, комикс, мюзикл, "мыльная опера", мелодрама. Понятие "мыльная опера" появилось потому, что героини телесериалов рекламировали мыло, а их сюжеты были мелодраматическими, напоминающими оперные страсти. Мелодрама- это драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью. 
7. Сама массовая культура неоднородна, она включает разные уровни. Существует кич - это самые нижние пласты массовой культуры, примитивные, лишенные художественной ценности произведения, рассчитанные на внешний эффект. Примеры кич - это красочные, безвкусно оформленные обложки журналов, "бульварная", "желтая" пресса, пошлая, назойливая реклама.

Китч как одно из явлений  массовой культуры(я)

Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

китч наиболее близко ассоциируется  с искусством сентиментальным, приторным  или слезливым, однако это слово  можно применить к предмету искусства  любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает  ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне  искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.  

Хотя этимология слова достоверно не определена, многие полагают, что  оно возникло на художественных базарах  Мюнхена в 60-х и 70-х годах XIX века как обозначение дешёвых, быстро распродающихся картин и этюдов и  родилось либо из искажённого англ. sketch («скетч», «этюд»), либо как сокращение нем. verkitschen — «опошлять». Китч взывал к грубым чувствам недавно обогатившейся мюнхенской буржуазии, представители которой, как большинство нуворишей, считали что они могут достигнуть статуса служившей для них предметом зависти культурной элиты, подражая, пусть и неуклюже, наиболее заметным чертам их культурных обычаев.

Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.

В основе китча лежит стремление человека «пустить пыль в глаза», показаться богаче и солиднее, чем он есть на самом деле. Если раньше, до появления  массового штампованного производства, осуществить это было достаточно сложно, то на рубеже 19-20 веков такая  возможность появилась. На рынок  выплеснулась масса дешевых подделок под дорогие респектабельные  вещи, с помощью которых наивные  потребители кинулись сооружать  у себя дома «богатые апартаменты». Идея оказалась настолько проста и эффективна, что любители внешних  эффектов с удовольствием пользуются приемами китча по сей день.

Профессиональные дизайнеры тоже иногда обращаются к стилю китч –  чаще всего, чтобы повеселить публику. В результате на выставках дизайна  появляются предметы-пародии – такие, например, как огромная люстра, собранная  из стеклянных полок, на которых стоят  плафоны в виде хрустальных ваз, остроумно названная ее создателем Филиппом Старком «Шрамы роскоши».

Ну, а в обычной жизни намеренно  поддерживаемый стиль китча –  достаточно редкое явление, которое, как  правило, свидетельствует о своеобразном чувстве юмора хозяина дома. Собирая  предметы с китчевой атрибутикой (к  ней относятся сердечки и надписи  «I love», звездочки, бантики и розы, котята, Микки Маус и другие персонажи мультиков), любитель поп-культуры в душе посмеивается над своей коллекцией

 

 


Информация о работе Истоки массовой культуры