Исторические мифы: кем и для чего они конструируются

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:59, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение мифа как неотъемлемой части нашей жизни.
Основной задачей является продемонстрировать всю важность мифа в нашей жизни. Помимо этого есть еще ряд второстепенных задач: Выяснить, что же есть «миф»;
Выяснить, кем и для чего был сконструирован миф.
Объектом исследования является миф, а предметом – анализ мифа посредствам рассуждения, сравнения и использования достоверных источников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧТО ЕСТЬ МИФ? 4
2. КУЛЬТУРА РИМА 7
3. ПРАВО И ПОЛИТИКА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

Файлы: 1 файл

esse_design_Hancharou_Y.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

ЕВРОПЕЙСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Академический департамент медиа

Программа бакалавра аудиовизуальных  искусств

ВА Медиа и визуальный дизайн

 

 

 

ГОНЧАРОВ ЯРОСЛАВ

Студент I курса, 2 группы

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ МИФЫ: КЕМ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ КОНСТРУИРУЮТСЯ?

 

ЭССЕ ПО ПРЕДМЕТУ

Европейское историческое сознание

 

 

 

 

 

Проверил: магистр философии Овчинников А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вильнюс, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Люди всегда задавались вопросами  о происхождении мифов. Для чего они были созданы и какова их цель в нашей жизни? Ответы на все эти вопросы нужно искать в нашем далеком прошлом. Именно оно даст нам четкий ответ на эти вопросы. Ведь издавна люди придавали мистическое значение всему, что они видели, но не могли объяснить. На фоне этого они сочиняли различные сказания и поверья. Нет, люди не искали в мифах наивные ответы на свои наивные вопросы, которые они ставили перед собой или природой. Человек находил ответы на них и помимо мифов. Находил их в своей практической деятельности. Миф для них был, скорее всего, подобием идеологии, на которой держалось общество.

Сейчас же миф принял другой оборот. Кто-то пытается осуждать мифы, бороться или опровергать их, а кто-то наоборот любит их. Но как можно это делать, не понимая, что такое миф и какое его истинное значение?

Новизна данного эссе заключается  в исследовании мифов на ранних этапах его зарождения.

Для изучения темы были использованы книги, таких именитых авторов как: Леви-Строс К. [1] и Лосев А.Ф. [5].

Целью данной работы является рассмотрение мифа как неотъемлемой части нашей жизни.

Основной задачей является продемонстрировать всю важность мифа в нашей жизни. Помимо этого есть еще ряд второстепенных задач:

    • Выяснить, что же есть «миф»;
    • Выяснить, кем и для чего был сконструирован миф.

Объектом исследования является миф, а предметом – анализ мифа посредствам рассуждения, сравнения и использования достоверных источников.

  1. ЧТО ЕСТЬ МИФ?

Люди зачастую редко задумываются о том, что же все-таки стало основой  литературного творчества. А за основу ведь было выбрано «слово». Слово, произнесенное в глубокой древности, представлялось людьми как некое знамение «свыше», в своем роде знаком, который оставлял отпечаток у них в памяти, и который следовало передавать своим потомкам.

Это стремление в первую очередь изначально появлялось в виде слияния культовых песен  и танцев, которые отражали их взаимоотношения с божественными силами и силами природы. Со временем, развиваясь, но все еще до конца не освоив все тайны природы, люди имея еще лишь только поверхностное представление об окружающем мире, начинают создавать мифы о богах с различными магическими возможностями, которые имели очень явные сходства с ними своим поведением и поступками.

С каждым разом, развиваясь и становясь все менее зависимым от природы, человек все чаще начинает представлять уже самого себя в мифе в роле сильного и непобедимого существа. Зачастую данными персонажами являлись цари и различного рода правители. Т.к. уже жизнь человека определяла не только природа, но и их вожди. Таким образом, появились мифы о героях. Данные мифы изначально изображались в виде рисунков, а после появления письменности и на глиняных табличках.

В первую очередь  миф повествует о событиях, происходящих во времени и пространстве. На таком роде языке символов выражались некие религиозные и философские идеи, внутренние переживания и состояние человека. В свою очередь миф не вымысел, он нечто вроде первого языка, посредствам которого человек классифицировал, моделировал и интерпретировал общество, мир и самого себя.

Это связано  с тем, что уже на первых этапах своего существования человек заботился  не только о поддержания своего существования, но и о том, как сохранить свое племя.

Еще на ранних этапах истории люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свое племя, свой род. И именно все то, что помогало развивать в человеке сильные черты характера, становилось содержанием загадок, сказок и т.д. С помощью мифов люди передавали весь свой накопленный опыт, мудрые выводы люди передавали из поколения в поколения своим детям.

Ученые предполагают, что именно мифы дали возможность появится на свет литературе, философии, живописи и т.д. Ведь даже в самых древних сказках можно найти связь с мифами. Даже в самых известной и безобидной сказке можно про «Змея Горыныча», можно проследить мотивы древних обрядов людей.

Со временем, дети начали присваивать большую часть этих мифов. Вполне возможно это связано с их сознанием, которое в какой-то мере схоже с наивным и в тот же момент мудрым представлением о человеке и его социальных особенностях выработанных во времена начальных стадий своего развития.

В свою очередь, мифология для древнего общества играла роль своеобразной идеологии, посредствам которой он мог находиться в обществе. Само же идеологическое сознание, предавало возможность людям свои идеи и фантазии воплотить реальность. Ведь придерживаясь каким-то идеям и принципам, человек имеет возможность действовать вопреки всем обстоятельствам, стоящим на его пути, которые он считает менее реальными и важными, чем порождение своего сознания. Поведение человека определяется образом, а чем меньше этот образ осознан человеком, тем больше он влияет на его поведение. Именно в этот момент уже копией предстает сама жизнь человека, сам же образ становится действительность. Таким образом, мифология играла большую роль в построении моделей поведения человека, на которых основывалась его жизнь и сознание. Мифологические образы в свою очередь для человека были неким олицетворением идеальной формы поступков. К примеру, представив исполнение долга на примере мифа о Геракле и если искренне верить и понимать данный миф, то уже есть представление о долге как высшей доблести мужчины.

Мифологические боги есть не что  иное, как олицетворение идей, но ведь идеи невозможно увидеть. Идеи –  это порождение самого сознания. Однако если идеи становятся образами, то они  уже оживают.

  1. СУТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ МИФА

В мифологии одним из основных принципов решения мировоззренческих вопросов был генетический. Извечные объяснения по поводу образования мира, происхождения божественных и природных явлений постоянно сводились к обсуждению о том, кто кого создал.

Так, в различных собраниях мифов существует весьма похожая система образования мира. Будь то «Одиссея» Гомера или Библия «Книга бытия». Все они схожи по принципу образования мира, различаются они лишь названиями.

Сам по себе миф содержит в себе два аспекта:

    • Рассказ о прошлом;
    • Объяснение настоящего и будущего.

Исходя из этого, благодаря мифу появлялась взаимосвязь прошлого и  будущего, что обеспечивало людей духовной связью их поколений. Для самого человека прошлого, содержание мифа представлялось весьма реальным и заслуживающим абсолютного доверия.

В мифологии зачастую выделяется ряд  функций мифа:

  • аксиологическая (миф как средство самовосхваления и воодушевления);
  • телеологическая (выражение по средствам мифа цели и смысла истории, человеческого существования);
  • праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном;
  • коммуникативная (миф как связующее звено эпох и поколений);
  • познавательная и объяснительная;
  • компенсаторная (осуществление и удовлетворение как правило неосуществимых потребностей).

Однако в развитых обществах, миф, перестав быть единственной формой идеологии и культуры, не исчезает окончательно. Миф остается в нашем подсознании, принимая подобие древнейших культурных образцов. У людей всегда остается потребность в нерациональном объединении с миром, что означает мифическое освоение мира органически характерно для человеческой культуры и психики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изначально миф был придуман в древности людьми в качестве идеологии, которая выступала в  роли средства нахождения в обществе, и выступал неким связующим элементом между поколениями. Со временем, он перешел в эпос и литературу. Постепенно распространяясь и создавая новые течения и направления в культуре и науке.

Миф имеет неотъемлемую важность для  нашей жизни. Именно благодаря нему зародилась религия и огромное количество наук. Философия, живопись, литература и многие другие. Благодаря этим наукам сформировалось современное общество таким, какое оно есть сейчас.

В свою очередь миф есть не что иное, как вымысел, иллюзия, но лишь в том случае, если его рассматривать со стороны науки. Если же рассматривать миф со стороны мифического сознания, то никак нельзя сказать, что миф есть самообман или некая фантазия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х томах. Том 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга , 1999. 406 с.
    2. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х томах. Том 2. От мёда к пеплу. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 442 с.
    3. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х томах. Том 3. Происхождение застольных обычаев. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 461 с.
    4. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х томах. Том 4. Человек голый. – Перевод с фр. К. З. Акопяна. – М.: ИД «Флюид», 2007. 784 с.
    5. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль. Редакция по изданию библиотеки «Философское наследие», 2001. 561 с.
    6. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
    7. Лосев, А.Ф. Миф - Число - Сущность. М.: Мысль, 1994. 919 с.

 


Информация о работе Исторические мифы: кем и для чего они конструируются