Содержание
Введение
Наша страна имеет
великую, многовековую историю,
которой мы по праву можем
гордиться. За годы исторического
развития российского государства,
неоднократно были моменты, которые,
несомненно, можно назвать героическими, требовавшие максимального
напряжения моральных сил и привлечения
огромных материальных средств. Однако,
изучая различные исторические эпохи,
мы часто забываем про повседневный быт
людей живших в те далекие времена. А именно
этот повседневный быт был выражением
всех общественно-исторических формаций,
сменившихся за долгую историю российского
государства. Изучение экономических
основ и политических отношений без исследования
домашнего быта и традиций людей, проживающих
в изучаемое нами время, значительно обедняет
представления о нем. Одним из первых отечественных
историков, обративших внимание на повседневную
жизнь людей, был профессор Московского
Университета Иван Егорович Забелин, писавший:
«В настоящее время большое значение,
при теперешнем направлении исторических
работ, получает изучение домашнего быта
отживших поколений. Выводы науки раскрывают
истину, что домашний быт человека есть
среда, в которой лежат зародыши и зачатки
его развития и всевозможных явлений его
жизни, общественной и политической, или
государственной…»1.
Советская историография,
основанная на принципах исторического
материализма, ведущим законом которого
является представление об экономических
основах общественно-политических
формаций, уделяла недостаточное
внимание повседневной жизни людей. Только в последние
годы появились общедоступные исследования,
посвященные этому вопросу.
Среди титанов российской
исторической мысли XIX в., рядом с
Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О.
Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров
(псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров).
Творчество русско-украинского ученого
историка и археографа, фольклориста и
этнографа, поэта и просветителя оказало
большое влияние на духовное развитие
современников и долго еще будет жить
в памяти благодарных потомков. Костомаров
в своих работах много внимания уделял
быту народа. В 1860 году Н.И. Костомаров
публикует в «Санкт-Петербургских ведомостях»
новое сочинение «Очерк домашней жизни
и нравов великорусского народа в XVI и
XVII столетиях». Есть основания полагать,
что написать его автор решил не только
потому, что «не находил сочинения, где
бы в целом изображении была представлена
жизнь нашего народа», но и потому, что
выходившие отдельными статьями в «Отечественных
записках» части будущей книги И.Е. Забелина
«Домашний быт русских царей» в начале
50-х годов вызывали у Костомарова желание
создать альтернативный труд в соответствии
со своим пониманием истории, как истории
народа. Полемичность этого сочинения
отразилась даже в заголовке: «Вы, представители
государственной школы, интересуетесь
бытом царей, я — бытом народа» [Очерки,
108].
В этой своей работе Н.И.
Костомаров подробно и доступным
языком рассказывает о значительных
и мелочах чертах обыденной жизни
представителей широких народных масс — по
его выражению «о нашей старой домашней
жизни».
1. Исторические особенности
устройства быта русских царей
в XVII в.
В середине XVII века
в российском государстве окончательно
складывается и юридически оформляется
самодержавная монархия. На Земском соборе 1648 – 1649 гг. принято
Соборное уложение в котором содержалось
постановление об охране чести и здоровья
царя, о порядке проведения суда и исполнении
наказаний. За действия, направленные
против государственного порядка, собственности
и жизни государя полагалась смертная
казнь.
Домашний быт народа
и царей во внутреннем развитии
страны составляет внешнее выражение
ее существования. В бытовых
уставах, порядках, в его нравственных
началах кроются основы всего
общественного строя. Так, наиболее заметный тип истории есть “государь”
в общем смысле, как собственника, владельца
или хозяина. «Этот тип рассматривается
в трёх его главных видах: быт лучших людей,
быт средних людей и быт младших людей»2. В древнем домашнем быте царей раскрывается
верховное значение этого типа и потом
постепенно ведётся к младшей его ветви
– к детям боярским, рядовой княжеской
дружине.
По своему политическому
устройству Россия XVII века – самодержавная монархия3.
Наиболее полно
быт русского великого государя
выразился к концу семнадцатого столетия. Но
как ни были широки и царственны его размеры
в общих чертах и в общих положениях, он
нисколько не удалился от типичных, исконных
очертаний русской жизни. Московский государь
оставался все тем же князем - вотчинником.
Вотчинный тип отражался во всех порядках
его домашней жизни и домашнего хозяйства.
Это был простой деревенский, и, следовательно,
чисто русский быт, нисколько не отличавшийся
в основных чертах от быта крестьянина,
быт, свято сохранявший все обычаи и предания.
Имя государь ассоциировалось с домашней
жизни, с хозяином-собственником и отцом
семейства. «Ещё в «Русской правде» словом
государь, господарь обозначается, вместе
со словом господин, хозяин собственности,
домовладыка, вотчинник. Господарь было
лицо, совмещавшее в своём значении понятия
о главе дома, о непосредственном правителе,
судье, владельце и распорядителе своего
хозяйства»4.
1.1. Внешний
и внутренний вид дворца.
Дворцы XVII столетия
представляли собой здания разнообразной
величины, разбросанные повсюду соизмеряясь, прежде всего с соображениями
удобства. Таков был внешний вид дворцов
в конце XVII. «В связи с этим, дворец не имел
фасада. Здания теснились друг подле друга
и ещё более увеличивали пестроту своими
разнообразными крышами в виде шатров,
скирдов, бочек, с узорчитыми трубами,
искусно сложенными. В иных местах возвышались
башенки с орлами, единорогами и львами
вместо флюгеров»5. По свидетельству итальянца Барберини
(1565 г.), кровли и куполы на царском дворце
были покрыты золотом, по карнизу Средней
Золотой пататы вокруг шла надпись «В
лето 7069 августа. Повелением благочестивого
христолюбивого. Московского, ноугородского,
царя казанского, и царя астраханского,
государя псковского и великого князя
тверского, Югорского, пермского, вяцкого,
болгарского и иных государей земли ливонские.
Града юрьева и иных и при его благородных
чадех. Царевече Иване и царевече Феодоре
Иоановиче всея России самодержце».
«Кровля Каменного
Терема первоначальна была украшена
в 1637 г., репьями, наведёнными золотом,
серебром и краскам».( Расходные книги
Казённого приказа в Арх. Оружейной палаты,
№958). Впоследствии она была вызолочена.
Особенно, в большей
степени проявлялась вычурная
пестрота и узорочность, как
во внешних архитектурных украшениях
и разного рода орнаментах, распологавшихся обыкновенно по
карнизам, или подзорам зданий в виде поясов,
лопаток или пилястр и колонок; также у
окон и дверей в виде сандриков, наличников,
капителей, узорочно-вырезанных из дерева
в деревянных и из белого камня в каменных
зданиях. В резьбе этих орнаметов между
листьями, травами, цветами и различными
узорами не последнее место занимали эмблематические
птицы и звери6.
1.2. Резное
деревянное дело
В украшениях княжеских
и боярских хором резное дело
выказывало больше затейливости,
но характер художества, в своих приёмах,
оставался тот же. Рисунок или ознаменка
вполне зависела от иконописного стиля,
всегда почти по трафарету переводившего
заученные образцы. В резьбе преобладалась
вырезка вполне простых геометрических
фигур: зубчиков, городков, клепиков, желобков
и т.п. Превосходный и самый характерный
памятник древней русской резьбы есть
деревянное царское место в московском
Успенском соборе7. Вместе с другими подобными памятниками,
оно даёт самое полное и верное понятие
об архитектурных типах своего времени
и о характере резных узоров, какими украшались
царские хоромы. Резное дело с тем же своенародном
характером сохранилось до второй половины
XVII ст., когда при царе Алексее, на смену
старины, к нам принесла резьба немецкая,
фигурная, в стиле Возрождения, по вымыслу
немецкого инженера-архитектора Декенпина
в 1660 г. Затем, в 1668 г. в том же стиле украшены
хоромы Коломенского дворца и столовая
царевича Алексея Алексеевича во дворце
Кремлёвском. Рейтенфельс, бывший в Москве
в 1670 г., вообще замечает о Коломенском
дворце, что он «так превосходно украшен
был резьбою и позолотою, что подумаешь
- это игрушечка, только что вынутая из
ящика». В 1681 г. расписаны и раззолочены
были новые хоромы царя Фёдора Алексеевича,
построенные у северовосточного угла
Теремного Дворца8. На другой год, в апреле 1682 г., незадолго
перед смертью царя, на этих хоромах «прописаны
розными цветными красками снаружи чердаки
с двух сторон, от Каменных Теремов, другая
сторона от церкви Живоносного Воскресения»9. На оконных ставнях были изображены
цветы, травы, птицы, а также звери. В том
же характере украшались и наличные стены
каменных зданий. Так украшены были в 1667
г. все здания, составляющие лицо дворца
со стороны Соборной площади, т.е. Благовещенская
паперть, Красное крыльцо и Грановитая
палата. Вырезка по белому камню фряжских
трав. (Дела Дворцовых приказов, 17 столетие,
в Арх. Оружейной палаты), которые потом
покрывались красным золотом и цветными
красками до сих пор могут служить образцом
старинной фрящины в украшениях. Таким
же образом был расписан и Каменный Терем,
сохранивший доселе во многом свой прежний
вид. Крыльцо, ведущее в Терем, называлось
Золотым. Наружные украшения Терема несколько
раз были возобновлены при царях Алексее
Михайловиче и при его сыне Фёдоре. Также
на всех воротах дворца, снаружи и со внутренней
стороны, т.е. со двора, стояли иконы, писанные
на досках. Так, например, на Колымажных
воротах с одной стороны стоял образ Воскресения,
а с другой-Пресвятыя Богородицы Смоленской.
1.3. Общий обзор внутреннего убранства
комнат.
Все, что служило
украшением внутри хором или
составляло их необходимую часть,
называлось нарядом. Существовало
два вида наряда: хоромный и
шатерный. Хоромный еще назывался
плотничьим, т.е. оттесывали стены,
потолки и стены, обшивали красным тесом, делали лавки,
подати и проч. Этот простой плотничий
наряд получал особую красоту, если комнаты
убирались столярной резьбой. Шатерный
же наряд состоял из уборки комнат сукном
и другими тканями. Большое внимание уделялось
потолкам. Существовало два вида украшения
потолков: вислый и слюдяной. Вислый –
деревянная резьба с рядом навесных деталей.
Слюдяной – убранство слюдой с резными
украшениями из жести. Украшение потолков
сочеталось с украшением окон. Пол настилали
досками, иногда мостили дубовым кирпичом.
Обычной мебелью
в царских хоромах были лавки,
которые устраивались подле стен,
вокруг всей комнаты или палаты,
даже иногда около печей. Под
лавками делали рундуки с затворками,
вид небольших шкафов. Такие рундуки
под лавками устроены были в 1683 г. в передней комнате царя
Петра Алексеевича.
Печи были изразцовые,
или «образчатые, ценинные» (Историческое
обозрение финифтяного и ценинного
дела в России в Записках
Спб. Археологического общества
(1853 г. Т. 6. Отд. 1)) из синих изразцов и муравленные или зелёные из зелёных.
В семнадцатом столетие упоминаются также
печи польские зелёные. Печи ставились
четырёхугольные, круглые, плоские, форма
изразцов была разнообразна: на них изображались
травы, цветы, люди, животные и разные узоры.
Несмотря на чистую, гладкую отделку хором,
стены, потолки, лавки, полы почти никогда
не оставались голыми. Их драпировали
разноцветными сукнами. Иногда стены и
потолок по полстям обивали зелёным атласом:
таким атласом обиты были комнаты царицы
Натальи Кирилловны и царевича Алексея
Петровича в 1691 г., поэтому они и назывались
атласными комнатами. Во время царя Алексея
Михайловича золочёными басменными кожами,
с вытесанными травами, цветами и животными,
были обиты некоторые его комнаты. Такими
кожами также были обиты: в 1666 г. двери
государевой Комнаты и третьей в Теремах,
в 1673 г. верхняя избушка, что над Крестовою,
у царицы Натальи Кирилловны, и серебреными
кожами комната царевича Петра, в 1681 г.
золотными кожами комнаты и сени в новых
деревянных хоромах царя Фёдора Алексеевича,
построенный в это время подле Теремов
и Воскресенской церкви10.
В важных случаях,
во время посольских приёмов
или в торжественные дни и
царские праздники, весь хоромный
наряд получал совершенно иной
вид. Тогда, вместо сукон, которыми убирались комнаты в обыкновенное
время, стены наряжали богатыми золотыми
и шёлковыми материями, аксамитами и т.п.,
а полы - персидскими и индийскими коврами.
Кроме торжественных приёмов и праздничных
дней, богатый хоромный наряд употреблялся
и при других случаях, особенно важных
в семейной жизни государя. Выходные царские
книги 1662 г. описывают этот наряд следующим
образом: «Сидел государь в больших креслах,
а в Золотой был наряд с Казённого двора:
на столе ковёр серебрён червчётой земле,
полавошники золотные, что с разводами,
на кониках ковры золотые, на дву окнах
ковры шитые золотные, по белому атласу,
на третьем окне ковёр кизылбаской золотной».
1.4. Комнатная
живопись.
Гораздо замечательнее
другой род древних хоромных
украшений – именно комнатная живопись, стенное и подволочное письмо,
служившее самым великолепнейшим и с половины
XVII ст., довольно обыкновенным украшением
царским приёмных палат и постельных хором.
В XVII веке оно известно было под именем
бытейского письма. Это название уже достаточно
объясняет, какие именно предметы изображались
на стенах и плафонах царских палат.
По характеру своего
образования – религиозного, богословского
– русский человек любил олицетворять
притчи и церковные бытия, изображениями
которых и украшал свои хоромы. При отсутствии эстетического элемента
в своём образовании он не знал и искусства
в том значении, какое придаёт ему современность,
поэтому в притчах и бытиях, которые изображались
на стенах его палат, он желал видеть прежде
всего назидание, поучение, душевную пользу
в религиозном смысле, а не услаждение
взора прекрасными образами, которые относились
к соблазну и всегда заботливо устранялись.
Эволюционные процессы, происходившие
в государственном строе России в XVII веке,
ломка традиционного мировоззрения, заметно
выросший интерес к окружающему миру,
тяга к «внешней премудрости» отразились
на общем характере русской культуры.
Способствовали изменениям и необычайно
расширившиеся связи страны с Западной
Европой. Расширение тематики изображений,
увеличение удельного веса светских, исторических
сюжетов, использование в качестве «образцов»
западноевропейских гравюр, позволяли
художникам творить с меньшей оглядкой
на традиции, искать новые пути в искусстве.
Однако нельзя забывать и того, что золотой
век древнерусской живописи остался далеко
позади. Подняться вновь на вершину в рамках
старой системы было уже невозможно. Иконописцы
оказались на перепутье. Начало XVII века
ознаменовалось господством двух художественных
направлений, унаследованных от предыдущей
эпохи. Одно из них получило название «Годуновской»
школы, поскольку большинство известных
произведений этого направления было
выполнено по заказу царя Бориса Годунова
и его родственников. «Годуновский» стиль
в целом отличает тяготение к повествовательности,
перегруженность композиции деталями,
телесность и материальность форм, увлечение
архитектурными формами.
Другое направление
принято называть «Строгановской»
школой. Большинство икон этого
стиля связанны с заказами
именитого купеческого рода, Строгановых.
Строгановская школа – это искусство иконной
миниатюры. Не случайно её характерные
черты ярче всего проявились в произведениях
небольших размеров. В Строгановских иконах
с неслыханной для того времени дерзостью
заявляет о себе эстетическое начало,
как бы заслонившее культовое назначение
образа. Не глубокое внутреннее содержание,
той или иной композиции и не богатство
духовного мира персонажей волновали
художников, а красота формы, в которой
можно было всё это запечатлеть.