Исторические особенности устройства быта русских царей в XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Изучение экономических основ и политических отношений без исследования домашнего быта и традиций людей, проживающих в изучаемое нами время, значительно обедняет представления о нем. Одним из первых отечественных историков, обративших внимание на повседневную жизнь людей, был профессор Московского Университета Иван Егорович Забелин, писавший: «В настоящее время большое значение, при теперешнем направлении исторических работ, получает изучение домашнего быта отживших поколений. Выводы науки раскрывают истину, что домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки его развития и всевозможных явлений его жизни, общественной и политической, или государственной…» .

Файлы: 1 файл

История Ирина вар.7.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Вообще в домашнем устройстве заметен был у русских  обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками. Обивались тканью стены и лавки.

Старинное благочестие  запрещало вешать в домах зеркала, стенные картины и эстампы, но с конца XVII века они стали постепенно входить в домашний обиход, сначала царя, потом знатных лиц.

Кроватью в старину  служила прикрепленная к стене  скамья, или лавка, к которой прикрепляли другу лавку. Постель состояла из перины, изголовья и подушек. У людей средственного состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках. Детские колыбели делались висящие, а внутри них всегда привешивались иконы и крестики.

Освещение в домах  было свечами восковыми и сальными. Ночью, чтобы иметь огонь, держались ночники. У простых поселян избы освещались лучинами.

Для умывания употреблялись  рукомойники и лохани; у богатых  людей они были серебренные и позолачивались, у людей попроще — медные или оловянные.

Столовая посуда носила общее название судков. За столом жидка пища разливалась в мисы — металлические или деревянные. Твердые кушанья приносились на блюдах. Вилки были двузубые, но не всегда употреблялись. Салфетками не пользовались совсем: обтирали руки полотенцем или краем скатерти.

Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие. А вообще одежда была одинаковой по покрою как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

 Обувь простого  народа была: лапти из древесной коры. Обувь людей с достатком  составляли сапоги, чеботы и башмаки. Женская обувь была почти та же, что и у мужчин. Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых — шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать их шире и уже. На рубаху и штаны надевались три одежды, одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если же нужно было идти в гости или принимать гостей, то поверх нее надевалась другая; третья была накидная для выхода. Из верхней одежды можно упомянуть зипун, кафтан, епанча, шуба и пр. Обыкновенно русские люди ходили без перчаток и длинные рукава одежд заменяли им их необходимость. Зимой надевались рукавицы. Все носили пояса. И считалось не приличным ходить без пояса. В старину наши князья оставляли пояса своим детям как лучшую драгоценность.

Высокие шапки означали знатность породы и сана. Как бы великолепно не оделся посадский, он не смел одеть высокую шапку, и даже в самих колпаках — обыкновенной народной шапке — вышина соразмерялась со знатностью носившего шапку.

В довершение русского наряда люди знатные привешивали шпаги. Это право предоставлялось только служивым и тем, которые по своему происхождению его заслуживали.

Женские одежды, по свидетельствам очевидцев, были похожими на мужские, тем  более, что последние вообще делались длинные. Но однако в одежде двух полов  были и особенности, так что можно  было с первого взгляда отличить женщину. Кроме того женщины носили много разнообразных украшений: серьги, кольца, обручи, браслеты, перстни и т.д. Не довольствуясь обильными украшениями, пестрившими до крайности одежду, русская женщина белилась и румянилась и приводила в смех иностранцев своим не искусством в этом деле; не дурные собой от природы, русские женщины совершенно искажали свою красоту. Этого мало: они размалевывали себе шею и руки белой, красной, голубой и коричневой краской. Окрашивали ресницы и брови, и причем самым уродливым образом.

Предки наши, как знатные, так и простые, вставали рано, летом с восходом солнца, осенью и зимой за несколько часов до рассвета. После омовения и умывания одевались и приступали к молению. В комнате, назначенной для моления, собиралась вся семья и прислуга, хозяин, как домовладыка, читал перед всеми вслух утренние молитвы. Потом все расходились к домашним занятиям. В полдень наступало время обеда. Прежде всего пили водку и закусывали хлебом, потом подавали в скоромные дни холодные кушанья, состоявшие из вареного мяса с разными приправами, потом ели горячее, потом жареное, и далее разные узвары, за ними молочные кушанья, лакомые печенья и, наконец, овощные сласти. В постные дни широко потреблялась рыба. На званых обедах было иногда чрезвычайное множество кушаний — до 40 и 50 перемен. Слуги, подававшие кушанья, назывались стряпчими, несли блюда голыми и притом не чистыми руками.

После обычного обеда  ложились отдыхать. Это был повсеместный и освященный народным уважением  обычай. Известно, что в числе  подозрений, обличавших в Самозванце не царское происхождение и уклонение к латинской вере, было и то, что он не спал после обеда.

Вставши от послеобеденного  сна, русские опять принимались  за обычные занятия. В приказах собирались по вечерам. Вечер в домашнем быту был  временем развлечений. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечерние моления. После него считалось уже не позволительным есть и пить; все скоро ложились спать.

В русском образе жизни  было соединение крайностей, смесь  простоты и первобытной свежести девственного народа с азиатской изнеженностью и византийской расслабленностью. Когда знатный  человек одевался весь в золото и жемчуг, едал на серебре и заставлял подавать себе десятки кушаний за раз, деревенский бедняк, во время частых не урожаев, ел хлеб из соломы или из лебеды, коренья и древесную кору. Когда знатные женщины и девицы не занимались даже хозяйством и, осужденные на бездействие, только для того, чтобы убить томительную скуку, брались за вышивание церковных облачений, крестьянские женщины работали вдвое больше своих мужей. С одной стороны достоинством всякого значительного человека поставлялась недеятельность, изнеженность, неподвижность; с другой стороны, русский народ приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твердостью, равнодушием ко всяким лишениям удобств в жизни. С детства приучались русские переносить голод и стужу. Детей отнимали от грудей в два месяца и кормили грубой пищей; ребятишки бегали в одних рубашках без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы. Посты приучали народ к грубой и скудной пище, состоявшей из кореньев и дурной рыбы; живучи в тесноте и дыму, с курами и телятами, русский простолюдин получал крепкую, не чувствительную натуру.

Но как не противоположным  кажется образ жизни знатных  и простых, натура у тех и других была одинакова: пусть только бедному простаку поблагоприятствует счастье, и он тотчас устроит себе не подвижность и тяжеловатость; зато знатный и богатый, если обстоятельства вынудят его, легко свыкнется с суровой жизнью и трудами.

 

Заключение

 

Наша история представляет самое убедительное доказательство необыкновенной силы и живучести  непосредственных народных элементов  жизни и даже самих форм, в которых  эти элементы выразились. Так, более  трехсот лет, начиная с первых преобразований Петра I, мы находимся под влиянием непрерывных реформ, очень многим мы воспользовались в течение этих неутомимых перестроек, но неизмеримо больше остаётся ещё в прежнем положении, и очень часто наши поступки, выявляют в нас людей XVII столетия. «Сила народного быта есть сила самой природы, и чтобы с успехом руководить ею, направлять в ту или иную сторону ход её развития, чтоб с успехом служить ей, как обыкновенно говорят, для её счастья и блага, необходимо прежде хорошо и подробно узнать её свойства, внимательно прислушаться к её требованиям, узнать непосредственные родники её жизни, всегда глубоко скрытые в мелочных и многообразных бытовых условиях…».

 Таким образом, хотя жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки не всегда обращают должное внимание.

Несмотря, на все  домашние заботы и тяготы семейной жизни у русского народа также были  праздники, свои обычаи, время на отдых и веселье. На первый взгляд современная жизнь с ее молниеносным темпом, развитыми коммуникациями, многочисленными средствами информации с интернетом и всеохватным телевидением, широким участием населения в политическом процессе мало похожа на неторопливую жизнь наших предков в XVII веке. Однако её основы (государственная служба, традиции семейных отношений, устройство дома, привычки или то, что называется повседневным укладом), закладывалось именно в те далёкие времена.

Задание  № 7

 

Программное кредо Путина содержало многозначительную перекличку с российским прошлым: «Земля наша богата, порядка только нет», - говорили в  России. Больше так о нас говорить не будут».

Выполнил ли свои обещания президент? Используйте те статью В.В. Согрина (см. список), а также материалы журнала «Эксперт» - 2007. - №2.

 

Проанализировав мнение политологов, считаем, что данное обещание не выполнено. Количественные показатели развития экономики вроде бы не дают оснований сомневаться в успехах правительства. Рост ВВП и благосостояния населения, подъем обрабатывающего производства и сектора услуг иллюстрируют это. ВВП с 2000 по 2007 год вырос на 72%, промышленное производство увеличилось на 56%, производство сельхозпродукции — на 34%. Оборот розничной торговли вырос в пять раз, а реально располагаемые денежные доходы населения подскочили почти в 2,5 раза.

На фоне очевидных  количественных достижений правительства  качественные не столь бесспорны. Многие реформы не доведены до конца либо эффект от их проведения явно отрицательный. В начале первого срока реформы проводились очень быстро, было начато много институциональных преобразований, во второй срок вместо построения рыночной экономики начали строить бизнес, в большом количестве стали создавать госмонополии, на смену дебюрократизации пришла бюрократизация, коррупция стала расти, а качество госуправления — снижаться.

В стране растет вероятность  возникновения самореализующегося кризиса, считают политологи и экономисты. В социальной политике количественные достижения правительства также противоречат качественным. С одной стороны, число бедных за восемь лет снизилось почти в два раза, но для наименее обеспеченных слоев населения инфляция оказывается значительно выше, чем для их более богатых соотечественников.

Список использованной литературы

 

  1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга, 1990.
  2. Забелин И.Е. Государев двор, или дворец. – М.: Книга, 1990. – 312 с.
  3. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – 768 с., ил.
  4. Дом Романовых. / Авторы-составители П.Х. Гребельский и А.Б. Мирвис. – СПб., 1992, 280 с.
  5. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н. Костомаров / М.: 1993г.
  6. Ишимова А.О. История России в рассказах. – СПб.: НИЦ «Альфа», 1992. – 432 с., ил.
  7. История современной России. 1682 – 1861: Экспериментальное учебное пособие для ВУЗов. / Под общей редакцией В. Шелохаева. – М.: ТЕРРА, 1996. – С.71-127.
  8. История. Справочник./С.В. Новиков. – М.: Филол. о-во «Слово», центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. – 736 с.
  9. Карамзин Н.М. Предания веков – М.: Правда, 1988. – 768 с.

 

 

 

 

 

1 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга, 1990. - С. 36.

2 История. Справочник./С.В. Новиков. – М.: Филол. о-во «Слово», центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. – С.112.

3 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга, 1990. - С.44

4 История современной России. 1682 – 1861: Экспериментальное учебное пособие для ВУЗов. / Под общей редакцией В. Шелохаева. – М.: ТЕРРА, 1996. – С.18.

5 Там же, С. 236

6 Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н.Калачовым. М.,1854. Отд. V. С. 33

7 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга,1990. С. 134.

8 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. - С.136.

9 Гребельский П.Х. Дом Романовых. СПб., 1992, - С. 26

10 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. – С. 138

11 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. – С. 146

12 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. – С. 146

13 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. – С. 148




Информация о работе Исторические особенности устройства быта русских царей в XVII в.