Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:39, контрольная работа
В прозвище московского князя порой готовы видеть какую-то иронию. Мошна – вот что могли сказать современники или ближайшие потомки об Иване Даниловиче, как полунасмешливо-полузавистливо отзываются люди о богатых и одновременно скопидомных хозяевах. Но прозвищу московского князя придавалась и более благоприятная окраска, изображающая его благотворителем, всегда носившим сумку с деньгами для раздачи бедным. Такое объяснение прозвища Калиты представляется на первый взгляд только благочестивой легендой, однако сохранился любопытный отрывок, рассказывающий о щедрости Ивана Даниловича.
I. Исторические условия, в которых протекала деятельность
Ивана Калиты………………………………………………………………………3
II. Задачи, стоящие перед Иваном Калитой и способы их решения…………….5
III. Личные качества Ивана Калиты………………………………………………10
IV. Выводы о роли и месте Ивана Калиты в России…………………………….12
V.Список литературы……………………………………………………………....15
Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими городами, и московская епархия поднялась неизмеримо выше всех остальных. Митрополит держал в своих руках право поставления епископов и суда над ними и нередко им пользовался, силу его духовной власти испытали даже иерархи таких крупных городов, как Новгород и Тверь. Уже в 1325 г. новгородский кандидат Моисей ездил в Москву к митрополиту Петру ставиться на архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича вместе с тремя другими епископами. Легко представить себе, какие большие средства стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц, ибо устройство церковных дел обходилось недешево.
Многочисленные политические
нити сходились ко двору митрополитов,
которые имели своими хозяевами
в конечном итоге московских князей.
Москва связывалась с
По каким же причинам митрополиты
выбрали своей резиденцией
Но дело было не только в одних льготах, а в том, что московские князья обладали достаточной реальной силой, чтобы поддержать угодных для них кандидатов на митрополичий престол. Немалое значение имело центральное положение Москвы и относительное удобство сношений с Константинополем, как это будет показано в главе о торговле. Наконец, одним из мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов. Митрополит «всея Руси» не задевал в Москве ничьих церковных интересов. Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному соединению светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы допетровского времени. Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве; светская власть нашла себе духовную опору, поддерживая, в свою очередь, всей своей гражданской мощью главу русской церкви – митрополита. Так, маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого, более позднего «царствующего града Москвы».
III. Личные качества Ивана Калиты.
В юности Иван Данилович долго
был в тени старшего брата,
московского князя Юрия
С этих пор он и показал
себя властным, жестоким, хитрым, умным
и упорным в достижении своих
целей правителем. В 1325 Иван унаследовал
Москву по завещанию умершего
Юрия. Годы его управления княжеством
(около двадцати) стали эпохой
усиления и возвышения Москвы
над остальными русскими
Юрий Данилович был еще
Юрий Данилович решил во что бы то ни стало удержать Переславль за собой. В 1304 г. на съезде в Переславле, куда прибыли князья и митрополит Максим, читались ханские ярлыки. Однако Юрий не побоялся даже Золотой Орды и не уступил Переславля. С проницательностью настоящего политика он понимал, что Москва может считаться безопасной от нападений только тогда, когда ей будут подвластны ближайшие стратегические пункты. Чтобы прибрать их к рукам, московский князь не брезговал никакими средствами. Сразу же после смерти отца Юрий захватил Можайск и взял в плен можайского князя Святослава. Тем самым московские князья получили в свои руки верхнее течение Москвы-реки и утвердились в непосредственном соседстве со Смоленской землей.
За краткими и скудными
Несомненно, такие качества как,
власть, жестокость, хитрость, ум и
упорство в достижении своих
целей, сделали Ивана
IV. Выводы о роли и месте Ивана Калиты в России.
Сложно дать однозначную
оценку деятельности Ивана
Иван Калита сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями.
Иван III усилил московско-ордынское влияние на ряд земель Севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» — «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста и Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть.
Политика Калиты не была рассчитана на подготовку к борьбе с Ордой. Он думал лишь об укреплении собственной власти, преследовал своекорыстные интересы. Более того, его расправы над теми, кто пытался противостоять Орде, лишь отдаляли день свержения ига. Тем не менее, усиление Москвы объективно привело к сплочению Руси вокруг одного центра, а это, в свою очередь, позволило ей позднее вступить в успешную борьбу с Ордой.
Быстрый
рост хозяйственного и политического
значения Москвы в первой половине
XIV века был основной причиной того,
что она сделалась
В свою очередь церковь - могущественная феодальная организация поддерживала московских князей в их объединительной политике. Митрополит Петр подолгу жил в Москве. В построенном Иваном Калитой Успенском соборе он сам приготовил себе гробницу, в которой и был погребен. Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичий престол за Москвой, которая с 1326 года стала церковной столицей Руси.
Основная масса населения
Вслед за Успенским собором
были воздвигнуты каменные
Об Иване Калите напоминают в Москве названия Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Малый и Новый Калитниковский проезд. Все они находятся на земле, подаренной Иваном Калитой в XIV веке Крутицкому подворью, почему эта местность и носила название "Калитниково".
О торговой дороге в Орду, или Ордынской дороге, напоминают улицы Большая и Малая Ордынка. Татарские слободы размещались главным образом в Замоскворечье, там где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой устные переводчики - "толмачи". О них напоминают Толмачевские переулки.
Татары пригоняли в Москву на продажу целые табуны лошадей. Многие лошади, не выдержав трудностей долгого пути, гибли. Татары сдирали с них шкуры и обрабатывали кожу ручным способом на Москве-реке, пониже своих слобод. Отсюда местность в течение веков стала центром кожевного производства и носила название "Кожевники", сохранившейся до сих пор в названии Кожевнической улицы и четырех Кожевнических переулков у Павелецкого вокзала.
Ивану Дмитриевичу
удалось обеспечить Руси общий
хозяйственный подъем и
V. Список литературы.
Страница
Информация о работе Исторические условия, в которых протекала деятельность Ивана Калиты