Исторические условия, в которых протекала деятельность Ивана Калиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

В прозвище московского князя порой готовы видеть какую-то иронию. Мошна – вот что могли сказать современники или ближайшие потомки об Иване Даниловиче, как полунасмешливо-полузавистливо отзываются люди о богатых и одновременно скопидомных хозяевах. Но прозвищу московского князя придавалась и более благоприятная окраска, изображающая его благотворителем, всегда носившим сумку с деньгами для раздачи бедным. Такое объяснение прозвища Калиты представляется на первый взгляд только благочестивой легендой, однако сохранился любопытный отрывок, рассказывающий о щедрости Ивана Даниловича.

Содержание работы

I. Исторические условия, в которых протекала деятельность
Ивана Калиты………………………………………………………………………3
II. Задачи, стоящие перед Иваном Калитой и способы их решения…………….5
III. Личные качества Ивана Калиты………………………………………………10
IV. Выводы о роли и месте Ивана Калиты в России…………………………….12
V.Список литературы……………………………………………………………....15

Файлы: 1 файл

Kalita (1).docx

— 79.22 Кб (Скачать файл)

Москва получила неоспоримые  преимущества перед всеми другими  городами, и московская епархия поднялась  неизмеримо выше всех остальных. Митрополит держал в своих руках право  поставления епископов и суда над ними и нередко им пользовался, силу его духовной власти испытали даже иерархи таких крупных городов, как Новгород и Тверь. Уже в 1325 г. новгородский кандидат Моисей ездил в Москву к митрополиту Петру ставиться на архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича вместе с тремя другими епископами. Легко представить себе, какие большие средства стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц, ибо устройство церковных дел обходилось недешево.

Многочисленные политические нити сходились ко двору митрополитов, которые имели своими хозяевами  в конечном итоге московских князей. Москва связывалась с Константинополем, а через его посредство с южнославянскими  землями. Спор между Москвой и  Тверью за преобладание был решен  в пользу Москвы уже тогда, когда  преемник Петра, митрополит Феогност, родом грек, окончательно утвердил в ней свое местопребывание.

По каким же причинам митрополиты  выбрали своей резиденцией Москву? Любопытные соображения по этому  поводу высказал Пл. Соколов, по мнению которого московские князья предоставили митрополитам особо важные льготы по сравнению с тем, что получали епископы в других княжествах. Льготное положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ.

Но дело было не только в  одних льготах, а в том, что  московские князья обладали достаточной  реальной силой, чтобы поддержать угодных  для них кандидатов на митрополичий престол. Немалое значение имело  центральное положение Москвы и  относительное удобство сношений с  Константинополем, как это будет  показано в главе о торговле. Наконец, одним из мотивов переноса кафедры  митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов. Митрополит «всея Руси» не задевал  в Москве ничьих церковных интересов. Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному соединению светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы допетровского времени. Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве; светская власть нашла себе духовную опору, поддерживая, в свою очередь, всей своей гражданской мощью главу русской церкви – митрополита. Так, маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого, более позднего «царствующего града Москвы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Личные качества Ивана Калиты.

  В юности Иван Данилович долго  был в тени старшего брата,  московского князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в  Москве, Иван с небольшим войском  сумел оборонить принадлежащий  княжеству Переяславль от тверичей, собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана.

  С этих пор он и показал  себя властным, жестоким, хитрым, умным  и упорным в достижении своих  целей правителем. В 1325 Иван унаследовал  Москву по завещанию умершего  Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой  усиления и возвышения Москвы  над остальными русскими землями.  В основе его лежало особенное  умение Ивана ладить с ордынским  ханом. Часто ездил в Орду, отчего  заслужил расположение и доверие  хана Узбека. В то время как  другие русские земли страдали  от вторжений ордынских численников  и баскаков, владения князя московского  оставались спокойными, пополнялись  численно иммигрантами из других  княжеств и земель. («Перестали  поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

  Юрий Данилович был еще молодым,  когда сделался московским князем. Ему исполнилось только 22 года. С  самого начала он показал себя  способным и ловким политиком.  Юрий охотно действовал силой  там, где нельзя было поступить  иначе, но в других случаях  выступал умелым дипломатом. К  тому же он обладал способностями  привлекать к себе симпатии  населения. В день отцовской  смерти Юрий находился в Переславле, и переславцы так боялись потерять своего князя, что «не пустиша его и на погребение отне». Юрий пользовался привязанностью и москвичей, оплакавших его раннюю кончину, «весь народ плачем великым», как пишет об этом не московский, а новгородский летописец, следовательно, автор беспристрастный, не имевший непосредственных побуждений сочинять неумеренную похвалу в честь московского князя.

Юрий  Данилович решил во что бы то ни стало удержать Переславль за собой. В 1304 г. на съезде в Переславле, куда прибыли князья и митрополит Максим, читались ханские ярлыки. Однако Юрий не побоялся даже Золотой Орды и не уступил Переславля. С проницательностью настоящего политика он понимал, что Москва может считаться безопасной от нападений только тогда, когда ей будут подвластны ближайшие стратегические пункты. Чтобы прибрать их к рукам, московский князь не брезговал никакими средствами. Сразу же после смерти отца Юрий захватил Можайск и взял в плен можайского князя Святослава. Тем самым московские князья получили в свои руки верхнее течение Москвы-реки и утвердились в непосредственном соседстве со Смоленской землей.

  За краткими и скудными летописными  заметками перед нами раскрывается  образ смелого и хищного князя,  умеющего пользоваться обстоятельствами  и не очень стесняющегося в  выборе средств. О мрачной трагедии  говорят краткие слова летописи: «Toe же зимы князь Юрьи князя Костянтина убил Рязанского». Смерть рязанского князя окончательно закрепила за московским князем такой важный город, как Коломна, при впадении Москвы-реки в Оку. Весь бассейн Москвы-реки оказался под контролем московских князей, от Можайска до Коломны. Юрий проявлял необыкновенную подвижность и не боялся трудностей и опасностей. Враги подстроили ему засаду в Суздале. «Переимали, да не изнимали», – торжествует по этому поводу современник, благожелательно настроенный к московскому князю. Коварство, измена, засады, внезапные набеги, все черты рыцарски разбойничьих приемов борьбы, столь характерные для средневековых западноевропейских баронов, бросаются нам в глаза при чтении летописных текстов, относящихся к княжению Юрия Даниловича. Впрочем, таковыми же были и его враги, тверские князья, отравившие взятую ими в плен жену Юрия.

  Несомненно, такие качества как,  власть, жестокость, хитрость, ум и  упорство в достижении своих  целей, сделали Ивана Дмитриевича  великим правителем, который смог  объединить  большинство русских  земель, что поспособствовало процветанию  и укреплению Руси в будущем.  Но в то же время, чтоб  достичь своих целей, он прибегал  и к жестокости и убийству, что выставляло его в не  лучшем свете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Выводы о роли и месте Ивана Калиты в России.

 

  Сложно дать однозначную  оценку деятельности Ивана Даниловича, как в качестве московского  правителя, так и в качестве  великого князя. Это был дальновидный  политик, увеличивший территорию  своих владений, укрепивший свою  власть, получивший любовь народа. Не всегда ему удавалось добиться  успеха, не проливая крови, но  это был XIV век. Междоусобицы  и войны между родами правителей  были неотъемлемой частью средневековой  Европы. Использовавший военную  силу в исключительных случаях  Иван Калита установил «великую тишину» на 40 лет, он построил фундамент независимого будущего Руси.

  Иван Калита сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями.

  Иван III усилил московско-ордынское влияние на ряд земель Севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» — «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста и Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть.

  Политика Калиты не была рассчитана на подготовку к борьбе с Ордой. Он думал лишь об укреплении собственной власти, преследовал своекорыстные интересы. Более того, его расправы над теми, кто пытался противостоять Орде, лишь отдаляли день свержения ига. Тем не менее, усиление Москвы объективно привело к сплочению Руси вокруг одного центра, а это, в свою очередь, позволило ей позднее вступить в успешную борьбу с Ордой.

Быстрый рост хозяйственного и политического  значения Москвы в первой половине XIV века был основной причиной того, что она сделалась местоприбыванием русских митрополитов, резиденцией которых ранее был город Владимир. Власть митрополитов "всея Руси" была сильна тем, что она была централизована и распространялась на все русские княжества. Перенос резиденции митрополита в Москву означал, что этот город делается общерусским церковным центром. Выбор Москвы центром русской православной церкви был обусловлен несколькими причинами. Москва являлась богатым, сравнительно безопасным городом. Но гораздо существеннее было то, что сильный московский князь мог лучше обеспечить ее экономические и политические привилегии.

В свою очередь церковь - могущественная феодальная организация поддерживала московских князей в их объединительной  политике. Митрополит Петр подолгу  жил в Москве. В построенном  Иваном Калитой Успенском соборе он сам приготовил себе гробницу, в которой и был погребен. Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичий престол за Москвой, которая с 1326 года стала церковной столицей Руси.

  Основная масса населения селилась  за пределами кремлевских стен, между Москвой-рекой и Неглинной. Эта часть города называлась "Великим посадом". Но уже намечались другие части города: Заречье, впоследствии называемое Замоскворечье, и Занеглименье. Центром Москвы был Кремль. Построенный в 1339 году, Кремль отличался от укреплений XII века в основном размерами и мощностью валов. Ров его должен был быть шире и глубже, вал мощнее и выше. Эта крепость должна была выдерживать уже не только непосредственно штурмы, но и обстрел из неогнестрельных метательных орудий (камнеметов, стрелометов) . Территория Кремля 1339 г. определяется довольно точно. Она расширилась и к северу, и к востоку. Угол крепости со стороны реки Неглинной был примерно там, где сейчас находится Вторая Безымянная Башня Кремля. Что касается внутренней застройки Кремля, то главную роль здесь играли двор самого князя и двор митрополита. После постройки нескольких каменных соборов образовалась целая площадь - Соборная. Кремль окончательно приобрел тогда вид резиденции крупного средневекового государства, феодального центра большого города.

  Вслед за Успенским собором  были воздвигнуты каменные церкви  Ивана Лествичника и Спаса на бору. Церковное строительство Калиты завершилось созданием каменного собора Михаила Архангела, получившего название княжеской усыпальницы.

Об  Иване Калите напоминают в Москве названия Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Малый и Новый Калитниковский проезд. Все они находятся на земле, подаренной Иваном Калитой в XIV веке Крутицкому подворью, почему эта местность и носила название "Калитниково".

О торговой дороге в Орду, или Ордынской  дороге, напоминают улицы Большая  и Малая Ордынка. Татарские слободы  размещались главным образом  в Замоскворечье, там где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой устные переводчики - "толмачи". О них напоминают Толмачевские переулки.

Татары  пригоняли в Москву на продажу  целые табуны лошадей. Многие лошади, не выдержав трудностей долгого пути, гибли. Татары сдирали с них шкуры  и обрабатывали кожу ручным способом на Москве-реке, пониже своих слобод. Отсюда местность в течение веков  стала центром кожевного производства и носила название "Кожевники", сохранившейся до сих пор в названии Кожевнической улицы и четырех Кожевнических переулков у Павелецкого вокзала.

 

 

  Ивану Дмитриевичу  удалось обеспечить Руси общий  хозяйственный подъем и политические  успехи московских князей способствовавшие дальнейшему росту Москвы. Город обрастал торгово-ремесленными посадом и слободами. В Москве одновременно с постройкой новых укреплений производилось крупное гражданское строительство. Время Калиты отмечено первым строительством каменных зданий в Москве. Так же ему удалось наладить с татарами обширную торговлю, и многие татары переселились на постоянное местожительство в Москву. Общее впечатление от Москвы времен Ивана Калиты остается как о небольшом, но быстро расширяющимся и набирающем мощь и силу городе. Москва под влиянием Ивана III постепенно превращалась в крупнейший ремесленный и торговый центр Северо-Восточной Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Список литературы.

 

  1. http://www.peoples.ru/state/king/russia/kalita/ (11.04.12)
  2. http://history-persons.ru/2008/11/ivan-kalita/ (12.04.12)
  3. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/IVAN%C2%A0I_DANILOVICH_KALITA.html (12.04.12)

Страница 



Информация о работе Исторические условия, в которых протекала деятельность Ивана Калиты