Исторические знания в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:38, реферат

Описание работы

После падения Западной Римской империи (476 г. н.э.) в истории Западной Европы начинается новая тысячелетняя историческая эпоха, традиционно называемая эпохой западноевропейского Средневековья. Это время, начиная с V века, характеризуется появлением новых германских государств после крушение Римской империи и развитием феодализма и католицизма. Спецификой западноевропейской истории эпохи Средневековья является то, что изначально христианская церковь играла господствующую роль в идейной и научной жизни западноевропейского общества.

Файлы: 1 файл

После падения Западной Римской империи.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

После падения Западной Римской империи (476 г. н.э.) в истории  Западной Европы начинается новая тысячелетняя историческая эпоха, традиционно называемая эпохой западноевропейского Средневековья. Это время, начиная с V века, характеризуется  появлением новых германских государств после крушение Римской империи и развитием феодализма и католицизма. Спецификой западноевропейской истории эпохи Средневековья является то, что изначально христианская церковь играла господствующую роль в идейной и научной жизни западноевропейского общества. Процесс развития исторического знания вплоть до позднего Средневековья почти исключительно был во власти христианской историософии. 
 
Христианское понимание и интерпретация всемирной истории основывалась на провиденциализме, суть которого заключалась в реализации божественного (провиденциального) плана, или «промысла божия», направляющего исторический процесс и историческое воспитание человечества на путь достижения «Царства божия», воссоединения с Богом человеческой души, обогащенной опытом исторического существования. Провиденциализм объясняет, таким образом, ход истории не «внутренними» (материалистическими) закономерностями, а волей Провидения, Бога, то есть волей «внешних», потусторонних божественных сил. Провиденциализм объективно связан с фатализмом и эсхатологией. Эсхатология (греч. eshatos – последний, logos – учение) – это религиозное и философское учение о «конце мира», «конце света» и завершении человеческой истории в преддверии Страшного Суда и «Града Небесного», о котором писал Августин Блаженный. Фатализм (лат.fatum – предопределенный судьбой или роком) – слепая вера в судьбу. Согласно фаталистическому мировоззрению, в жизни человека и человеческой истории все свершится именно так, как того возжелает рок, фатум. Следовательно, человек не властен изменить свою судьбу, равно как и сама история строго подчинена божественному фатуму. В эпоху позднего европейского Средневековья провиденциализм стал пониматься несколько по-иному, в ракурсе протестантской вариации христианства (Лютер), а также кальвинизма (Кальвин). В кальвинизме, в частности, провиденциализм стал неотделим от так называемого предопределения. Если провиденциализм в его первоначальном жестком варианте (Августин Блаженный) был основан на фатуме и полном бессилии человека в исторической драме, то кальвинисты придали провиденциализму несколько смягченный вариант, допустив некоторую ограниченную свободу воли человека сообразно принципу «Бог работает через человека». 
 
В советской историографии прочно утвердилось мнение, согласно которому историческое знание в Средневековье не только не получило развития, но и деградировало по сравнению с методологическим уровнем античной историографии. Такое заключение советские историки-марксисты основывали на том аргументе, что историческая область знания была подчинена христианской богословской философии, основанной на провиденциализме и теоцентрической парадигме мышления, лженаучной, по их мнению, в основе. 
 
Современные материалистически мыслящие профессиональные историки (в основном это сторонники формационного подхода) придерживаются этого не вполне верного мнения. Примером может служить позиция известного специалиста, профессора В.Ф. Коломийцева, который в своей монографии «Методология истории» утверждает следующее: «С распространением христианства в раннем Средневековье значительно сузились горизонты научного исторического видения. Произошла деградация исторической науки, снизился тот уровень, который был характерен для исторического мышления древних греков и римлян. Под давлением церкви история начинает рассматриваться как явление вторичное, производное». В наше время такое категорическое утверждение уже не выдерживает критики. Следует признать, что сегодня, помимо пока еще ортодоксального научного материализма в истории (и не только) получают быстрое развитие альтернативные концепции истории, основанные на немеханистической парадигме научного мышления. Важнейшим аргументом против научно-материалистического взгляда на историю и ее методологию является Библейский код, скрытый в Ветхом Завете секретный шифр, который заставляет нас признать, что в Библии содержится информация о прошлой истории человечества, а также о его будущем. При этом следует учитывать, что отношение мировой академической науки к факту открытия Библейского кода должно быть в высшей степени серьезным, доверительным, эмоционально выдержанным и лишенным предвзятости. Ибо это открытие сделали, по иронии судьбы, не эзотерики и метафизики, а представители точных наук, специалисты в области компьютерного программирования, математики. Таким образом, феномен провиденциализма в истории начинает, очевидно, приобретать весьма серьезную доказательную базу, что, несомненно, повлечет за собой настоящую методологическую революцию в исторической науке и торжество теоцентрического взгляда на историю. Время покажет. 
 
Глубокий вклад в разработку христианской ортодоксальной концепции истории и ее историософии внес Августин Блаженный (354–430 гг.), выдающийся христианский проповедник, систематизатор христианских постулатов, представитель патристики (религиозная философия ранних христианских богословов, отцов церкви, обосновавших и систематизировавших суть христианства в целостное конфессиональное мировоззрение). Будущий отец христианской церкви родился в Африке (Нумибии) и сначала был язычником. Позже Августин перешел в секту манихеев (религиозное и философское течение, суть которого заключалась в дуалистическом обосновании существования в мире двух равноправных начал, зла (тьмы) и добра (света). В представлении манихеев исторический процесс обусловлен борьбой этих двух начал, выраженные в смене исторических циклов). В 387 году Августин принимает христианство, а с 395 года становится епископом Гиппона, что в Северной Африке (близ Карфагена). В основных теологических трудах Августина Блаженного («О свободной воле», «О Троице», «О величине души», «Исповедь», «О Граде Божьем», «О порядке») центральным вопросом являются взаимоотношения Бога и человеческого миропорядка. Почитатели взглядов Августина (в числе которых немало официальных ученых сторонников научного креационизма) как раньше, так и теперь особенно ценят в мировоззрении этого Отца церкви т.н. «доказательства бытия Бога». 
 
Свое мистическое понимание смысла истории Августин изложил в труде «О Граде Божьем». В основе исторического существования человечества лежит борьба двух разновидностей любви, порождающие два града: 1. Град Земной порожден земным эгоизмом, доходящим до презрения к Богу. 2. Град Небесный порожден безусловной любовью к Богу. При этом, если первая разновидность любви (Град Земной) толкает человека на поиск убогих удовольствий и тщеславия, то вторая – к божественному самоусовершенствованию. При этом поначалу Град Небесный был представлен ангельской иерархией, включая пророков, святых. Но после первого прихода Христа и с появлением христианской церкви Град Небесный стал пополняться душами праведников, достигших должного самоусовершенствования. В итоге, по убеждению Августина, Град Земной сольется с Градом Небесным, и наступит торжество божественной гармонии и миропорядка, Божьего царства. 
 
может быть, с таким же количеством поколений, сколько их было в промежуток между Адамом и последним».-1919) так охарактеризовал суть этой периодизации: «Основанием для нее послужила Августину родословная Иисуса Христа в Евангелии Матфея. Так как для Августина вся эпоха Ветхого Завета есть время подготовления и пророческого предсказания, завершенное рождением Христа, главного события в истории человечества, то Августин совершенно последовательно всю древнюю историю расчленяет сообразно с фактами, подготовившими это главное в ней событие. Благодаря этому расчленению истории, у Августина отличается от иеронимовского в своей выгоде большею систематичностью и внутренним движущим принципом. Таким образом были им установлены следующие эпохи: от Адама до Ноя десять поколений; от Ноя до Авраама десять поколений; затем следуют три эпохи по четырнадцать поколений, предшествующих Христу: от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения и отсюда до рождения Христа; шестая эпоха обнимает время до конца мира -Августин также обосновал теоцентрическую периодизацию земной истории, взяв за основу деление по эпохам, как это было в Библии, но несколько видоизменив ее схематически. Крупный дореволюционный русский историк Николай Герье (1837 
 
Идеи Августина Блаженного оказали значительное влияние на развитие последующей христианской философии, став основанием такой разновидности неоплатонизма, как августинизм, который был преобладающей христианско-богословской философией до XIII века. Многие идеи Августина не потеряли свою актуальность и до наших дней. В ХХ веке к идейному наследию Августина апеллировали такие общепризнанные философы, как Ясперс, Хайдеггер, Фромм и др. У современных сторонников богоцентрического подхода к истории и научного креацианизма особый интерес представляет идея исторического воспитания человечества, обусловленная провиденциальным планом и божественным порядком. 
 
340 гг. н.э.). Этот историк раннего Средневековья являлся противоречивой личностью. Он родился в Палестине, учился в Кесарии (Малая Азия), сначала придерживался взглядов Оригена. Евсевий Кесарийский имел влияние на римского императора Константина Великого (причислен к миру христианских святых), хотя, по воспоминаниям современников, был подхалимом и лицемером, талантливо захваливал своих августейших правителей. Из его творческого актива наиболее ценными историческими трудами являются: 1) «Церковная история» в 10 книгах, в которой изложена история раннего христианства до 324 г. до н.э.; 2) «Хроника». В этой работе описана человеческая история «от сотворения мира» до 303 г. н.э. До нашей эпохи произведение сохранилось только в армянском переводе (найден в 1792 году); 3) биографические работы о Константине Великом (Евсевий Кесарийский был придворным историографом). Вклад Евсевия Кесарийского в развитие раннесредневековой историографии в том, что он попытался единую историю человечества (языческую, еврейскую и христианскую) разделить на периоды, то есть подвести ее под обоснованную им систему периодизации. История человечества расчленена им на пять периодов, причем разграничительными рубежами являлись наиболее значимые события не только священной церковной, но и светской жизни: 1-й период охватыва-«Отцом» церковной христианской истории принято считать Евсевия Кесарийского (ок. 260 до Никейского собора. Впоследствии переводчик Евсевия, Иероним, видоизменил эту периодизацию и обосновал семь периодов всемирной истории, закончив изложение до смерти императора Валента в битве при Андрианополе в 378 году н.э.- до рождения Иисуса Христа; 5-й период - от событий Троянской войны до первой Олимпиады; 4-й период - от Моисея до взятия Трои; 3-й период -ет времена от ветхозаветного святого Авраама до пророка Моисея; 2-й период  
 
Развитие исторического знания в Италии в раннем Средневековье  «История готов», в которой автор изложил вехи истории готских племен, его пращуров. В своей «Истории» автор описал выход готов из Скандинавии и их продвижение к Черному морю и далее к Южной Европе. Это произведение Иордана было популярно, и оно много раз переписывалось в монастырях.- ок. 551 гг. н.э.). Являясь потомком древних готов, Иордан совершил сознательный переход от арианства (еретическое направление в христианстве, отрицающее «единосущия, собезначальности и равночестности») в католическую веру. Иордан слыл знатоком античности и владел классическим греческим языком. Основной исторический труд Иордана -связано с Иорданом (ок. 485  
 
являлось гораздо более слабой работой, не получившей признания, поскольку она носила компилятивный характер. Следует отметить нравственные качества Иордана. В отличие от некоторых своих современников и коллег этот историк отличался крайней самокритичностью: Иордан неоднократно заявлял о своем несовершенстве и был недоволен собой, считая также, что как исторический хроникер не обладает должным дарованием и талантом.- «Римская история» -Второе историческое произведение  
 
751 гг.).- ок. 594 гг. до н.э.). Этому епископу из г. Тура принадлежит исследование «История франков» в 10-ти книгах. В этом историческом трактате описывается процесс возникновения и развития Франкского государства эпохи Мировингов (первая франкская династия, 486-Другим представителем раннесредневековых историков из христианской иерархии был Григорий Турский (ок. 538  
 
«сотворение мира». В концептуальном отношении центральное место занимает борьба христианской ортодоксальной церкви и ереси (греч.-Источниками для Григория Турского являлись не только письменные документы, но и устная информация, которую он упорно собирал. Отправной хронологической точкой в его труде является традиционное для библейской традиции событие  hairesis  особое вероучение, ложное с точки зрения господствующей религии). Исторические взгляды Григория Турского субъективны и тенденциозны. Оценка им исторических деятелей (монархов и проч.) находится в прямой зависимости от того, сколько позитивного тот или иной исторический субъект сделал для благоденствия и укрепления христианской церкви. За этим историком европейского Средневековья закрепилась номинация «Геродот варварства».- 
 
история крестовых походов. Интерес к этому эпохальному событию западноевропейской истории проявляли сами участники крестовых походов. Жоффруа де Виллардуэн (1150–1230 гг.) был знатным рыцарем из Шампани, ее маршалом, и участвовал в 3-м крестовом походе, в осаде Акры, а с 1190 года пребывал в плену. В 1210 году он написал исторический трактат «Завоевание Константинополя». Это было не исследование, а, скорее, летопись-хроника, чисто нарративное повествование о 4-м крестовом походе, которое, тем не менее, отличалось точным и четким описанием событий.-Начиная с XII века в тематическом диапазоне исторических исследований появляется новая, военная проблематика  
 
Другим летописцем рыцарской истории являлся Робер де Клари (1182–1217 гг.), участник второго штурма Константинополя (1204 г.). Этот средневековый историк-хроникер заслужил репутацию основоположника «теории случая». В отличие от своих коллег-современников он не считал, что история детерминирована не провиденциалистическим фактором, а объяснял исторические события лишь игрой случая. Его история указанного крестового похода – пример такого подхода. Спецификой его исторического повествования является то, что Робер де Клари был представителем не церковной истории, а светской, в данном случае – военной, рыцарской. Внимание этого автора к бытовой детали, к образу живых участников этих событий снискали ему репутацию панегериста (человека, неумеренно восхваляющего что-либо или кого-либо) рядового рыцарства. 
 
На новый качественный уровень процесс развития исторического знания вышел в эпоху ^ Ренессанса (Возрождения) – культурно-умственного и общественно-политического движения в Западной Европе в период от XIV до XVI вв. Этот период западноевропейской истории не случайно назван Ренессансом: в противовес догматическому провиденциализму и схоластике передовая интеллектуальная элита стала пропагандировать новое жизнеутверждающее мировоззрение, нацеленное на освобождение людей от религиозных предрассудков и узаконенной глупости. Это новое умственное и идейное течение было выражено в стремлении восстановить греческую и римскую культуру и образцы античного искусства и образованности. Сначала движение Возрождения возникло в Италии, а затем распространилось и на прочие европейские страны. Реальными итогами эпохи Возрождения стали великие изобретения и научные открытия, и история (вернее, философия истории) не стала в этом отношении исключением. 
 
Какие же основные позитивные сдвиги произошли в области исторического знания и методологии в эпоху Ренессанса? История как область знания стала постепенно приобретать признаки отдельной науки. В это время в трудах гуманистов (идеологов Возрождения) начинает преобладать не провиденциальное, а рационально-логическое объяснение истории. Теперь ход исторического процесса гуманисты стремятся объяснить не божественным, а человеческим фактором, деяниями самих людей, прежде всего государственных, военных деятелей. Выдвигается идея исторического прогресса и закладываются основы принципа историзма. Предпринимаются отдельные попытки отойти от описательной и интерпретационной истории, содержащей в основе критический анализ. Идея линейного исторического прогресса, однако, иногда сочеталась с идеей циклического развития. Но при этом исторический цикл воспринимался гуманистами уже не как движение по кругу, как это понимали античные историки, а в ином, более сложном ракурсе. 
 
Выдающимся символом итальянского Возрождения законно принято считать Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.), крупного политика, ученого и историка. В области политической теории Макиавелли совершил подлинный переворот. Являясь сторонником сильной светской государственной власти, он ратовал за идею государства как «общественного договора», в котором совмещены сразу все три формы (модели) государственного правления (монархическая, аристократическая и демократическая). Во главе такого единонационального государства, по убеждению Макиавелли, должен стоять сильный правитель, Государь, чуждый моральных норм и действующий по принципу «цель оправдывает средства», оправдывающий такие аморальные приемы, как коварство, подкуп, предательство. Указанные взгляды Макиавелли изложил в отдельной работе «Государь». Книга эта имела колоссальный успех, и о ней была создана обширная историография: ее оценивали Дидро, Руссо, Маколей, Ранке, прусский король Фридрих Великий, который, следуя в жизни системе Макиавелли, написал критическую работу «Анти-Макиавелли». Примечательно, что И. Сталину очень импонировала подобная политическая философия. Макиавелли не скрывал своего отрицательного отношения к положению католической церкви в политической жизни Европы и в духовной сфере деятельности западноевропейского общества. Он был убежден, что церковь, сосредоточив в своих руках две власти (церковную и светскую), ослабила в людях порыв к служению государства. Разумеется, что Макиавелли был противником провиденциализма, которому он противопоставлял рационализм и прагматизм. 
 
Весомым является вклад этого итальянского гуманиста и в развитие истории как науки, особенно ее методологии. Заслуга Макиавелли в том, что он выступал сторонником идеи исторического прогресса, а движущей силой истории он признавал социальную борьбу. Новаторские идеи Макиавелли нашли отражение в отдельной исторической работе «История Флоренции». В этом произведении он, кроме того, выступил поборником т.н. неастрологических концепций исторических циклов. Согласно мнению авторитетных методологов И.М. Савельевой и А.В. Полетаева, в «Истории Флоренции» Макиавелли пытался представить цикличность как «универсальный закон, управляющий не только историей государств, но самыми разными сторонами жизни общества». 
 
Еще одним блестящим представителем нового подхода к задачам истории в эпоху Ренессанса был француз Жан Боден (1530–1596 гг.), совмещавший в себе таланты политика, юриста и историка-новатора. В 1576 году он бы депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В эпоху преследований гугенотов Жан Боден занимал терпимые и снисходительные позиции к этим сторонникам кальвинизма. Как истинный гуманист и философ, Жан Боден с риском для себя пропагандировал идею равноправия всех религий и единого божественного начала. Основной работой этого ученого является оригинальный труд «Метод легкого изучения истории» (1566 г.), в котором автор обосновал немало новаторских идей. Жан Боден, в частности, считал, что условия ландшафта, климатические и вообще природные условия влияют на историю и психологический уклад того или иного народа. Впоследствии эту важную мысль развивали европейские просветители XVIII века (Монтескье) и многие теоретики и методологи ХХ века, в том числе и российские (Л. Гумилев, Л. Милов). Как и Макиавелли, Жан Боден отстаивал идею внутренних закономерностей в историческом процессе. Таким образом, он являлся апологетом принципа историзма и идей исторического прогресса и, соответственно, сторонником догматического провиденциализма. Большую честь Жану Бодену делает то обстоятельство, что он ставил вопрос о признании истории самостоятельной наукой, обладающей своим предметом изучения и методологией. Интересно отметить, что Жан Боден был не только гуманистом и противником предрассудков, но и, как ни странно, питал интерес к «псевдонаукам», – к примеру, к демонологии, отчасти к оккультизму. 
 
В XV–XVII веках получают определенное развитие так называемые астрологические концепции истории, которые были разновидностью такой более общей теорией циклического развития истории, основы которой, как уже указывалось, были заложены в Древнем мире. Это астрологическое направление, в частности, представлял Иоганн Кеплер (1571–1630 гг.), знаменитый немецкий астроном и математик. Взяв за методологическую основу мистическую натурфилософию (философия природы), Кеплер открыл три закона движения планет, которые для самого ученого были выражением божественной гармонии, обусловившей циклично-астрономический ход истории. Подобные астрологические концепции получили отражение в научной деятельности Николая Кузанского (1401–1464 гг.), Тихо Браге (1546–1601 гг.), а также Галилео Галилея (1564–1642 гг.). 
 
С наибольшей полнотой астрологическое направление в западноевропейской историографии эпохи ^ Позднего Ренессанса было разработано Мишелем Нострадамусом (1503–1566 гг.), выдающимся ученым, астрологом, врачом и прорицателем, заложившим основы такого нетрадиционного и причудливого направления (лженаучного, с точки зрения вульгарных материалистов) в исторической науке, как мета-футуристика, получившая развитие в мировой науке в конце ХХ века благодаря прежде всего открытию Библейского кода. На жизни и необычном творчестве Нострадамуса следует остановиться отдельно. 
 
четверостиший, сгруппированных, естественно, в центурии. Через три года Нострадамус публикует новые пророчества (300 стихов), в которых им была предсказана трагическая гибель французского короля Генриха II. Летом 1559 года это пророчество сбылось: на рыцарском турнире, устроенном в честь двойной королевской свадьбы, Генрих II, согласно пророчеству, был смертельно ранен графом Монтгомери. На 63-м году жизни Нострадамус умер, предсказав свою кончину за день до этого. Интересно отметить, что предсказатель предрекал потомкам не беспокоить его прах. Однако в 1791 году, в эпоху Французской революции, разнузданная солдатня не только вскрыла могилу Нострадамуса, но и глумилась над его прахом. В момент вскрытия могилы очевидцы с изумлением увидели дощечку с цифрами «1791». Через некоторое время осквернители погибли. Сбылось и это пророчество.- сто), охватывающих века, и катренов -1566 гг.) Нострадамус жил в г. Салоне, близ Марселя. Первый опыт необычного пророческого творчества Нострадамус издал в 1555 году. Первый пророческий опус назывался «Пророчества Мишеля Нострадамуса» и состоял из т.н. центурий (от лат. -Мишель Нострадамус родился в 1503 году во французском городе Сен-Реми в семье крещеных евреев (католиков). С 1522 года он учится в знаменитом университете Монпеле, где изучает медицину (фитотерапию и гигиену). Уже через несколько лет молодой врач прославился как избавитель от чумы, острозаразной эпидемической болезни, поразившей Францию в те годы. С 1538 по 1545 года в жизни Нострадамуса наступает период, названный специалистами «Семилетней Одиссеей», ибо об этом промежутке времени почти ничего не известно. Существует мнение, согласно которому после долгих скитаний и путешествий по Европе у Нострадамуса появился дар провидения. В 1546 году его ангажируют на работу в Провансе для борьбы с эпидемиями и мором. Нострадамус блестяще оправдал надежды современников и сумел разработать оригинальное снадобье, основанное на травах, и не только. В последний период жизни (1547 
 
перепутаны. Такое положение объяснялось, очевидно, опасением Нострадамуса о том, что преждевременное раскрытие пророчеств (т.е. до достижения человечеством должного уровня сознания и мудрости) принесет только вред.- королю Генриху II), состоящих из 970 катренов. Особенностью этого необычного произведения являются следующие моменты: во-первых, все свои пророчества автор тщательно зашифровал, во-вторых, в катренах не указаны конкретные даты, в-третьих катрены сгруппированы непоследовательно, проще говоря - сыну Цезарю, другое -Пророческие произведения Нострадамуса существуют из двух посланий (одно  
 
Прошло пять веков после ухода из жизни великого Нострадамуса и настало время оценить его пророческий феномен и установить, насколько он был точен в своих пророчествах. Среди серьезных специалистов, стремившихся дешифровать катрены «Пророчеств», существует общепринятое мнение, что Нострадамус предсказал следующие эпохальные события мировой истории Нового и Новейшего времени: Великая французская революция и казнь Людовика XVI; крушение Британской империи; усиление международной роли России при Екатерине II; гибель имперской России в 1917 году, гражданская война и установление советского режима на 73 года; образование государства Израиль и другие событие. 
 
космос; во-вторых, материя первична, а дух вторичен (произведен от материи), а, значит, никакого Высшего начала (Бога) не существует; в третьих, Время линейно и движется только вперед. Однако уже с начала ХХ века для непредубежденных ученых становится очевидным тот факт, что мироустройство оказалось гораздо сложней, чем мы привыкли думать, а ньютоновская физика уже, по сути, не в состоянии (apriori) объяснить новые сложные физические явления и феномены. В связи с открытиями великого Эйнштейна и с развитием квантовой физики со второй половины ХХ века в мировой науке начинает получать признание альтернативная ньютоновской картине мира и ее методологии немеханистическая парадигма мышления, которая теоретически допускает: 1) с-Как же объяснить с научных позиций тайну этих предсказаний? До конца ХХ века объективно не существовала возможность это сделать. Причиной того было то обстоятельство, что, начиная с середины XVII века европейская точная наука (математика, физика и астрономия прежде всего) базировались на ньютоно-картезианской парадигме мышления, т.е. на научном материализме. Согласно этой парадигме, во-первых, существует только трехмерная (материальная) реальность  неким информационным сверхсложным вместилищем сведений истории прошлого и событий будущего.-уществование многомерного бытия и параллельных миров помимо нашей трехмерной реальности; 2) существование Высшего Разума и негуманоидных форм разума; 3) новое понимание сущности Времени и его нелинейность. Подобная научная позиция, как представляется, только сегодня позволит понять тайну и механизм появления нострадамусовских предсказаний, поскольку сам Всевидящий (так современники называли Нострадамуса) верил, что будущее уже случилось, но существует оно в «непроявленном виде» в нескольких вариантах. Сам Нострадамус не скрывал, каким образом ему удалось заглянуть в историческое будущее. Известно, что он использовал магический ритуал, который практиковали древнегреческие оракулы: на миску с водой, установленной на медном треножнике, он смотрел на застывшую воду, после чего у его сознания происходил «прорыв» в будущее. Долгое время отношение к Нострадамусу было полярным, и одни считали его шарлатаном и мистификатором, другие преклонялись перед его непонятным талантом. Сегодня все активнее начинает дебатироваться вопрос о вселенском банке данных (у Е. Блаватской это называется «хрониками Акаши»)  
 
Открытие израильскими учеными-программистами Библейского кода теоретически подтверждает идею существования этого явления в тонком мире. По-видимому, Нострадамус обладал способностью подключаться к базе данных этого Вселенского банка, глобального информационного поля, где время течет не так, как у нас, и будущее уже существует в конкретном историческом сценарии (или голографической ситуации, используя терминологию Л. Секлитовой) или даже в нескольких вариантах. 
 
деятельность князей. Характерной особенностью древнерусских летописей является стремление их составителей интерпретировать ход истории с позиции провиденциализма в его православном варианте. Это объяснялось и тем, что княжеская власть нуждалась идеологическом обосновании ее легитизма. Наиболее древним летописным источником, как принято считать, является «Повесть временных лет», написанная киевским монахом Нестором в XII веке. В условиях феодальной раздробленности летописная форма повествования получила дальнейшее развитие, ибо тому способствовала сложившаяся политическая атмосфера: летописные хроники теперь составлялись в центрах отдельных княжеств (Псков, Ростов, Устюг, Чернигов, Владимир-Волынский и проч.). Источниковая база летописей основывалась не только на погодных записях, но и на материалах фольклора (былины), а также княжеских архивных материалах (договора). Новая веха в русском летописании начинается в связи с возвышением Москвы и становлением русского централизованного государства. Теперь московское летописание приобретает общерусский характер, оно подчиняется общегосударственным задачам.-В Древней Руси формой исторического повествования были летописи, в которых в форме погодного изложения содержались сведения по истории Руси и сопредельных с ней государств и народов. Традиционно считается, что возникновение летописной древнерусской историографии приходится на Х век, т.е. после принятия Русью христианства. В центре внимания летописных хроник  
 
Летописная форма изложения исторических событий утрачивает свой смысл к концу XVI века. Наметила переход к новой форме исторического описания. Например, уже в так называемой «Степенной книге» группировка и сортировка материала происходила по иным принципам. В XVII веке стали появляться отдельные исторические сочинения, например, «Сказания Авраамия Палицына» или «Летопись о многих мятежах». В эпоху правления первых представителей династии Романовых в XVII веке создаются последние отдельные летописные своды («Новый летописец»), которые призваны были служить идеологическим обоснованием прав новой династии в России. Исследование и публикация древнерусских летописей начинается уже в конце XVIII века (В.Н. Татищев), а в XIX веке благодаря деятельности Археографической комиссии было издано «Полное собрание русских летописей» в 25 томах.

 

 

 

 

 

 
                                                список литературы

  1.  
    Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). – М., 2003.
  2.  
    Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.
  3.  
    Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. – М., 1987.
  4.  
    Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. – М., 1994.
  5.  
    Гадамер Г.Г. Истина и метод. – М., 1991.
  6.  
    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2003.
  7.  
    Дербов Л.А. Введение в изучение истории. – М., 1981.
  8.  
    Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. – М., 1974.
  9.  
    Дьяконов И.М. Пути истории. – М., 1994.
  10.  
    Егоров В.К. История в нашей жизни. – М., 1990.
  11.  
    Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. – Казань, 1991.
  12.  
    Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX – начало ХХ века: Учебник. – М., 1998.
  13.  
    Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.
  14.  
    Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография. – М., 1980.
  15.  
    Коломийцев В.Ф. Методология истории. – М., 2000.
  16.  
    Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. – Ростов н/Д., 1992.
  17.  
    Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д., 1999.
  18.  
    Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д., 2004.
  19.  
    Кравец А.С. Методология науки. – Воронеж, 1991.

 


Информация о работе Исторические знания в Средние века