Исторический аспект принадлежности Курильских островов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношения между Российской Федерацией и Японией обусловлены несколькими аспектами, которые существуют из-за соседского расположения этих стран. Конечно, не малую роль играет плотность населения обеих стран. Так, густонаселенные японские города и деревни вследствие исторических особенностей развития располагаются на сравнительно небольших участках земли. Дальневосточные земли Российской Федерации представлены огромным количеством лесов и незаселенных земель, где города и почелки – всего лишь островки цивилизации. Между Россией и Японией происходит миграция, поэтому множество японцев работают и постоянно находятся на территории нашей страны.

Содержание работы

Введение.
1 глава.
Исторический аспект до второй мировой
После втрой мировой
2 глава
2.1. современное состояние
2.2. основные аспекты претензий
Заключение

Файлы: 1 файл

курильские острова.docx

— 229.68 Кб (Скачать файл)

1 апреля 2010 года официальный  представитель МИД России Андрей Нестеренко выступил с комментарием, в котором сообщал об утверждении 1 апреля Правительством Японии изменений и дополнений к т. н. «Основному курсу по содействию решению проблемы северных территорий» и заявил, что повторение необоснованных территориальных притязаний к России не может пойти на пользу диалогу по вопросу о заключении российско-японского мирного договора, а также поддержанию нормальных контактов между южными Курильскими островами, входящими в состав Сахалинской области России, и Японией[25].

29 сентября 2010 года Президент  России Дмитрий Медведев заявил о намерении посетить южные Курилы. Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара сделал ответное заявление, в котором сообщил, что возможная поездка Медведева на эти территории создаст «серьёзные препятствия» в двусторонних отношениях. 30 октября глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью сообщил, что не видит «никакой связи» между возможным посещением президентом РФ Курильских островов и российско-японскими отношениями: «Президент сам решает, какие районы Российской Федерации он посещает».

Дмитрий Медведев на Кунашире

Викиновости по теме: 
Скандал из-за поездки Медведева на Курилы

1 ноября 2010 года Дмитрий  Медведев прибыл на остров Кунашир, до этого момента главы России ни разу не посещали спорные южные Курильские острова (в 1990 году на Курилы приезжал председатель Верховного Совета РСФСР — Борис Ельцин)[26]. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил в связи с этим «крайнее сожаление»: «Четыре северных острова — это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории — это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года, — это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении». Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: «Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа, вызывает крайнее сожаление»[27]. МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что «предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы»[28]. В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России[29].

2 ноября министр иностранных  дел Японии Сейдзи Маэхара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом[30]. Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию[31]. В то же время запланированная на 13—14 ноября встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на съезде Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества отменена не была[30]. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова[32].

13 ноября главы МИД  Японии и России Сейдзи Маэхара и Сергей Лавров на встрече в Иокогаме подтвердили намерение развивать двусторонние отношения во всех областях и договорились вести поиск взаимоприемлемого решения территориального вопроса[33][34].

11 сентября 2011 года секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев посетил Южно-Курильские острова, где провел совещание с руководством Сахалинской области, и побывал на погранзаставе на ближайшем к Японии острове Танфильева. На встрече в поселке Южно-Курильске на острове Кунашир обсуждались вопросы обеспечения безопасности региона, ход строительства объектов гражданской и пограничной инфраструктуры, рассматривались вопросы безопасности при возведении и эксплуатации портового причального комплекса в Южно-Курильске и реконструкции аэропорта Менделеево. Генеральный секретарь правительства Японии Осаму Фудзимура заявил, что визит Николая Патрушева на Южно-Курильские острова вызывает глубокое сожаление у Японии[35].

14 февраля 2012 года начальник российского Генштаба ВС генерал армии Николай Макаров сообщил, что Минобороны РФ создаст два военных городка на южных Курильских островах (Кунашир и Итуруп) в 2013 году[36].

2 марта 2012 года правительство Японии на своем заседании приняло решение не использовать термин «незаконно оккупированные территории» в отношении четырех островов южных Курил и заменить на более мягкий термин по отношению к России — «заняты без юридических оснований»[37].

[править] Базовая позиция России

Принципиальная позиция  Москвы состоит в том, что южные  Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала  Россия, являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закрепленными  в Уставе ООН, и российский суверенитет  над ними, имеющий соответствующее  международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит[38][39][40]. В 2012 году министр иностранных дел РФ заявил, что проблема Курильских островов может быть решена в России только путём проведения референдума[41]. Впоследствии МИД России официально опроверг постановку вопроса о каком-либо референдуме: «Это грубое передергивание слов министра. Подобные интерпретации мы расцениваем как провокационные. Ни один здравомыслящий политик никогда не поставит этот вопрос на референдум»[42]. Помимо этого, российские власти в очередной раз официально подтвердили безусловную неоспоримость принадлежности островов России, заявив, что в связи с этим вопроса о каком-либо референдуме не может стоять по определению[43].

[править] Базовая позиция Японии

Базовая позиция Японии

(1) Северные территории  являются вековыми территориями  Японии, продолжающими находиться  под незаконной оккупацией России. Правительство Соединённых Штатов  Америки также последовательно  поддерживает позицию Японии.

(2) Чтобы решить этот  вопрос и по возможности быстро  заключить мирный договор, Япония  энергично продолжает переговоры  с Россией на основании уже  достигнутых соглашений, таких, как  Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года, Иркутское заявление 2001 года и  Японско-российский план действий 2003 года

(3) Согласно японской позиции,  в случае подтверждения принадлежности  Северных территорий к Японии, Япония готова гибко подойти  ко времени и порядку их  возврата. Вдобавок, поскольку японские  граждане, жившие на Северных  территориях, были насильственно  выселены Иосифом Сталиным, Япония  готова прийти к соглашению  с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подвергнулись такой же трагедии. Иными словами, после возврата островов Японии, Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих на островах россиян.

(4) Правительство Японии  призвало население Японии не  посещать Северные территории  вне рамок безвизовой процедуры  до разрешения территориального  спора. Аналогично, Япония не может  допустить никакой деятельности, включая экономическую деятельность  третьих сторон, которая могла  бы рассматриваться как подчинение  «юрисдикции» России, а также  позволять деятельность, которая  предполагала бы «юрисдикцию»  России над Северными территориями. Япония придерживается политики  принятия соответствующих мер,  чтобы предотвратить такую деятельность.

Оригинальный  текст  (англ.)  [показать]

Оригинальный  текст  (яп.)  [показать]

В 2012 году правительство  Японии решило вместо «незаконной оккупации» использовать для островов характеристику «заняты без юридических оснований»[46].

[править] Политико-экономическая и военно-стратегическая ценность вопроса

[править] Принадлежность островов и судоходство

Нередко заявляется, что между островами пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан, и, таким образом, в случае передачи островов Японии тихоокеанский флот России в зимние месяцы будет испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана:

Начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ Егоров М. И. в ходе доклада особо предупредил, что в случае уступки территориальным требованиям Японии, Россия потеряет незамерзающие пролив Фриза и пролив Екатерины. Тем самым Россия потеряет свободный выход в Тихий Океан. Япония обязательно сделает проход через проливы платным или ограниченным.[47]

Как записано в Морском  праве:

Государство имеет право  временно приостановить мирный проход через отдельные участки своих  территориальных вод, если этого  настоятельно требуют интересы его  безопасности.[48]

Однако ограничение российского  судоходства - кроме боевых кораблей при конфликте - в этих проливах, а тем более введение платы  противоречило бы некоторым положениям общепризнанного в международном  праве (в том числе признанному  в Конвенции ООН по морскому праву, которую Япония подписала и ратифицировала) права мирного прохода, тем более что Япония не имеет архипелажных вод[источник не указан 405 дней]:

Если иностранное торговое судно выполняет указанные требования, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальные  воды и обязано принять все  необходимые меры для безопасного  осуществления мирного прохода — объявлять, в частности, для общего сведения о всех известных ему опасностях для судоходства. Иностранные суда не должны облагаться какими-либо сборами за проход, за исключением сборов и платы за фактически оказанные услуги, которые должны взиматься без какой-либо дискриминации.[48]

Далее, почти вся остальная  акватория Охотского моря замерзает и замерзают порты Охотского моря, и, следовательно, судоходство без ледоколов здесь всё равно невозможно; пролив Лаперуза, соединяющий Охотское море с Японским, зимой также забивается льдами и судоходен только с помощью ледоколов:

Охотское море имеет самый  суровый ледовый режим. Лед здесь  появляется в конце октября и  держится до июля. В зимнее время  вся северная часть моря покрывается  мощными плавучими льдами, местами  смерзающимися в обширную площадь  неподвижного льда. Граница неподвижного берегового припая простирается в море на 40—60 миль. Постоянное течение выносит  льды из западных районов в южную  часть Охотского моря. Вследствие этого возле южных островов Курильской гряды в зимнее время образуется скопление плавающих льдов, а  пролив Лаперуза забивается льдами и  судоходен только с помощью ледоколов.[49].

Кратчайший морской путь из Владивостока в Петропавловск-Камчатский проходит не через южные курильские проливы, судоходство идёт через Четвёртый Курильский пролив (к югу от острова Парамушир)[50].

При этом кратчайший путь из Владивостока в Тихий океан лежит  через незамерзающий Сангарский пролив между островами Хоккайдо и Хонсю. Этот пролив не перекрывается территориальными водами Японии[51], хотя может быть включён в состав территориальных вод в одностороннем порядке в любой момент.

[править] Природные ресурсы

На спорном острове Итуруп находится крупнейшее в мире и единственное, экономически выгодное[источник не указан 177 дней], месторождение рения в виде минерала рениит (открыто в 1992 году на вулкане Кудрявый), которое имеет огромное экономическое значение. По данным Института вулканологии и геодинамики Российской академии естественных наук, вулкан Кудрявый каждый год выбрасывает 20 тонн рения (при том, что мировая добыча рения составляла до 30 тонн, а цена 1 кг рения — до 3500 долларов).[52] Эксплуатация этого месторождения не начата[источник не указан 177 дней]. В настоящее время основным промышленным источником рения в мире служат медные и молибденовые руды, в которых рений является попутным компонентом.

На островах есть зоны возможного нефтегазонакопления. Запасы оцениваются в 364 млн тонн в нефтяном эквиваленте. Кроме того, на островах возможно наличие золота[53]. В июне 2011 года стало известно, что Россия предлагает Японии совместно осваивать нефтяные и газовые месторождения, расположенные в районе Курильских островов[54].

К островам примыкает 200-мильная  рыболовная зона, право распоряжения рыбными ресурсами которой принадлежит  России и не оспаривается никем, кроме  Японии. Благодаря Южнокурильским островам эта зона покрывает всю акваторию Охотского моря, за исключением площади в 56,4 тыс. кв. км в его центральной части и небольшой прибрежной акватории у о. Хоккайдо. Таким образом, в хозяйственном плане Охотское море фактически является внутренним морем России с годовым уловом рыбы около 3 млн т.

[править] Позиции третьих стран

Мао Цзэдун в 1964 году выражал поддержку позиции Японии на встрече с японскими социалистами, но позднее в том же году отзывался о своих высказываниях как о «холостом выстреле».[55][56]

По состоянию на 2010 год, США считают, что суверенитетом  над спорными островами обладает Япония[57], при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией[58]. Аналогичной была и позиция администрации Буша-младшего[59]. О том, была ли ранее позиция США иной, в академической литературе существует спор[60]. Есть мнение, что в 1950-е годы суверенитет остров увязывался с суверенитетом остров Рюкю, имевших похожий правовой статус. В 2011 году в пресс-службе Посольства США в Российской Федерации отметили, что данная позиция США существует давно и отдельные политики лишь подтверждают её[61].


Информация о работе Исторический аспект принадлежности Курильских островов