Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:31, контрольная работа
Исторический факт - это действительное событие , имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности).
Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?
В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.
Исторический факт - это действительное событие1, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.
Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного; результат умозаключения, основывающегося на следах, оставленных прошлым (Двенадцать уроков истории, 2000). Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.
Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I? Как вы оцениваете результаты этих реформ?
Государственные реформы, проведенные Петром I, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российской государство, оставили его в ряд великих европейских держав. Реформы изменили оставшиеся от старой Руси пережитки местничества, стерев границу в экономическом и служебном положении боярства и дворянства. Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории России были введены выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая система по-прежнему лишала миллионы простых людей возможности участвовать в решении судеб страны.
Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.
Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при ее реализации?
Задание 5. Перечислите основные источники победы СССР в Великой Отечественной войне.
1 То, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства времени, значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни;