Исторический портрет Александра Невского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:25, реферат

Описание работы

Цель работы: найти о Святом Александре Невском более точные и полные сведения, поэтому я поставила следующие цели и задачи:
Узнать о происхождении и великих делах князя Александра Невского.
Доказать, что Александр Невский внес огромный вклад в историческое развитие Руси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………...………
1. Эпоха Александра Невского…………………………………………….….…
2. Происхождение и родословная Александра Невского. Его детство…...….....
3. Невская битва 1240 года………………………………………………………...
4. Ледовое побоище 1242 года ……………………………………………….…..
5. Набеги Литвы…………………………………………………………………...
6. Александр Невский и русско-ордынские отношения………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..
Приложение 1
Список используемой литературы
Термины и даты ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

александр невский, термины и даты элек.docx

— 575.16 Кб (Скачать файл)

     В последние  дни своей беспокойной жизни, когда часы его были сочтены  “Александр захотел принять великую  схиму - самый полный вид монашеского  пострижения. Разумеется, постриг умирающего, да еще в высшую монашескую  степень – противоречило самой  идеи иночества. Однако для Александра  было сделано исключение. Позднее, следуя его примеру, многие русские  князья перед кончиной принимали  схиму. Это стало своего рода  обычаем.” Изменились и методы  борьбы за власть. “...борьба приняла  невиданно жестокий, низменный характер. И если раньше главным средством  решения княжеских споров было  сражение “в чистом поле” , то  теперь все чаще применялось  новое, страшное оружие - донос Батыю  или самому Великому хану на  своего недруга.” Договор с  Батыем способствовал слиянию  этносов, а следовательно и слиянию  характерных черт монгольского  и русского народов.

     Прижизненные  заслуги – далеко не все, чем  славен образ Великого князя. “Князю Александру суждено было  обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой  доблести. Окружавший князя ореол  святости, созданный митрополитом  Кириллом, позволял ждать от Невского  и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда, - оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы  и ободрял соотечественников  накануне Куликовской битвы и  во время страшного набега  крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он  был включен в число святых, память которых отмечалась во  всех без исключения храмах  русской церкви. 
Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами...

 

      Почти утратив  реальные черты, Александр Невский  превратился в своего рода  историко-патриотическую икону. Историков, робко пытавшихся напомнить о  здравом смысле, никто не желал  слушать. Однако любая крайность  с неизбежностью порождает другую, противоположную крайность. Создавая  кумиров, люди со временем испытывают  острую потребность их разрушать. По мере преодоления доверчивого  идолопоклонства, как формы усвоения  исторических знаний, все чаще  будут появляться желающие “развенчать”  Александра Невского. Что ж, каждый  волен по-своему понимать то, о  чем умалчивают источники...

     И все же  не следует забывать, что в  истории нашей страны существуют  как бы два Александра Невских: умерший поздней осенью 1263 г. в  Городце-на-Волге усталый, измученный  болезнью человек и отброшенная  им в будущее огромная тень. Человек этот был, конечно, не  безгрешным, но при этом и отнюдь  не худшим сыном своего жестокого  века. Завершая рассказ о нем, мне хотелось бы предложить  три положения, в истинности которых  едва ли можно усомниться:

  • Это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами.
  • Это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа
  • Это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу 15.11.1248 г. (перевод).

   Александру, сиятельному королю Новгорода. Господь отверз очи души твоей и наполнил тебя сиянием света своего, ибо, как узнали мы от нашего благословенного брата, архиепископа Прусского, легата Апостольского престола, ты преданно искал и прозорливо обрел путь, который позволит тебе весьма легко и весьма быстро достичь врат райских. Однако ключи от этих врат Господь вверил блаженному Петру и его преемникам, Римским папам, дабы они не впускали не признающих Римскую церковь, как Матерь нашей веры, и не почитающих Папу - наместника Христа, с сердцем, исполненным послушанием и радости. А потому ты, дабы не быть удаленным им от врат, не угодив Богу, всячески высказывал рвение, чтобы путем истинного послушания приобщиться к единой главе Церкви. В знак этого ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плискове соборный храм для латинян.

   За это намерение твое мы воздаем искреннейшую хвалу Спасителю всех людей, который, никому не желая погибели, искупил грехи наши, пожертвовав собой, и смертью своей подарил нам жизнь, а множеством своих унижений даровал нам защиту от несправедливости. Мы, нежно заключая тебя как избранного сына Церкви в объятия наши, испытываем чувство умиления, равное тому чувству сладости Церкви, что ощутил ты, обретающийся в столь отдаленных краях, там, где множество людей смогут по примеру твоему достичь того же единения.

   Итак, мужайся, дражайший сын наш. Забудь прошлое, устреми все помыслы к цели более совершенной, дабы, непоколебимо и решительно храня верность Церкви, о чем мы уже говорили, и усердствуя в лоне ее, ты взрастил бы цветы сладостные, кои принесут плоды, навеки избавленные от тлена. И не думай, что подобное послушание чем-то принудительным для тебя будет. Ведь требуя его, мы ждем от человека одной только любви к Богу и возрастания праведности. Ибо, покинув тело, он, по заслугам своим, будет причислен к лику праведных и внимет туда, где сияет свет неземной и где яства сладкие, коими нельзя пресытиться, и где крепки объятия милосердной любви, коей нельзя насытиться.

   Кроме того, вышеупомянутый архиепископ желает навестить тебя. Поэтому мы обращаемся к твоему Королевскому величеству с молениями, предостережениями и настойчивыми просьбами, дабы ты подобающим образом принял его как выдающегося члена Церкви, дабы ты отнесся к нему благосклонно и с уважением воспринял то, что он посоветует тебе ради спасения твоего и твоих подданных. Мы же, следуя совету того же архиепископа, позволяем тебе воздвигнуть упомянутый храм.

 

 

Писано в Лионе, в XVII Календы октября, года VI.

Приложение 2. Послание папы Гонория III королям Руси 17.01.1227 г. (перевод).

    Всем королям Руси привет и всяческие плоды благодати [шлет] Гонорий епископ, раб рабов Божиих. Радуемся во Господе, ибо, как вы слышали, послы ваши, отправленные к достопочтенному брату нашему, епископу Моденскому, нашему легату апостольского престола, смиренно просили его посетить края ваши, ибо, желая здраво внимать спасительному учению, вы готовы полностью отказаться от всех заблуждений, которые совершили, как было сказано, из-за недостатка проповедников, за что Господь, разгневавшись на вас, доныне подвергал вас многим бедствиям, и ждет вас еще более тяжелое несчастье, если не сойдете с тропы заблуждений и не вступите на путь истины. Ведь чем дольше будете коснеть в заблуждении, тем больших напастей вам следует страшиться. Потому, даже если и не гневается Господь ежедневно, то все же над теми, кто пренебрегает крещением, навис, наконец, меч его возмездия. Итак, желая от вас получить подтверждение, хотите ли вы принять легата Римской церкви, чтобы под воздействием его здравых наставлений вы постигли истину католической веры, без которой никто не спасется, всех вас настойчиво просим, увещеваем и умоляем, чтобы об этом желании вашем сообщили нам в посланиях и через надежных послов. Пока же, поддерживая прочный мир с христианами Ливонии и Эстонии, не мешайте распространению веры христианской и тогда не вызовете негодования божественного апостольского престола, который при желании легко может воздать вам возмездием. Но лучше, если бы, соблюдая истинное послушание и божественные обряды, при всепрощении Господнем вы заслужили бы от обоих милость и любовь.

Дано в Латеране, XVI Календы февраля, год XI [понтификата нашего].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Карта Невской битвы 1240 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Карта ледового побоища 1242 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992.
  2. ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра.
  3. Ипатьевская летопись//Полное собрание русских летописей.               М.: Изд-во вост. лит., 1962. - Т. 2.
  4. Кирпичников  А.Н.  Статья:  «НЕВСКАЯ БИТВА 1240 ГОДА И ЕЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»
  5. Летопись по Лаврентьевскому списку: Повесть временных лет//Полное собрание русских летописей. - М., 1962.
  6. Матузова В.И., Назарова Е.Л.   Крестоносцы и Русь.

М., 2002. С. 219-220

  1. Нечволодов А. СКАЗАНИЯ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ; Москва, ЗАО «Сварог и  К»,  1997.Ч.1, 2; К.1
  2. НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ Издательство Академии Наук СССР Москва — Ленинград 1950
  3. Памятники литературы Древней Руси. XIII век / Пер. В.И. Охотниковой. М., 1981. С. 426-439.
  4. Послание папы Гонория III королям Руси 17.01.1227 г.
  5. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу 15.11.1248 г.
  6. Энциклопедия для детей, том 5. ИСТОРИЯ РОССИИ. От древних славян до Петра Великого. Москва, «Аванта+», 1997

 

 

 

Термины и даты.

 

Варяги - древнерусское название жителей Скандинавии ( викинги, норманны), которые сыграли заметную роль в истории Древнерусского государства. Активно осуществляли экспансию на восток, юг и запад. На протяжении X - начала XI века некоторая часть варягов - воинов-дружинников - оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати, происходил процесс их ассимиляции. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути "из варяг в греки", т.е. между Скандинавией и Византией.

 

Полю́дье — в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты . С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

 

Норманская теория- направление в рус. и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во 2-й четверти XVIП в. Г. Байером, Г. Миллером и др.

 

Погост -первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. Погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.

 

Уроки - фиксированный размер дани или каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Введение уроков являлось частью административно-налоговой реформы, проведенной княгиней Ольгой в сер. X в. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Деятельность первых русских князей ») 

 

Смерды - социальный слой Древнерусского государства . В исторической науке существуют различные точки зрения о положении холопов и смердов в обществе. Вероятно, первоначально (на ранних этапах развития Древнерусского государства) это была вся масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.

 

Рядовичи - В Киевской Руси - люди, находившиеся в зависимости от господина по "ряду" (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По Русской Правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. Историк Л.В. Черепнин полагает, что на Руси не было особой категории крестьян-рядовичей, и выдвигает гипотезу, что термин "рядовичи" в Русской Правде употреблен для обозначения рядовых смердов и холопов.

В русских городах XIV-XVI вв. члены корпорации владельцев лавок одной профессии на городском торгу ("ряда"). Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. В Новгороде и Пскове периода независимости рядовичи пользовались также определенными судебными правами, которые при переходе этих городов под великокняжескую власть были ограничены.

 

Закупы - категория зависимых крестьян в Древнерусском государстве. Попадали в зависимость, занимая ссуду, долг. 

 

Вотчина-  1) древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась в XVI-XVII вв. и в нач. XIX в. слилась в один вид - имение;  
2) термин, употребляемый в рус. ист. литературе для обозначения комплекса наследственной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. 

 

Тиуны - В XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. В XIV-XVII вв. Т. великого князя были заняты в их хозяйстве и в управлении волостями и городами; Т. наместников и волостелей осуществляли первичный разбор судебных дел.

 

Улус- в монгольских диалектах это слово имеет несколько значений, из которых наиболее распространенные: 1) У. -племенная группа, принадлежащая к одному родовому корню; 2) наследственное владение одного из членов господствующей династии, территория и ее население. Иногда У. разрастался в крупное кочевое государство, обычно путем насильственного присоединения соседних народов. Так первоначальный У. Джучи, чингисханова сына, при следующем хане Бату в 1240 году распространился из Средней Азии на все степи Восточной Европы, подчинив себе также казачьих предков Черных Клобуков и Бродников. 

 

Баскаки- представители великих монгольских ханов в завоеванных землях. В русских княжествах во 2-й половине 13 -начале 14 вв. контролировали местные власти. 

Информация о работе Исторический портрет Александра Невского