Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:10, реферат
Менталитет российского общества характеризуется харизматическим отношением к власти, что и определяет особое положение монарха, как «батюшки-царя», избранника бога. Это выражено в формуле «Православие – самодержавие – народность», определившей отношение к монархии как единственно подходящей форме государства. Но уже в 17-18 в.в., с приходом к власти новой династии – Романовых – наблюдается, что кандидатура на престол часто зависит от выбора тех, кто сильнее и влиятельнее. Выборы Михаила Романова в 1613 г., дворцовые перевороты 18 века, вплоть до восшествия на престол Екатерины ΙΙ после гибели Петра ΙΙΙ – всё это мало похоже на «божью волю», и показывает заинтересованность части дворянства (гвардии) в возведении на престол «своего человек», который будет благодарен за помощь.
Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Формирование личности Александра Ι …………………..
Глава 2. Внутренняя политика Александра Ι ………………………
Негласный комитет и планы реформ ……………………..
2.2. Деятельность М.М. Сперанского …………………………..
2.3. «Аракчеевщина» …………………………………………….
Глава 3. Внешняя политика Александра Ι ……………………………
Поиски союзников в борьбе против Наполеона …………….
Тильзитский мир ……………………………………………….
3.3. Отечественная война 1812 г. …………………………………..
Венская система и роль России …………………………………
Заключение ………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Реферат по истории
Кафедра общих гуманитарных дисциплин
Тема реферата
Исторический портрет императора Александра Ι
Преподаватель Михайлова Елена Евгеньевна
Оценка
«______»____________ 2012г. «__________________»
Введение ………………………………………………………………
2.2. Деятельность М.М. Сперанского …………………………..
2.3. «Аракчеевщина» …………………………………………….
Глава 3. Внешняя политика Александра Ι ……………………………
3.3. Отечественная война 1812 г. …………………………………..
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………
Введение
Менталитет российского общества характеризуется харизматическим отношением к власти, что и определяет особое положение монарха, как «батюшки-царя», избранника бога. Это выражено в формуле «Православие – самодержавие – народность», определившей отношение к монархии как единственно подходящей форме государства. Но уже в 17-18 в.в., с приходом к власти новой династии – Романовых – наблюдается, что кандидатура на престол часто зависит от выбора тех, кто сильнее и влиятельнее. Выборы Михаила Романова в 1613 г., дворцовые перевороты 18 века, вплоть до восшествия на престол Екатерины ΙΙ после гибели Петра ΙΙΙ – всё это мало похоже на «божью волю», и показывает заинтересованность части дворянства (гвардии) в возведении на престол «своего человек», который будет благодарен за помощь. Но уже в 18-19 в.в., когда абсолютизм в Западной Европе уже уступает парламентской монархии, рушится институт абсолютной власти бурбонов во Франции в итоге Революция. Это и пугает монархов Пруссии, Австрии, Испании и России, приводит к интервенции против революционной Франции, заставляет их идти на определённые уступки обществу, проводить реформирование политической власти, допуская участия в ней как высших слоёв, традиционного общества, так и представителей нового буржуазного класса. Развитие нового, товарного производства в России идёт довольно медленно, но уже при Екатерине ΙΙ власть идёт на уступки российским промышленникам и «Жалобная грамота» городам 1785 г., и городская реформа оформляли городское самоуправление с выборами городской думы и городского головы. Но эти уступки требованию времени не затрагивают основ абсолютизма и привилегий дворянства, главной социальной опоры самодержавия. Павел Ι пытается вернуться к ужесточению личной власти монарха, что и приводит к его гибели. Его наследник Александр Павлович должен был в целях предотвращения революционного взрыва и сохранения монархии проводить более гибкую, либеральную политику, усовершенствовать существующую социально-политическую систему в соответствии с потребностями времени.
Глава 1. Формирование личности Александра Ι
Личность Александра Павловича во многом определялась обстоятельствами его воспитания и семейной обстановкой. Старший сын Павла Петровича, родившейся 12.12.1977 г., оказался предметом ревности и споров между отцом и бабушкой. Екатерина ΙΙ фактически оторвала старшего внука и потенциального наследника престола от родителей и взяла его на своё попечение и воспитание. Когда Великий князь стал подрастать, она составила план его воспитания и подобрала штат воспитателей. Главным наставником стал Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник идей французской просветительской философии. Русскую историю и русский язык, нравственную философию Александр изучал в преподавании Михаила Муравьёва, образованного и либерального писателя. Лагарп знакомил своего воспитанника с произведениями греческих и латинских классиков, идеями Просвещения, где речь шла о могуществе разума, о благе человечества, о природном равенстве людей, договорном происхождении государства, о нелепости и вреде деспотизма, о гнусном рабстве. Муравьёв читал собственные сочинения о любви к человечеству, о законе, о свободе мысли. Высокие идеи воспринимались 12-летним мальчиком как политические и моральные сказки. По мнению В.О. Ключевского: «Его учили чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать»1
В записях другого
воспитателя – Протасова, встречаются
жалобы на «праздность, медлительность
и лень» Александра. У маленького
Великого князя формируется
Находясь между большим двором Екатерины ΙΙ и скромным гатчинским кругом Павла Петровича, он старался быть и любящим внуком и сочувствующим сыном. Это определило его притворство, умение менять своё настроение, прятать свои мысли и чувства, двуличие, которое отмечали многие его современники. Когда Екатерины ΙΙ попыталась отстранить Павла от наследования (по закону 1722) и передать престол Александру, последний ответил ей ласковой благодарностью за доверие и благоволение, но в письмах к отцу именовал его титулом «величество», и говорил, что сумеет уклониться от передачи ему власти. По определению С.Ф. Платонова «Воспитанные семьёй двойственность и двуличие остались навсегда свойством Александра».2
Умственное воспитание также определило двойственность его мировоззрения. Передовые идеи духовной жизни рубежа 18-19 в.в., переход от рационализма к романтизму сказались на настроениях Александра, на его политических мечтаниях о создании идеального государства, о «лучшем образе революции», об отказе от власти, о искании личного счастья. Позднее это определило переходы от религиозного равнодушия к религиозному фанатизму, от освободительных стремлений – к реакции, от Сперанского – к Аракчееву. Александр не приобрёл твёрдых убеждений и определённого мировоззрения и позднее легко приноравливался к различным людям и положениям.
Понимание основного свойства Александра – его внутренней раздвоенности, даёт возможность понять резкие и частые перемены в системе и личном поведении будущего императора, которого современники и исследователи определили как сфинкса.3
Внутренняя политика императоров 18-19в.в. определялась задачей усилить Россию как великую державу, определить её ведущее место среди европейских государств. Целью было , с одной стороны, укрепить существующую социально-политическую систему, а сдругой – усовершенствовать её в соответствии с требованиями времени. Центральное место к началу 19 века занимали три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян и система образования.
Вступив на престол, Александр отменил наиболее одиозные распоряжения Павла Ι, выступив против деспотизма отца, обещал проводить политику «по закону и сердцу». Он сразу объявил, что намерен провести реформы и создал совещательный орган непременный совет. Но основным центром разработки идей преобразований стал негласный комитет в составе молодых друзей царя, это граф П.А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н. Новосильцев. Но их проекты ограничились частными преобразованиями.
В области государственного управления было решено устаревшие коллегии заменить министерствами. В 1802 году было учреждено 8 министерств, затем их число увеличилось, функции чётко разграничивались . Для совместного обсуждения был утверждён комитет министерств. В 1802 году был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в государстве. Одновременно усилилась роль Святейшего синода, который ведал духовными делами и назначался императором.
Вопросы сословного устройства также обсуждались в комитете, в частности вопрос о крепостном праве. Но отменить его комитет не решился, ограничились законом 1803 г. «О вольных хлебопашцах», по которому помещики могли освобождать своих крестьян на определённых условиях (за выкуп, в благодарность и т.д.) Постепенно деятельность негласного комитета затухает, и он распался.
В период 1807-1812 г.г. усилилось влияние одного из крупнейших государственных умов начала 19 века – М.М. Сперанского, который определённо заменил распавшийся негласный комитет. В отличии от «молодых друзей» это человек-практик, который получил полномочия создать деловой план преобразований. Так возник «проект Сперанского»: «Введение и уложение государственных законов». По этому проекту общество делилось по различию прав:
1) права гражданские (для всех подданных)
2) права гражданские частные (кто к ним будет приуготовлен)
3) права политические
(тем, кто имеют собственность)
Из этого происходило такое разделение общества:
Общие гражданские права определяли свободу личности и отрицали крепостное право. Форма государственного управления представлялась в чётком делении империи на губернии – округа – волости, с предоставлением законодательных функций волостным – окружным – губернским думам: последние посылают своих депутатов в Государственную думу. Так складывалась система народного представительства.
Все отрасли управления соединяются Государственным Советом, открытым 1 января 1820 г., в 1811 г. были преобразованы министерства. Но дальше дело не пошло: в 1812 г. Сперанский уже лишился доверия государства. Против либеральных идей выступил Н.М. Карамзин в своей записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества Не получил санкции и проект нового гражданского уложения.
Реформы 1802 – 1811 г.г. не изменили самодержавной сущности политической системы России, усилив централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. В последующие годы реформаторские настроения Александра Ι отразились в ведении Конституции в Царстве Польском (1815 г.), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 г. а также в создании Н.Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819 - 1820 г.г.). В этом проекте опять стали вопросы о разделении ветвей власти, представительных органов, равенстве всех граждан перед законом и о федерализме. Но все предложения остались на бумаге.
В 1812 г. обозначилась новая перемена в Александре Ι. Сперанский без проверки обвинений, означенных в доносах был удалён со своих постов. И в последнее десятилетие во внутренней политике победила консервативная тенденция, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выразилась в мелочной регламентации государственного управления, в полицейском режиме, в насаждении палочной дисциплины в армии. Это связано уже с деятельностью А.А. Аракчеева и его печально известных «военных поселений как особой формы комплектования и содержания армии. Первые из них появились ещё в 1808 - 1809 г.г., в массовом порядке – в 1815 – 1816 г.г.. В разряд военных поселян переводились казённые крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилёвской и Харьковской губернии. Передовые люди с возмущением встретили их введение, но Александр твёрдо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало»5. Главным начальником военных поселений был назначен А.А. Аракчеев. К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселения, где чинились произвол. Солдаты одновременно несли военную службу и занимались обычными сельскохозяйственными работами. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание, в том числе детей и женщин. (К солдатам выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 – в действительную военную службу). Идея самоокупаемости армии провалилась: поселения волновались, «бунтовали»; позднее правительство от этой практики отказалось.
Глава 3. Внешняя политика Александра Ι
На рубеже 18 – 19 в.в. Россия вела активную внешнюю политику. Александра Ι унаследовал от бабушки и отца проблемы на юге страны (Закавказье, Чёрное море) и проблемы в Европе (отношения с Францией) Многое пришлось доводить до логического конца – присоединение Грузии в 1801 г., новые войны с Турцией и Персией, длительные, но успешные. Но главное – Европа. Екатерина ΙΙ в конце своего царствования готовила поход русской армии во Францию, Павел Ι продолжил французскую политику (поход Суворова 1799 г., действия Ушакова в 1798-99г.г.), но затем выбрал Наполеона своим союзником против Англии, что и могло привести Павла к его гибели.
Александр Ι разорвал отношения с Наполеоном, вернул казаков, направленных в Индию и до 1804 г., придерживается нейтралитета. Провозглашение Наполеона императором и его агрессивные планы определили вступление России в ΙΙΙ коалицию против Франции: Россия, Англия и Австрия, действия которой закончились поражением при Аустерлице в конце 1805 г. В 1806 г. образовалась ΙV коалиция (Россия, Пруссия, Англия и Швеция) и опять неудача. Это заставило Александра Ι пойти на подписание Тильзитского мира.
Летом 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а портом и союзный договор. По сути своей, Тильзитский мир усилил позиции Наполеона. По его условиям из отторгнутых от Пруссии польских земель (хотя она по настоянию Александра Ι сохранялась как самостоятельное государство) было создано Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Эта территория стала плацдармом для подготовки нападения на Россию в 1812 г. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономики России, подрывая её финансы. Но этот договор дал России временную передышку, во время которой велись войны с Турцией и Ираном. В результате войны со Швецией укрепились границы на северо-западе, и было создано Великое княжество Финляндское как автономное государство в составе Российской империи. Всё это укрепило позиции России на севере и юге и значительно расширило её территории.
Но главное событие – Отечественная война 1812 г. Мир с Наполеоном не мог быть долгим и уже с 1810 г. обе стороны понимают неизбежность нового столкновения и готовятся к войне. Наполеон стремился, разбив русскую армию, заставить подписать новый договор. Не останавливаясь на хорошо известных событиях 1812 г., в данной работе обратим внимание на действия Александра Ι.
Информация о работе Исторический портрет императора Александра Ι