Исторический портрет императора Александра Ι

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Менталитет российского общества характеризуется харизматическим отношением к власти, что и определяет особое положение монарха, как «батюшки-царя», избранника бога. Это выражено в формуле «Православие – самодержавие – народность», определившей отношение к монархии как единственно подходящей форме государства. Но уже в 17-18 в.в., с приходом к власти новой династии – Романовых – наблюдается, что кандидатура на престол часто зависит от выбора тех, кто сильнее и влиятельнее. Выборы Михаила Романова в 1613 г., дворцовые перевороты 18 века, вплоть до восшествия на престол Екатерины ΙΙ после гибели Петра ΙΙΙ – всё это мало похоже на «божью волю», и показывает заинтересованность части дворянства (гвардии) в возведении на престол «своего человек», который будет благодарен за помощь.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Формирование личности Александра Ι …………………..
Глава 2. Внутренняя политика Александра Ι ………………………
Негласный комитет и планы реформ ……………………..
2.2. Деятельность М.М. Сперанского …………………………..
2.3. «Аракчеевщина» …………………………………………….

Глава 3. Внешняя политика Александра Ι ……………………………
Поиски союзников в борьбе против Наполеона …………….
Тильзитский мир ……………………………………………….
3.3. Отечественная война 1812 г. …………………………………..
Венская система и роль России …………………………………

Заключение ………………………………………………………………

Список литературы ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

история.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Реферат  по истории

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

 

Тема реферата

Исторический  портрет императора Александра Ι

 

 

                                         Выполнила студентка 3 курса 

                                                    факультета психологии группа  П-331

                                       Киселёва Любовь Алексеевна

 

         Преподаватель  Михайлова Елена Евгеньевна

                                                                     (фамилия, имя отчество)

                                                            доктор философских наук, профессор

                                                                                     (ученое звание, степень)

 

 

            Оценка

«______»____________ 2012г.   «__________________»

 

                                                         

                                                   Тверь 2012 г.

                                                  Содержание

                                                                                                                  стр.

Введение  ………………………………………………………………

Глава 1.  Формирование  личности Александра Ι …………………..

Глава 2. Внутренняя политика  Александра Ι ………………………

    1. Негласный комитет и планы реформ ……………………..

      2.2.   Деятельность М.М. Сперанского …………………………..

2.3.   «Аракчеевщина» …………………………………………….

 

Глава 3.  Внешняя политика  Александра Ι ……………………………

    1. Поиски союзников в борьбе против Наполеона …………….
    2. Тильзитский мир ……………………………………………….

     3.3.    Отечественная война 1812 г. …………………………………..

    1. Венская система и роль России …………………………………

 

Заключение ………………………………………………………………

 

Список литературы ………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Менталитет российского общества характеризуется харизматическим отношением к власти, что и определяет особое положение монарха, как «батюшки-царя», избранника бога. Это выражено в формуле «Православие – самодержавие – народность», определившей отношение к монархии как единственно подходящей форме государства. Но уже в 17-18 в.в., с приходом к власти новой династии – Романовых – наблюдается, что кандидатура на престол часто зависит от выбора тех, кто сильнее и влиятельнее. Выборы Михаила Романова в 1613 г., дворцовые перевороты 18 века, вплоть до восшествия на престол Екатерины ΙΙ после гибели Петра ΙΙΙ – всё это мало похоже на «божью волю», и показывает заинтересованность части дворянства (гвардии) в возведении на престол «своего человек», который будет благодарен за помощь. Но уже в 18-19 в.в., когда абсолютизм в Западной Европе уже уступает парламентской монархии, рушится институт абсолютной власти бурбонов во Франции в итоге Революция. Это и пугает монархов Пруссии, Австрии, Испании и России, приводит к интервенции против революционной Франции, заставляет их идти на определённые уступки обществу, проводить реформирование политической власти, допуская участия в ней как высших слоёв, традиционного общества, так и представителей нового буржуазного класса.  Развитие нового, товарного производства в России идёт довольно медленно, но уже при Екатерине ΙΙ власть идёт на уступки российским промышленникам и «Жалобная грамота» городам  1785 г., и городская реформа оформляли городское самоуправление с выборами городской думы и городского головы.  Но эти уступки требованию времени не затрагивают основ абсолютизма и привилегий дворянства, главной социальной опоры самодержавия. Павел Ι пытается вернуться к ужесточению личной власти монарха, что и приводит к его гибели. Его наследник Александр Павлович должен был в целях предотвращения революционного взрыва и сохранения монархии проводить более гибкую, либеральную политику, усовершенствовать существующую социально-политическую систему в соответствии с потребностями времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Формирование  личности Александра Ι

 

Личность Александра Павловича  во многом определялась обстоятельствами его воспитания и семейной обстановкой. Старший сын Павла Петровича, родившейся 12.12.1977 г., оказался предметом ревности и споров между отцом и бабушкой. Екатерина ΙΙ фактически оторвала старшего внука и потенциального наследника престола от родителей и взяла его на своё попечение и воспитание. Когда Великий князь стал подрастать, она составила план его воспитания и подобрала штат воспитателей. Главным наставником стал Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник идей французской просветительской философии. Русскую историю и русский язык, нравственную философию Александр изучал в преподавании Михаила Муравьёва, образованного и либерального писателя. Лагарп знакомил своего воспитанника с произведениями греческих и латинских классиков, идеями Просвещения, где речь шла о могуществе разума, о благе человечества, о природном равенстве людей, договорном происхождении государства, о нелепости и вреде деспотизма, о гнусном рабстве. Муравьёв читал собственные сочинения о любви  к человечеству, о законе, о свободе мысли. Высокие идеи воспринимались 12-летним мальчиком как политические и моральные сказки. По мнению В.О. Ключевского: «Его учили чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать»1

В записях другого  воспитателя – Протасова, встречаются  жалобы на «праздность, медлительность и лень» Александра. У маленького Великого князя формируется сентиментальное, идиллистическое представление о сельском уединении, приятном препровождении времени вдали от мирских забот. Эти мечтания Александр несколько раз выскажет, будучи уже императором.

Находясь между большим  двором Екатерины ΙΙ и скромным гатчинским кругом Павла Петровича, он старался быть и любящим внуком и сочувствующим сыном. Это определило его притворство, умение менять своё настроение, прятать свои мысли и чувства, двуличие, которое отмечали многие его современники. Когда Екатерины ΙΙ попыталась отстранить Павла от наследования (по закону 1722) и передать престол Александру, последний ответил ей ласковой благодарностью за доверие и благоволение, но в письмах к отцу именовал его титулом «величество», и говорил, что сумеет уклониться от передачи ему власти. По определению С.Ф. Платонова «Воспитанные семьёй двойственность и двуличие остались навсегда свойством Александра».2

Умственное воспитание также определило двойственность его мировоззрения. Передовые идеи духовной жизни рубежа 18-19 в.в., переход от рационализма к романтизму сказались на настроениях Александра, на его политических мечтаниях о создании идеального государства, о «лучшем образе революции», об отказе от власти, о искании личного счастья. Позднее это определило переходы от религиозного равнодушия к религиозному фанатизму, от освободительных стремлений – к реакции, от Сперанского – к Аракчееву. Александр не приобрёл твёрдых убеждений и определённого мировоззрения и позднее легко приноравливался к различным людям и положениям.

Понимание основного  свойства Александра – его внутренней раздвоенности, даёт возможность понять резкие и частые перемены в системе и личном поведении будущего императора, которого современники и исследователи определили как сфинкса.3

 

 

Глава 2.  Внутренняя политика  Александра Ι

 

    1.    Негласный комитет и планы реформ

Внутренняя политика императоров 18-19в.в. определялась  задачей усилить Россию как великую державу, определить её ведущее место среди европейских государств. Целью было , с одной стороны, укрепить существующую социально-политическую систему, а сдругой – усовершенствовать её в соответствии с требованиями времени. Центральное место к началу 19 века занимали три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян и система образования.

Вступив на престол, Александр отменил наиболее одиозные распоряжения Павла Ι, выступив против деспотизма отца, обещал проводить политику «по закону и сердцу». Он сразу объявил, что намерен провести реформы и создал совещательный орган непременный совет. Но основным центром разработки идей преобразований стал негласный комитет в составе молодых друзей царя, это граф П.А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н. Новосильцев. Но их проекты ограничились частными преобразованиями.

В области государственного управления было решено устаревшие коллегии заменить министерствами. В 1802 году было учреждено 8 министерств, затем их число увеличилось, функции чётко разграничивались . Для совместного обсуждения был утверждён комитет министерств. В 1802 году был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в государстве. Одновременно усилилась роль Святейшего синода, который ведал духовными делами и назначался императором.

Вопросы сословного устройства также обсуждались в комитете, в частности вопрос о крепостном праве. Но отменить его комитет не решился, ограничились законом 1803 г. «О вольных хлебопашцах», по которому помещики могли освобождать своих крестьян на определённых условиях (за выкуп, в благодарность и т.д.) Постепенно деятельность негласного комитета затухает, и он распался.

 

      1. Деятельность М.М. Сперанского

В период 1807-1812 г.г. усилилось влияние одного из крупнейших государственных умов начала 19 века – М.М. Сперанского, который определённо заменил распавшийся негласный комитет. В отличии от «молодых друзей» это человек-практик, который получил полномочия создать деловой план преобразований. Так возник «проект Сперанского»: «Введение и уложение государственных законов». По этому проекту общество  делилось по различию прав:

1) права гражданские  (для всех подданных)

2) права гражданские  частные (кто  к ним будет  приуготовлен)

3) права политические (тем, кто имеют собственность)4

Из этого происходило  такое разделение общества:

  1. Дворянство
  2. Люди среднего состояния
  3. Народ рабочий (имеет права гражданские, но не имеет прав политических)

Общие гражданские права  определяли свободу личности и отрицали крепостное право. Форма государственного управления представлялась в чётком делении империи на губернии –  округа – волости, с предоставлением законодательных функций волостным – окружным – губернским думам: последние посылают своих депутатов в Государственную думу. Так складывалась система народного представительства.

Все отрасли управления соединяются  Государственным Советом, открытым 1 января 1820 г., в 1811 г. были преобразованы министерства. Но дальше дело не пошло: в 1812 г. Сперанский уже лишился доверия государства. Против либеральных идей выступил Н.М. Карамзин в своей записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества Не получил санкции и проект нового гражданского уложения.

Реформы 1802 – 1811 г.г. не изменили самодержавной сущности политической системы России, усилив централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. В последующие годы реформаторские настроения Александра Ι отразились в ведении Конституции в Царстве Польском (1815 г.), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России  в 1809 г. а также  в создании Н.Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819 - 1820 г.г.). В этом проекте опять стали вопросы о разделении ветвей власти, представительных органов, равенстве всех граждан перед законом и о федерализме. Но все предложения остались на бумаге.

 

      1. «Аракчеевщина»

В 1812 г. обозначилась новая перемена в Александре Ι. Сперанский без проверки обвинений, означенных в доносах был удалён со своих постов. И в последнее десятилетие во внутренней политике победила консервативная тенденция, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выразилась в мелочной регламентации государственного управления, в полицейском режиме, в насаждении палочной дисциплины в армии. Это связано уже с деятельностью А.А. Аракчеева и его печально известных «военных поселений как особой формы комплектования и содержания армии. Первые из них появились ещё в 1808 - 1809 г.г., в массовом порядке – в 1815 – 1816 г.г.. В разряд военных поселян переводились казённые крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилёвской и Харьковской губернии. Передовые люди с возмущением встретили их введение, но Александр твёрдо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало»5. Главным начальником военных поселений был назначен А.А. Аракчеев. К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселения, где чинились произвол. Солдаты одновременно несли военную службу и занимались обычными сельскохозяйственными работами. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание, в том числе детей и женщин. (К солдатам выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 – в действительную военную службу). Идея самоокупаемости армии провалилась: поселения волновались, «бунтовали»; позднее правительство от этой практики отказалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 3.  Внешняя политика  Александра Ι

 

    1. Поиски союзников в борьбе против Наполеона

На рубеже 18 – 19 в.в. Россия вела активную внешнюю политику. Александра Ι унаследовал от бабушки и отца проблемы на юге страны (Закавказье, Чёрное море) и проблемы в Европе (отношения с Францией) Многое пришлось доводить до логического конца – присоединение Грузии в 1801 г., новые войны с Турцией и Персией, длительные, но успешные. Но главное – Европа. Екатерина ΙΙ в конце своего царствования готовила поход русской армии во Францию, Павел Ι продолжил французскую политику (поход Суворова 1799 г., действия Ушакова в 1798-99г.г.), но затем выбрал Наполеона своим союзником против Англии, что и могло привести Павла к его гибели.

Александр Ι разорвал отношения с Наполеоном, вернул казаков, направленных в Индию и до 1804 г., придерживается нейтралитета. Провозглашение Наполеона императором и его  агрессивные планы определили вступление России в ΙΙΙ коалицию против Франции: Россия, Англия и Австрия, действия которой закончились поражением при Аустерлице в конце 1805 г. В 1806 г. образовалась ΙV коалиция (Россия, Пруссия, Англия и Швеция) и опять неудача. Это заставило Александра Ι пойти на подписание Тильзитского мира.

 

    1. Тильзитский мир

Летом 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а портом и союзный договор. По сути своей, Тильзитский мир усилил позиции Наполеона. По его условиям из отторгнутых от Пруссии польских земель (хотя она  по настоянию Александра Ι сохранялась как самостоятельное государство) было создано Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Эта территория стала плацдармом для подготовки нападения на Россию в 1812 г. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании  и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономики России, подрывая её финансы. Но этот договор дал России временную передышку, во время которой велись войны с Турцией и Ираном. В результате войны со Швецией укрепились границы на северо-западе, и было создано Великое княжество Финляндское как автономное государство в составе Российской империи. Всё это укрепило позиции России на севере и юге и значительно расширило её территории.

 

    1. Отечественная война 1812 г

Но главное событие  – Отечественная война 1812 г. Мир  с Наполеоном не мог быть долгим и уже с 1810 г. обе стороны понимают неизбежность нового столкновения и  готовятся к войне. Наполеон стремился, разбив русскую армию, заставить подписать новый договор. Не останавливаясь на хорошо известных событиях 1812 г., в данной работе обратим внимание на действия Александра Ι.

Информация о работе Исторический портрет императора Александра Ι