Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:24, реферат
Цель реферата состоит в том, чтобы оценить Александра I не только, как политического деятеля, а насколько, благодаря своим личным качествам, был в состоянии воспользоваться представившимся ему благоприятным положением для управления государством, - укрепления влияния России среди европейских держав, а также, какое влияние оказала Россия на культурную и политическую жизнь других стран. Выяснить, как воспитание повлияло на формирование личности Александра I. Оценить преобразовательный опыт первых лет правления.
Введение………………………………………………………………………3
1. Формирование личности АлександраI……………………………….5
2. Восшествие на престол. Начало реформ……………………………11
3. Александр I и М. М. Сперанский…………………………………....19
4. Внешняя политика 1801-1812г.г…………………………………….25
5. Отечественная война 1812г…...……………………………………..30
6. Освобождение Европы. «Священный союз»……………………….34
7. Внутренняя политика в 1815-1825г.г……………………………….35
8. Тайные общества декабристов………………………………………41
9. Неудача преобразований Александра I……………………………..44
10. Смерть Александра I…………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………..............49
Список литературы………………………………………………………….51
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-
Реферат
Студентки 3 курса М-331 учеб. гр факультета экономики и управления
Редькина Ирина Геннадьевна
Учебная дисциплина История
Тема: Исторический портрет императора Александра I
Преподаватель Михайлова Е. Е.
Оценка
«___» _____________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Первая половина XIX века – очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации. Эта эпоха ассоциируется с такой исторической фигурой, как император Александр I. Что это за человек? Трудно ответить, ведь даже для современников, знавших его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой. Недаром его прозвали «северным сфинксом»: с кем-то он был добр, с кем-то жесток; в одних ситуациях поражал своей решительностью, в других – страхом. Одним словом, человек-загадка. Тем не менее, Александр I – очень значительная веха в российской истории. Какова его роль в развитии императорской России, я и постараюсь понять и отразить в своей работе.
Цель реферата состоит в том, чтобы оценить Александра I не только, как политического деятеля, а насколько, благодаря своим личным качествам, был в состоянии воспользоваться представившимся ему благоприятным положением для управления государством, - укрепления влияния России среди европейских держав, а также, какое влияние оказала Россия на культурную и политическую жизнь других стран. Выяснить, как воспитание повлияло на формирование личности Александра I. Оценить преобразовательный опыт первых лет правления.
Изучением эпохи и личности Александра I занимались такие исследователи, как А.Е. Пресняков, А.Н. Сахаров, С.М. Соловьев, С.В. Мироненко, Н.К. Шильдер и другие.
К числу источников, охватывающих изучаемый период, следует отнести, прежде всего, нормативно-правовые акты, опубликованные в сборниках «Внешняя политика России. XIX – начало XX вв.Документы Министерства иностранных дел», «Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина XIX в.», «Российское законодательство X - начала XX в.».
Особую группу источников
составляют документы личного
1.ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА I.
Александр родился 12 декабря 1777 г., от второго брака великого князя Павла с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы, в принципах разумной и натуральной добродетели. Когда великий князь и следовавший за ним брат Константин стали подрастать, бабушка составила философский план их воспитания и подобрала штат воспитателей. Нянькой Александра была Прасковья Гесслер, англичанка. Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник, швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп, Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, весьма образованный человек. Наконец, общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе, который твердо знал одно: как жить при дворе; делал, что говорила жена, подписывал, что подавал секретарь. Его учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать; не задавали ни научных, ни житейских вопросов, которые бы он разрешал сам, ошибаясь и поправляясь: ему на все давали готовые ответы - политические и нравственные догматы, которые не было нужды проверять и придумывать, а только оставалось затвердить и прочувствовать. Его не заставляли ломать голову, напрягаться, не воспитывали. Его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение.
Многими чертами своего характера Александр был обязан Екатерине. Екатерина боготворила внука, и именно по ее настоянию он был назван Александром в честь св. Александра Невского. Екатерина усердно занималась воспитанием внука, сама составила для него «Азбуку», в которой были заложены принципы воспитания.
Великая Екатерина не любила сына своего Павла Петровича, но заботилась о воспитании внука, которого для этих целей, однако, рано лишила материнского присмотра. Воспитание его императрица старалась поставить на высоту современных ей педагогических требований. Она написала "бабушкину азбуку" с анекдотами дидактического характера, а в наставлениях, данных воспитателю великих князей Александра и (брата его) Константина графу (впоследствии князю) Н. И. Салтыкову при высочайшем рескрипте от 13 марта 1784 г., излагала мысли свои "касательно здравия и сохранения оного; касательно продолжения и подкрепления умонаклонения к добру, касательно добродетели, учтивости и знания" и правила "приставникам касательно их поведения с воспитанниками". Наставления эти построены на началах отвлеченного либерализма и проникнуты педагогическими затеями "Эмиля" Руссо. Александр рос умным и понятливым ребенком, но не слишком усидчивым и трудолюбивым. Екатерине хотелось, чтобы все привыкли смотреть на ее любимца как на будущего императора.
Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам. Она заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой.
«Благодаря такому обильному приему политической и моральной идиллии великий князь рано стал мечтать о сельском уединении, не мог без восторга пройти мимо полевого цветка или крестьянской избы, волновался при виде молодой бабы в нарядном платье. С летами это само собой бы исправилось, мечты сменились бы трезвыми наблюдениями, чувства, охладев, превратились бы в убеждения, но случилось так, что этот необходимый и полезный процесс был преждевременно прерван. Екатерина поспешила застраховать от них сердце своего внука и женила его в 1793 г., когда ему еще не было 16 лет.»
И ее выбор пал на баденских принцессах. В октябре 1792 года две принцессы
Луиза и Фредерика, прибыли в Петербург, Фредерика была совсем ребенок, а старшей, Луизе нареченной в православии Елизаветой Алексеевной, исполнилось четырнадцать лет. Она то и сделалась невестой Александра.
Молодые люди сначала дичились друг друга - особенно смущался Александр. Но, в конце концов, миловидность принцессы покорила сердце юноши.
«Испытавший вначале очень сильное чувство к своей красивой, образованной и прекрасно воспитанной жене, царевич, тем не менее, иногда вел себя с ней странно: однажды он захотел в присутствии нескольких мужчин расстегнуть корсаж своей молодой жены, чтобы все смогли полюбоваться ее грудью! Что это было – мальчишество или садизм?»
Александр любил поволочиться за женщинами… но был непостоянен в отношениях с любовницами…
Но настоящую страсть испытал лишь к Марии Нарышкиной.
Царь не скрывал эту связь, но любовная интрига прекрасной польки с князем Гагариным положила конец этому роману
Он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это были не только два лица, а даже два особых мира. То были два двора, совсем не похожие один на другой, между которыми расстояние нравственное было гораздо больше географического. Каждую пятницу великий князь отправлялся в Гатчину, чтобы присутствовать на субботнем параде, на котором он изучал жесткие, бесцеремонные казарменные нравы вместе с казарменным непечатным лексиконом, а вечером возвращался в Петербург и являлся в ту залу Зимнего дворца, в которой Екатерина проводила свои вечера, окруженная избранным обществом. Скрытность из необходимости превратилась в потребность.
Жизнь при дворе приучила его к двуличию и лицемерию; приспосабливаться к людям и обстоятельствам и использовать их в своих личных интересах становилась привычным в поведение будущего императора. В характере Александра прочно укоренились скрытность и непостоянство
Двуличность, хотя может, и была природным свойствам его характера, но годы детства и отрочества, оказали на эту склонность самое пагубное влияние.
С раннего возраста чуткий мальчик уже мог заметить скрытую борьбу вокруг себя. Потом появились воспитатели: во-первых, лукавый князь Салтыков, все время игравший на два фронта, …ворчливый дядька Протасов и, наконец, мечтательный республиканец, швейцарец Цезарь Лагарт.
Отношения Александра и Павла всегда были непростыми – слишком велико было несходство натур и характеров. Деспотически несдержанный отец подавлял сына, за внешней почтительностью которого скрывались страх и растущая с годами ненависть.
Александру было хорошо известно, что бабка хотела лишить престола Павла и передать оный ему… и нужно было обладать большим тактом и выдержкой, чтобы безропотно, покоряться фантазиям Павла Петровича.
Таким образом, и отец, и сын были осведомлены о планах Екатерины и противопоставлены друг другу. Хотя Александр написал письмо отцу, в котором отказывался от короны в его пользу. Но это не добавило взаимной любви.
Обстоятельства рано приучили Александра к скрытости и притворству.
В это время судьба свела Александра с польским аристократом князем Чарторижским. Между двумя людьми завязалась многолетняя дружба.
В ноябре 1796 года Екатерина умерла, Павел сделался императором. В 1797году Александр был Петербургским губернатором, шефом гвардейского Семеновского полка, командующим столичной дивизии…
Отношения с отцом портились день ото дня…Павел делался все более груб с женой и старшими сыновьями.
Тем временем популярность Александра росла по мере того, как усиливалась ненависть к Павлу.
«Наделенный умом тонким и гибким Александр тянулся к культуре, любил встречаться с иностранцами…
…страдая диплопией и усиливающейся глухотой, он не мог отказаться от щегольства, стремлении нравиться и покорять сердца.
Любил блеснуть красивой фразой».
Но Александру
приходилось постоянно
Подготовка переворота была начата в 1800 году вице-канцлером Паниным, который открылся Александру. От великого князя ждали только согласие занять престол.
Хотя Александр отказался, он сохранил доверенную ему тайну и в дальнейшем продолжал сношения с заговорщиками. Александр знал обо всех подробностях заговора, но как бы не участвовал в нем. Но то, что произошло, оказалось слишком сильным потрясением. Мечтая о преобразованиях, которые он проведет в России, Александр, очевидно, сознательно обходил вопрос о том, какова будет судьба Павла. Эту проблему должны были решить за него, но так, чтобы все оставалось прилично и благопристойно. И вот случилось так что пьяная толпа с его ведома, пробралась тайком в опочивальню его отца и после жестокой борьбы, пустив в ход кулаки и сапоги со шпорами, задушила его шарфом.
Когда драма свершилась, и Александр неожиданно стал самодержцем России, он встрепенулся и понял, что не так-то легко быть Русским Царем
Убийство отца произвело на Александра потрясающее и угнетающее впечатление и осталось навсегда тяжелым грузом на его совести.
Александр никогда не забывал событий марта 1801 г. — не столько из-за “угрызения своей совести”, сколько как предостережение. Подозрительность, унаследованная от Павла I, с годами у Александра возрастала. Отсюда система надзора и сыска, особенно развившаяся в последние годы его царствования. Сам он охотно слушал доносы и даже поощрял их, требуя от своих сотрудников, чтобы они следили друг за другом, и даже считал допустимым прочитывать корреспонденцию своей жены.
Информация о работе Исторический портрет императора Александра I