Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:49, курсовая работа
Цель работы: изучив истоки краеведения, определить дальнейшую перспективу развития исторического краеведения и оценить его значимость в жизни современного человека. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие «историческое краеведение»;
- исследовать истоки исторического краеведения и историю развития;
Введе-ние………………………………………………………….……………..3
1. Понятие и истоки исторического краеведения …..…………………….…6
2. Источники исторического краеведе-ния…………………………………...8
2.1 Вещественные источни-ки……..………………………………….8
2.2 Письменные источни-ки….…..………………………………….13
2.3 Устные источни-ки……………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованных источни-ков………………………………………...22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и истоки исторического краеведения …..…………………….…6
2. Источники исторического краеведения…………………………………...8
2.1 Вещественные источники……..………………………………….8
2.2 Письменные источники….…..………………………………….13
2.3 Устные источники……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли найдется человек, которого не интересует мир, в котором он живет. Ведь здесь скрыто много тайн, прежде всего исторического прошлого, а также огромный интерес представляют природа, культура и традиции народов, огромное количество памятников архитектуры, жизнь и творчество деятелей науки, культуры, литературы и т.д. Мы, являемся наследниками всего этого. Того, что было не только с нами, но и с теми поколениями, которые жили на этой земле до нас. Восстановить правду, ликвидировать «белые пятна» истории, вернуть доброе имя тем людям, которые были несправедливо забыты или оклеветаны - это основная задача исторического краеведения.
Понятие «краеведение» сформировалось в отечественной науке к началу 20-х гг. в связи с широким развитием инициативы и самостоятельности на местах и возникновением обществ изучения местного края. Тогда же, в «золотое десятилетие» отечественного краеведения, были сформулированы основные положения о предмете, целях и методах краеведения, сохранившие значение до наших дней.
Краеведение — это изучение того или иного региона (города, села, района, области и вообще территории, которая может объединяться понятием «край») местными силами. В методической литературе 20-х гг. выделялись, как правило, два основных аспекта краеведения: историко-культурный и естественно-географический, что по современной терминологии обычно объединяется понятием «историческое краеведение» и «географическое краеведение» (или собственно краеведение).
В настоящее время краеведение - это и наука, и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», определенной местности во всем многообразии тематики.
Краеведение
принадлежит к комплексным
С этой точки
зрения краеведение предстаёт
Эту идею подчёркивает и С. О. Шмидт, утверждая, что краеведческое знание - комплексное знание: географическое, экологическое, историческое и шире - историко-культурное (историко-литературное, историко-экономическое), что метод краеведения опирается на междисциплинарные научные связи, учитывает и выводы научных теорий и первичные наблюдения обычной житейской практики, что краеведение соединяет научную, научно-популяризаторскую и общественную деятельность, к которой причастны и учёные-специалисты и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местные жители [5, С. 4].
Краеведение придает местности, историзм, открывает в ее прошлом, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаем.
Цель работы: изучив истоки краеведения, определить дальнейшую перспективу развития исторического краеведения и оценить его значимость в жизни современного человека. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть
понятие «историческое
- исследовать
истоки исторического
- изучить источники исторического краеведения и их функциональное значение;
Актуальность данной темы определяется все возрастающим интересом к историческим истокам своей родины.
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОКИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
В основе краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Для оптимального использования ресурсов окружающей местности человеку необходимы были знания о них.
На самых древних стоянках встречаются сырье для орудий, принесенное за десятки километров от места обитания. Например, большая часть орудий на стоянках Олдувайской культуры в Африке сделана из принесенных камней.
Устойчивое использование одних и тех же источников сырья в течение сотен тысяч лет показывает, что человек уже тогда передавал «краеведческие» знания из поколения в поколение.
С появлением письменности эти знания стали фиксироваться более прочно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что краеведение лежит в основе истории[3, С. 8].
Слово «история» в древнейших источниках не употреблялось. Попытки выяснить реальные причины тех или иных событий тогда не предпринимались, поскольку люди были уверены, что все определяется богами.
На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание их быта и обычаев.
Конечно же, не
все в летописях можно
Историческому краеведению в XVII веке придается государственное значение. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно - тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[4, С. 192]. Все это способствовало тому, что в XVIII веке историческое краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России с целью их детального изучения.
Также историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление историко-краеведческой работы на местах.
Важной задачей
исторического краеведения
Значение исторического краеведения трудно переоценить. Изучение исторического краеведения в его конкретном воплощении в том или ином крае дает более правильное представление и об общих закономерностях развития той или иной исторической эпохи. Кроме того, изучение конкретных памятников истории и культуры дает возможность людям более наглядно представить закономерности развития и мировой художественной культуры.
Таким образом, мы видим, что понятие «историческое краеведение» появилось еще до нашей эры. Оно развивалось, совершенствовалось, тем самым помогая человечеству в его развитии.
Также историческое краеведение является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.
2. ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
2.1 Вещественные источники.
Наиболее древнейший вид вещественных источников - археологические материалы.
Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух слов: «архайос» - древний, «логос» - наука, слово.
Пользуясь особой системой методов и приемов исследования, археологи добывают, изучают и систематизируют остатки материальной культуры различных племен и народов. Подавляющее число материалов, собранных археологами, не содержащие никаких надписей предметы и орудия человеческого труда, добытые из недр земли. Для того чтобы заставить их заговорить, открыть заложенную в них информацию, археолог должен быть одновременно и историком.
Понятие «археологические источники» оформилось лишь в последние десятилетия. В науке до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, как соотносятся между собой понятия «археологический источник» и «исторический источник».
Первые упоминания о попытке раскопок в России относятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических находках на реке Волхов. В 1420 году в Пскове начались раскопки остатков древнейшей в городе церкви Власия. В начале XVIII века в России уже издаются государственные законы, предписывающие археологические находки сдавать на хранение в первый общегосударственный музей - Императорскую Кунсткамеру.
В 1739 году В.Н. Татищев составил одну из первых в мире инструкций по сбору сведений об археологических памятниках. Позднее подробные инструкции были написаны М.В. Ломоносовым, Г.Ф. Миллером.
Археологические
памятники условно можно
Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового века.
Погребения делятся на две основные группы: погребения, имеющие надмогильные сооружения (гробницы, курганы) и погребения грунтовые, т. е. без каких либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные погребения - мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооружениях из больших камней (дольмены, менгири). Самые известные из гробниц - пирамиды. На территории России пирамиды строили из дерева и земли. От них остались лишь насыпи - курганы.
Погребения говорят о возрасте умерших, а, следовательно, и о средней продолжительности жизни человека той эпохи, о его образе жизни, о том, чем он питался. Особенности обряда захоронения свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях мировоззрении соплеменников умершего.
Среди обычных материалов, которые дают раскопки поселений, особый интерес представляют остатки жилищ. У различных племен и народов жилища сильно отличаются друг от друга. Исследования типов жилых построек по археологическим материалам позволяет сделать некоторые выводы об уровне социального развития данного общества.
Своего рода визитной карточкой каждого древнего народа служила керамика. Появившись около 10 тысяч лет назад, в эпоху неолита керамика изготавливалась в ручную. На смену лепной керамике приходит керамика, изготавливаемая на гончарном круге. У каждого народа складываются свои, очень устойчивые, передававшиеся из поколения в поколение традиции изготовления керамики (форма сосуда, состав глиняного теста, качество обжига, орнамент). Все это позволяет предположить, к какому народу принадлежал мастер, изготовивший данное изделие.
Сходство керамики, типов погребений и других признаков позволяет говорить о некоем единстве - археологической культуре. Археологическую культуру не всегда удается связать с каким-либо известным по письменным источникам народом. Часто археологические памятники восходят к таким древним временам, когда еще не сформировались известные нам народы и племена. Понятие «археологическая культура» облегчает исследование этногенеза различных народов, позволяет археологам систематизировать, обобщать свои наблюдения. Для обнаружения основных археологических памятников - поселений и погребений - организуются археологические разведки. Разведки имеют целью обнаружить интересный в археологическом отношении объект, собрать подъемный материал, т.е. мелкие предметы, лежащие на поверхности земли (керамика, обломки вещей…).
Своеобразным видом вещественных источников являются памятники архитектуры. Памятники архитектуры, встречающиеся в сельской местности и областных центрах, как правило, уступают по своим достоинствам столичным «знаменитостям».
Подавляющее большинство дошедших до нас памятников архитектуры - культовые сооружения. Среди них деревянные храмы составляют в настоящее время лишь очень небольшую часть, однако, в древности дело обстояло как раз наоборот. Деревянные храмы быстрее, чем каменные поддавались разрушительному воздействию времени, погибали в огне пожаров, вспыхивая то от молнии, то от забытой свечи.
Малейшая небрежность,
неосторожность может привести к
гибели памятника деревянного