Историко-психологический потрет князя Игоря Рюриковича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 13:19, реферат

Описание работы

История и значение имени Игорь – Славянское имя Игорь – раннее заимствование древнескандинавского слова «Ингварр» («Инг» - бог бог плодородия, «варр» - осмотрительный, бережный; древнерусского «Ин(ъ)гварь» (охранять имя Бога), что трактуется как воинство, сила, воинственный. Первоначально – одно из имен-эпитетов Бога-громовержца.
Согласно «Повести временных лет» Игорь был сыном легендарного варяжского князя Рюрика. В 879 г., когда Рюрик умер, Игорь был еще ребенком, передал всю власть своему родичу1 Олегу. В русско-византийском договоре 911 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………..………. 3 стр.
Личность …………………………………………………………………………………………………..……….. 4 стр.
Правление ……………………………………………………………………………………………..………….. 5 стр.
Смерть …………………………………………………………………………………………………..…………… 6 стр.
Иокимовская летопись ……………………………………………………………………..………………. 7 стр.
Вывод …………………………………………………………………………………………………………………. 8 стр.
Используемые источники .…….…………………………………………………………..……………… 9 стр.

Файлы: 1 файл

Игорь Рюрикович.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО 
«Новосибирский государственный педагогический университет» 
Институт искусств

 

 

 

 

Реферат:

«Историко-психологический потрет князя Игоря Рюриковича»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил

 

2011

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………………………………………..………. 3 стр.

Личность …………………………………………………………………………………………………..……….. 4 стр.

Правление ……………………………………………………………………………………………..………….. 5 стр.

Смерть …………………………………………………………………………………………………..…………… 6 стр.

Иокимовская летопись ……………………………………………………………………..………………. 7 стр.

Вывод …………………………………………………………………………………………………………………. 8 стр.

Используемые источники .…….…………………………………………………………..……………… 9 стр.

 

 

 

 

 

Введение

 

Летописи по-разному датируют рождение Игоря Рюриковича: 861, 864, 865, 875 годы. В «Повести временных лет» сказано, что в 879 году, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком. А в Новгородской первой летописи младшего извода Игорь при захвате Киева в 882 году выступает в роли взрослого правителя.  
Личность.

 

Игорь (Ингорь) Рюрикович Старый

(ок. 875 – 945) – великий князь Киевской Руси. Сын новгородского князя Рюрика.

 

История и значение имени Игорь – Славянское имя Игорь – раннее заимствование древнескандинавского слова «Ингварр» («Инг» - бог бог плодородия, «варр» - осмотрительный, бережный; древнерусского «Ин(ъ)гварь» (охранять имя Бога), что трактуется как воинство, сила, воинственный. Первоначально – одно из имен-эпитетов Бога-громовержца.

 

 

Согласно «Повести временных лет» Игорь был сыном легендарного варяжского князя Рюрика. В 879 г., когда Рюрик умер, Игорь был еще ребенком, передал всю власть своему родичу1 Олегу. В русско-византийском договоре 911 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правление.

 

Начал княжить в 912 г по смерти Олега. К моменту княжения, князю Игорю шел уже четвертый десяток. Он не обладал ни полководческим талантом, ни выдающимися качествами правителя. Смена власти разбудила у покоренных Олегом древлян стремление освободиться от дани. Но Игорь смог их побудить и дань увеличилась вдвое больше Олеговой. В 914 году у  южных границ слявянских земель появился враг – печенеги.  Печенеги искали богатых соседей для грабительства; быстры; вооруженные копьями, луком, стрелами. Они носили персидскую одежду, и лица их изображали свирепость. Они хотели ограбить Киев, но столкнувшись с сильным войском развернулись и пошли в Бессарабию или Молдавию. В 915 году заключил мир с печенегами, оказавшийся не прочным, что объясняет война с ними в 920 году.

В 941 состоялся первый поход на Византию, но русский флот подвергся воздействию «греческого огня»2 и понес большие потери.

Возможно, в этот поход князь пошел потому, что византийцы перестали выплачивать Руси дань, наложенную на них Олегом. И в 944 Игорь с новым войском (варяги, печенеги и др.) совершил морской и сухопутный поход против Византии. Греки испугались и запросили мира еще до того, как войска Игоря достигли пределов Византийской империи. Византийские послы встретили Игоря близ Дунайского устья и предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег с Греции; обещали и больше, если Князь согласится на мир; также одаривали корыстолюбивых печенегов. Игорь остановился и, созвав дружину свою, объявил ей желание Греков. "Когда Царь без войны дает нам серебро и золото, то чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? мы ли? они ли? и с морем кто советен? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть". Игорь принял их совет, взял дары у Греков на всех воинов своих, велел наемным Печенегам воевать Болгарскую землю и возвратился в Киев.

 В следующем году, мир с  греками был подтвержден письменным договором, написанный в двух экземплярах. Одна хартия должна находиться у Царей Греческих; другая, должна быть доставлена Великому Князю Русскому Игорю. Когда византийские послы прибыли в Киев, Игорь в их присутствии на священном холме, где стоял Перун, торжественно обязался хранить дружбу с Империею; воины его также в знак клятвы, положили к ногам идола оружие, щиты и золото. Прежде чем отпустить послов к Императору, Игорь одарил их мехами драгоценными, воском и пленниками.

 

 

Смерть Игоря.

 

В последние годы своей жизни, Игорь больше ценил спокойный отдых и домашний уюта сбор дани поручал доверенным лицам.  И вот в 945 году дружинники Игоря потребовали от князя пойти за данью на древлян: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждою, а мы наги. Пойдем князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». Игорю пришлось согласиться.  Он отправляется к древлянам и силос взял с них двойную дань. Алчному князю этого добра показалось мало, и он вернулся обратно с небольшой дружиной, что бы потребовать еще больше. Под городом Искоростенем древлянское войско под предводительством местного князя Мала перебило всю «малую дружину» Игоря. Участь самого князя была страшной: его привязали  к верхушкам двух деревьев, пригнутых к земле, и, отпустив деревья, разорвали надвое.

Как сообщает повесть временных лет: «И погребен был Игорь, и могила его у Искоростеня в Деревенской земле и до сего времени».

Супруга Игоря l Ольга, правившая в малолетстве их сына Святослава (примерно 3 года), жестоко отомстила древлянам за смерть мужа: истребила древлянских послов, разорила древлянскую землю и сожгла столицу г. Искоростень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иокимовская летопись.

 

 ИЛ сообщает нам дополнительные сведения о Игоре.

 

Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна, получившая в приданое город Инжора.  Когда Игорь возмужал, князь Олег привел ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Ее звали  Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были еще жены, но Ольгу чтил более других.

У Игоря, кроме Святослава был еще сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения.

 

В остальном она во всем сходится с «Повестью временных лет».

 

Вывод. 
Используемые источники:

 

  • Хрестоматия по истории Древнерусского государства: учебное пособие / Автор-составитель В.С. Елагин. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.-264 с.
  • http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post181080599/
  • http://www.portal-slovo.ru
  • Н.М. Карамзин  "История государства Российского" I том.- 1818.

 

 

 

1 Некоторые источники полагают, что Олег приходится дядей Игоря. Эту путаницу в летописях можно объяснить тем, что позднее летописные тексты были отредактированы летописцами, которые старались представить именно Игоря основателем киевской династии. Следовательно, им пришлось убирать повествования о каких-либо событиях, которые могли бы опровергнуть права Игоря на киевское княжение. Поэтому новгородские летописцы называют Олега Вещего воеводой, тем самым лишая его княжеского достоинства.

2 «Греческий огонь» представляет собой смесь нефти, серы и смолы, которую византийцы поджигали и метали в противника с помощью специальных медных труб, установленных в носовой части судов. Погасить такой огонь не возможно: он горит даже в воде.

 

 


Информация о работе Историко-психологический потрет князя Игоря Рюриковича