Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:39, реферат
Цель исследования рассмотреть трудности постигшие руководство страны в осуществлении экономических реформ, аграрной политики. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи исследования:
• Выяснить причины неудачи проведения экономической реформа;
• Рассмотреть конституцию СССР 1977 года;
• Изучить политическую систему СССР;
• Определить причина распада Советского Союза.
Введение …………………………………………………………………
Глава 1. Трудности советской экономики, планы их продолжения .
Глава 2. Политическая система в 70-е годы начало 80х ……………
Глава 3. Конституция СССР в 1977 ………………………………….
Глава 4. Противоречия в аграрном производстве …………………...
Заключение ………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………
1
История 70-80 гг. в Советском союзе.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… |
||
Глава 1. |
Трудности советской экономики, планы их продолжения . |
|
Глава 2. |
Политическая система в 70-е годы начало 80х …………… |
|
Глава 3. |
Конституция СССР в 1977 …………………………………. |
|
Глава 4. |
Противоречия в аграрном производстве …………………... |
|
Заключение ……………………………………………………………… |
||
Список использованной литературы ………………………………… |
Введение
Темой реферата является «История 70-80 гг. в Советском союзе». Данная тетя представляет собой особую актуальность, так как она рассматривает историю падения огромной страны. И для предотвращения допущенных ошибок наше поколение обязано досконально изучить историю Советского Союза, особенно в период 70-80 гг.
Период середины 60-х - середины 80-х гг. под руководством Брежнева Л.И. определяют понятием «застоя» или «временем упущенных возможностей». Этот период начался достаточно смелыми реформами в области экономики, но закончился ростом негативных тенденций во всех областях общественной жизни, экономическим застоем и кризисом общественно-политической системы.
Проблему исследования истории СССР периода 70-80 гг. рассматривают различные источники. К примеру, российский политолог, публицист Механик А.Г., который считает период с 1917 по 1991 гг. великой революцией, и все существование Советского государства лишь переходным периодом к новой российской государственности. Головин Н.Н. считает, что именно развал военно-промышленного комплекса привел к развалу страны. Исследованием затронутой проблемы занимались также политики: Баталов Э., Зубов А., Камоза Т., Цедербаум-Левицкий В. и другие.
Источниками информации, при разработке исследованиями также послужили различные учебники, авторские книги, периодические издания, интернет-сайты и т.д.
Объектом исследования политическая СССР в целом.
Предметом исследования является экономика и аграрная политика советского Союза.
Цель исследования рассмотреть трудности постигшие руководство страны в осуществлении экономических реформ, аграрной политики. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи исследования:
Методологию изучения проблемы составили следующие теоретические исследования: исторический метод, теоретический анализ и синтез, конкретизация и идеализация, метод аналогии и т.д.
Структура исследования выглядит следующим образом :введение. Главы 1-4. Заключение и список использованной литературы. В первой главе речь идет о трудностях советской экономики, рассматриваются планы тогдашнего правительства на развитие страны. Вторая глава рассматривает политическую систему, которая существовала в Советском Союзе в период 70-х – 80-х годов. В третьей главе производится анализ Конституции СССР, которая была создана в 1977 года. И четвертая, последняя глава изучает противоречия в аграрном производстве, которые присутствовали в политической направленности страны.
Глава 1. Трудности советской экономики, планы их продолжения
Курс продолжения экономических реформ 70-х. гг. сохранялся только официально, де-факто же начала проявляться некая противоречивость в принятии решений. Говоря о целях развития хозрасчета и самостоятельности, предприятия получали детальные задания, все их доходы и расходы контролировались. Организационная структура производств становилась более сложной, за счет образования Всесоюзных производственных объединений (ВПО), которые подчинялись министерствам, и были полезными только вышестоящим органам (уменьшалось количество контролируемых объектов). Эффективность многих предприятий перестала развиваться, а у некоторых упала.
Отклонение от курса полного хозрасчета привело к тому, что предприятия перестали нести экономическую ответственность за результаты работы, а это негативно повлияло на кредитную сферу. И как итог, опережающий рост кредитных вложений относительно с роста валового продукта и бюджетных доходов в девятой и десятой пятилетках. Запасы товаров и сырья на предприятиях накапливались быстрее масштабов производимой продукции, сказываясь на снижении эффективности производств. Накопления запасов финансировались кредитами при снижении части собственных оборотных средств.
Отклонение от настоящего хозрасчета значительно отразился на развитии незавершенных объектов строительства. В период 1965—1980 гг. количество таких незавершенных объектов выросло практически в 5 раз. В оборот попало более чем достаточно, платежных средств, которые не имели материальное обеспечение.
Отказ принимать радикальные преобразования, неизбежно вело к экономическому кризису, который к 70-х гг стал явным. Экономику спас мировой энергетический кризис, когда в 20 раз поднялись мировые цены на нефть, когда нефтяные и газовые богатства Сибири помогли подкрепить экономику на несколько лет.
Основные доходы давал экспорт Сибирского топлива. Нефтедоллары предназначались для закупок зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. Наблюдалось снижение эффективности народного хозяйства, производительности труда и фондоотдачи, рост инфляции и, как следствие - всеобщий дефицит.
Стабильное снижение потребления народом продуктов питания, одежды, обуви – снижение уровня жизни. Во время повального дефицита в 1977 г. начала вводится система талонного распределения некоторых видов продуктов питания и внутренняя распродажа товаров на предприятиях.
Все реформы, которые проводились
в то время, были лишь пропагандистско-
В 70-е гг. повышения производительности труда не наблюдался вообще, а к началу 80-х гг. она и вовсе снизилась (на 8%). В тогдашних условиях экономики предприятиям было не выгодно повышать производительность труда, потому, что оно приводило к повышению плановых заданий.
Негативные долгосрочные планы стали очевидны: снизилась рождаемость, ухудшилась экология, появился дефицит ресурсов. Истощались богатые месторождения сырья, при этом освоение новых месторождений, тянуло за собой огромные капитальные вложения.
Глава 2. Политическая система в 70-е годы начала 80х
Политическая система Советского Союза в 70-х гг. сохраняла основные принципы власти предыдущего времени. Отрицался принцип разделения власти, монополия в политике, партийные структуры превратились в негосударственные.
Определение дальнейшего направления социально–экономического развития страны вначале 70–х гг. ориентировалось на два альтернативных варианта. В первом случае, это рационализация экономической реформы определенного механизма, способного заинтересовывать предприятия в увеличении производительности труда относительно зарплаты, в более полном учете общественных потребностей и в развитии научно–технической отрасли. Таким образом, политика страны направлялась бы к смешанной экономике. А во втором случае - усиление административных методов управления народным хозяйством. В 70–е гг. такой процесс прогрессировал: рост производительности труда и другие показатели стали планироваться центром. При появлении дефицита продукции, его обязательно вносили в план, установленный предприятию сверху.
Характерным в 70–х гг. стало централизованное и бюрократичное управление экономикой. К началу 80-х гг. насчитывалось 100 союзных и 800 республиканских министерств.
Вначале 70–х гг. передовиком экономики Советского Союза была промышленность (49%). Но, и здесь назревала потеря работников, привычным стал резонанс сова и дела. Призывы к трудовым свершениям, различным трудовым вахтам, эстафетам и т.д. теряли былую новизну и значимость.
Негативные движения среди граждан в первую очередь связаны с работой самой КПСС, она согласно Статье 6. Конституции СССР 1977 г. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу»1.
Рост управленческой роли КПСС, стал закономерностью, это был универсальный способ решения всех социальных, экономических и политических проблем страны. Такой политический монополизм привел к повышению партийного контроля во всех сферах общественной жизни.
После смерти Брежнева Л.И. (1982 г.) была попытка пробуждения обновленческих реформационных намерений «низов» и «верхов». Она связана с приходом Андропова Ю.В. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС (1982 г. –1984 г.). В своих выступлениях, официальных документах он начал давать реальные оценки тогдашнего времени, триумфальные доклады уступили место критике и тревоге за будущее страны и народа, конкретизировались характеристики текущего периода. Однако программа Андропова Ю.В. не успела воплотиться в жизнь. Фактически же все сошло к замене самых отрицательных фигур, кадровом сокращении и закреплению исполнительской дисциплины, результат был только временный.
После кончины Андропова Ю.В. проблема лидерства вернулась. Генеральным секретарем ЦК КПСС избрано Черненко К.У., что вызвало шок, он был типичным представителем партийно–государственной номенклатуры. Черненко К.У. не смог успешно руководить страной. Однако бюрократы, выдвинувшие Черненко К.У., в очередной раз проявили самоуверенность и пренебрежение мнением общественности. Это означало возвращение к модификации брежневской партократической системы.
Следствием такой экономической политики стала гигантомания, игнорирование научно–технических достижений, стремительный рост диспропорции в народном хозяйстве, деградация социального прогресса страны. Этот период стал «временем упущенных возможностей», так как мировая технологическая революция, обошла Советский Союз стороной.
Хозяйственная система застыла, перестав стимулировать научно–технический прогресс и социальную ориентацию экономики. Следовала изменить не сам характер управления, но и отношение кардинально, и стремительно растущая потребность в демократизации общества дала об этом понять. Итогом бюрократизации политической власти стало то, что субъектами общественного самоуправления не стал ни рабочий класс, ни колхозное крестьянство, ни интеллигенция.
Глава 3. Конституция СССР в 1977 г.
Конституция Союза Советских
Статья 1 Конституции СССР говорит: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».2
В Конституции закреплялась руководящая роль Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС), которая в то время была стержнем политической системы, государственных и общественных организаций. «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР»3 рсказано во второй статье Конституции СССР. Конституцией устанавливались система и принципы деятельности вышеупомянутых Советов, а также порядок их избрания.
Конституция провозглашала Советский Союз, единое союзное государство, образованное как федерация вследствие свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, и все республики имели право свободного выхода из СССР. Республики имели право проводить государственное управление на своих территориях, исходя из компетенций Союза, закрепленных в Конституции.
Фундаментом экономической системы Советского Союза стала социалистическая собственность на средства государственных (общенародных) и колхозно-кооперативных производств. Так же в Конституции оговаривалась личная собственность граждан, где могли быть предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Граждан могли пользоваться участками земли, предоставленными для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, и под строительства личного жилья.
Высший орган государственной власти - Верховный Совет СССР, который состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высший исполнительный и распорядительный орган – Совет министров СССР, высший судебный орган – Верховный суд СССР. Также Конституция регулировала структуру органов власти в союзных и автономных республиках, имело место существования автономных округов и областей.
Судебная система в СССР, основывалась на принципах выборности судей, дела рассматривались коллегиально и при участии народных заседателей. Также были установлены законодательные основы формирования органов прокуратуры Советского Союза.