Оглавление
Восточные славяне в VI-VIII вв. 2
Первые свидетельства о славянах 2
Территория восточных
славян5
Занятия восточных славян 6
Общественный строй восточных
славян, роль общины и городов 7
Складывание условий для появления государственности
у восточных славян10
Культура восточных славян в VI-VIII вв.12
Сферы культуры восточных славян
до появления Древнерусского государства12
Язычество восточных славян13
Список используемой литературы.18
Восточные славяне
в VI-VIII вв.
Первые
свидетельства о славянах
Славяне, как считает
большинство историков, обособились из
индоевропейской общности в середине
II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних
славян (праславян), по археологическим
данным, была территория к востоку от германцев
- от р. Одер на западе до Карпатских гор
на востоке. Ряд исследователей считает,
что праславянский язык начал складываться
позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
В эпоху Великого переселения народов
(III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой
цивилизации, славяне освоили территорию
Центральной, Восточной и Юго-Восточной
Европы. Они жили в лесной и лесостепной
зоне, где в результате распространения
орудий труда из железа стало возможно
вести оседлое земледельческое хозяйство.
Заселив Балканы, славяне сыграли значительную
роль в разрушении дунайской границы Византии.
Первые сведения
о политической истории славян относятся
к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские
племена готов пробились в Северное Причерноморье.
Готский вождь Германарих был разбит славянами.
Его преемник Винитар обманом заманил
к себе 70 славянских старейшин во главе
с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь
столетий неизвестный нам автор "Слова
о полку Игореве" упомянул "время
Бусово".
Особое место
в жизни славянского мира занимали отношения
с кочевыми народами степи. По-этому степному
океану, протянувшемуся от Причерноморья
до Центральной Азии, волна за волной кочевые
племена вторгались в Восточную Европу.
В конце IV в. готский племенной союз был
разбит тюркоязычными племенами гуннов,
пришедшими из Центральной Азии. В 375 г.
орды гуннов заняли своими кочевьями территорию
между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись
дальше в Европу до границ Франции. В своем
продвижении на запад гунны увлекли часть
славян. После смерти предводителя гуннов
Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась,
и они были отброшены на восток.
В VI в. тюркоязычные
авары (русская летопись называла их обрами)
создали в южнорусских степях свое государство,
объединив кочевавшие там племена. Аварский
каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом
гордые" и телом великие авары-обры
исчезли бесследно. "Погибоша аки обре"
- эти слова с легкой руки русского летописца
стали афоризмом.
Крупнейшими
политическими образованиями VII-VIII вв.
в южнорусских степях были Болгарское
царство и Хазарский каганат, а в районе
Алтая - Тюркский каганат. Государства
кочевников были непрочными конгломератами
степняков, промышлявших военной добычей.
В результате распада Болгарского царства
часть болгар под предводительством хана
Аспаруха откочевала на Дунай, где была
ассимилирована жившими там южными славянами,
взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е.
болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом
Батбаем пришла на среднее течение Волги,
где возникла новая держава - Волжская
Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим
с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья,
степи Северного Кавказа, Причерноморья
и частично Крым, был Хазарский каганат,
который взимал дань с приднепровских
славян вплоть до конца IX в.
Восточные
славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно
совершали военные походы против крупнейшего
государства того времени - Византии. От
этого времени до нас дошел ряд сочинений
византийских авторов, содержащих своеобразные
военные наставления по борьбе со славянами.
Так, например, византиец Прокопий из Кесарии
в книге "Война с готами" писал:
"Эти
племена, славяне и анты, не управляются
одним человеком, но издревле
живут в народоправстве (демократии),
и поэтому у них счастье
и несчастье в жизни считается
делом общим... Они считают, что
только Бог, творец молний, является владыкой
над всеми, и ему приносят в жертву быков
и совершают другие священные обряды...
У тех и других один и тот же язык... И некогда
даже имя у славян и антов было одно и то
же".
Византийские авторы сравнивали
образ жизни славян с жизнью своей страны,
подчеркивая отсталость славян. Походы
на Византию могли предприниматься только
крупными племенными союзами славян. Эти
походы способствовали обогащению племенной
верхушки славян, что ускоряло распад
первобытнообщинного строя.
На образование
крупных племенных объединений славян
указывает содержащееся в русской летописи
предание, повествующее о княжении Кия
с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью
в Среднем Поднепровье. По имени старшего
брата Кия якобы был назван основанный
братьями город. Летописец отмечал, что
такие же княжения были и у других племен.
Историки считают, что эти события произошли
в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает,
что один из Полянских князей Кий вместе
со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой
Лыбедью основали город и нарекли его
Киевом в честь старшего брата. Затем Кий
"ходил к Царю-городу", тге. в Константинополь,
был там принят императором с большой
честью, а возвращаясь обратно, осел со
своей дружиной на Дунае, основал там "градок",
но впоследствии вступил в борьбу с местными
жителями и вновь вернулся на днепровские
берега, где и скончался. Эта легенда находит
известное подтверждение в данных археологии,
которые говорят о том, что в конце V - VI
в. на Киевских горах уже существовало
укрепленное поселение городского типа,
бывшее центром Полянского союза племен.1
Территория
восточных славян
В эпоху великого
переселения народов славян на Дунае стали
теснить другие народы. Славяне стали
дробиться. Часть славян осталась в Европе.
Позже они получат название южных славян
(позже от них произойдут болгары, сербы,
хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).
Другая часть славян переселилась севернее
- западные славяне (чехи, поляки, словаки).
Западные и южные славяне были покорены
другими народами. А третья часть славян,
как считают учёные, не захотела никому
покоряться и двинулась на северо-восток,
на Восточноевропейскую равнину. Позже
они получат название восточных славян
(русские, украинцы, белорусы).
Восточные славяне
занимали территорию от Карпатских гор
на западе до Средней Оки и верховьев Дона
на востоке, от Невы и Ладожского озера
на севере до Среднего Поднепровья на
юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую
равнину, вступали в контакт с немногочисленными
финно-угорскими и балтийскими племенами.
Происходил процесс ассимиляции (смешивания)
народов. В VI-IX вв. славяне объединялись
в общности, имевшие уже не только родовой,
но и территориально-политический характер.
Племенные союзы - этап на пути складывания
государственности восточных славян.
В летописном
рассказе о расселении славянских племен
названо полтора десятка объединений
восточных славян. Термин "племена"
в отношении этих объединений был предложен
историками. Вернее было бы назвать эти
объединения племенными союзами. Эти союзы
включали в себя 120-150 отдельных племен,
имена которых были уже утрачены. Каждое
отдельное племя, в свою очередь, состояло
из большого количества родов и занимало
значительную территорию (40-60 км в поперечнике).
Рассказ летописи
о расселении славян был блестяще подтвержден
археологическими раскопками в XIX в. Археологи
отметили совпадение данных раскопок
(обряды погребения, женские украшения
- височные кольца и т.п.), характерных для
каждого племенного союза, с летописным
указанием на место его расселения. Поляне
жили в лесостепи по среднему течению
Днепра. К северу от них между устьями
рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов).
К западу от полян на правобережье Днепра
"седеша в лесах" древляне. К северу
от древлян между реками Припятью и Западной
Двиной расселились дреговичи (от слова
"дрягва" - болото), которые по Западной
Двине соседствовали с полочанами (от
реки Полота - притока Западной Двины).
К югу от реки Буг располагались бужане
и волыняне, как считают некоторые историки,
- потомки дулебов. Междуречье Прута и
Днепра населяли уличи. Между Днепром
и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока
и Москва располагались вятичи; на запад
от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам
- радимичи. Северную часть западных склонов
Карпат занимали белые хорваты. Вокруг
озера Ильмень жили ильменские словене.
Летописцы отмечали
неравномерность развития отдельных племенных
объединений восточного славянства. В
центре их повествования - земля полян.
Земля полян, как указывали летописцы,
носила также название "русь". Историки
полагают, что так звали одно из племен,
жившее по реке Рось и давшее имя племенному
союзу, историю которого наследовали поляне.2
Занятия
восточных славян
Основным занятием
восточных славян было земледелие. Это
подтверждается археологическими раскопками,
обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница,
ячмень, просо) и огородных культур (репа,
капуста, свекла, морковь, редька, чеснок
и др.). Человек в те времена отождествлял
жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название
зерновых культур "жито", сохранившееся
до наших дней. О земледельческих традициях
этого региона говорит заимствование
славянами римской хлебной нормы квадрантала
(26,26 л), называвшегося на Руси четвериком
и просуществовавшего в нашей системе
мер и весов до 1924г.
С природно-климатическими
условиями тесно связаны основные системы
земледелия восточных славян. На севере,
в районе таежных лесов (остатком которых
является Беловежская пуща), господствующей
системой земледелия была подсечно-огневая.
В первый год деревья подрубали. На второй
год высохшие деревья сжигали и, используя
золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три
года участок давал высокий для того времени
урожай, потом земля истощалась и приходилось
переходить на новый участок. Основными
орудиями труда были топор, мотыга, соха,
бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли
почву. Серпами собирали урожай. Молотили
цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками
и ручными жерновами. В южных районах ведущей
системой земледелия был перелог. Там
плодородных земель было много и участки
земли засевали в течение двух-трех и более
лет. С истощением почвы переходили (перекладывались)
на новые участки. В качестве основных
орудий труда здесь использовали соху,
рало, деревянный плуг с железным лемехом,
т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной
вспашки.
С земледельческим
занятием было тесно связано скотоводство.
Славяне разводили свиней, коров, мелкий
рогатый скот. В качестве рабочего скота
использовали на юге волов, в лесной полосе
лошадей. Из других занятий славян следует
назвать рыболовство, охоту, бортничество
(сбор меда диких пчел), имевшие большой
удельный вес в северных регионах. Выращивались
и технические культуры (лен, конопля).
Общественный
строй восточных славян, роль общины и
городов
Низкий уровень
производительных сил при ведении хозяйства
требовал огромных затрат труда. Трудоемкие
работы, которые надо было осуществлять
в строго определенные сроки, мог выполнить
только большой коллектив; в его задачу
входило также следить за правильным распределением
и использованием земли. Поэтому большую
роль в жизни древнерусской деревни приобретала
община мир, вервь (от слова "веревка",
которой измеряли землю при разделах).
К моменту образования
государства у восточных славян на смену
родовой общине пришла территориальная,
или соседская, община. Общинников объединяло
теперь прежде всего не родство, а общность
территории и хозяйственной жизни. Каждая
такая община владела определенной территорией,
на которой жили несколько семей. Все владения
общины делились на общественные и личные.
Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь
составляли личную собственность каждого
общинника. В общем пользовании находились
пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые
угодья. Пахотная земля и покосы подлежали
разделу между семьями.
В результате
передачи князьями права на владение землей
феодалам часть общин попала под их власть.
(Феод — наследственное владение, пожалованное
князем-сеньором своему вассалу, обязанному
за это нести придворную, военную службу.
Феодал владелец феода, земельный собственник,
эксплуатировавший зависимых от него
крестьян.) Другим путем подчинения соседских
общин феодалам был захват их дружинниками
и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников
превращалась старая родо-племенная знать,
подчинявшая себе общинников. Общины,
не попавшие под власть феодалов, обязаны
были платить подати государству, которое
по отношению к этим общинам выступало
и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские
хозяйства и хозяйства феодалов имели
натуральный характер. И те, и другие стремились
обеспечить себя за счет внутренних ресурсов
и еще не работали на рынок. Однако полностью
без рынка феодальное хозяйство прожить
не могло. С появлением излишков стало
возможным обменивать продукты земледелия
на ремесленные товары; начали складываться
города как центры ремесла, торговли и
обмена и одновременно как опорные пункты
власти феодалов и обороны от внешних
врагов. Город, как правило, строился на
холме, на месте слияния двух рек, так как
это обеспечивало надежную оборону от
нападения врагов. Центральная часть города,
защищенная валом, вокруг которой возводилась
крепостная стена, носила название кремля,
крома или детинца. Там находились дворцы
князей, дворы крупнейших феодалов, храмы,
позднее и монастыри. С двух сторон кремль
защищала естественная водная преграда.
Со стороны основания кремлевского треугольника
выкапывали ров, наполняемый водой. За
рвом под защитой крепостных стен располагался
торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников.
Ремесленная часть города называлась
посад.
В большинстве
случаев города строились на торговых
путях, таких как путь "из варяг в греки"
или Волжский торговый путь, связывавший
Русь со странами Востока. Связь с Западной
Европой поддерживалась также по сухопутным
дорогам.
Точные даты основания
древних городов неизвестны, но многие
из них существовали ко времени первого
упоминания в летописи. Например, Киев
(легендарное летописное свидетельство
о его основании восходит к концу V-VI вв.),
Новгород, Чернигов, Переяславль Южный,
Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам
историков, в IX в. на Руси было не менее
24 крупных городов, имевших крепостные
укрепления.