Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:07, реферат
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению истории древнего Новгорода нужно оговорить те источники, которые дают нам сведения о прошлом новгородской земли. Основную часть сведений историки черпают из летописей. Летописи - историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно, или, как говорили в Древней Руси "по летам". Летописание возникло на Руси вскоре после принятия христианства (ХI-м столетии).
ИСТОКИ НАШИХ ЗНАНИЙ О ДРЕВНЕМ НОВГОРОДЕ
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению истории древнего Новгорода нужно оговорить те источники, которые дают нам сведения о прошлом новгородской земли. Основную часть сведений историки черпают из летописей. Летописи - историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно, или, как говорили в Древней Руси "по летам". Летописание возникло на Руси вскоре после принятия христианства (ХI-м столетии). Первым центром летописания был, по - видимому Киев (Киево - Печорская лавра). Чуть позднее начали составлять летописи в Новгороде. Интересно заметить, что сведения о Новгороде можно найти в любой летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (ХI-ХIII вв.) дошли до нас в списках ХIV-XV вв. Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый Синоидальный список Новгородской Первой летописи. К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи, систематически доводятся до 1333 года, и, к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся упоминания о событиях, произошедших в Новгороде до 1015 года. Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая, Пятая Новгородские летописи, летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись. Не прекращалась работа над летописями и в XVII веке. В этот период были созданы новые большие своды (Третья Новгородская, так называемые Погодинская и Забелинская летописи). Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй, ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно. Бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей. Как правило, летописи создавались людьми из духовенства: монахами, епископами, монахами и. т.д. Многие люди представляют себе летописца, как беспристрастного монаха, который "Добру и злу внимая равнодушно" записывал все события вокруг себя. А между тем история давно доказала, что летописи писали тоже люди со своими интересами, пристрастиями и субъективной точкой зрения. Поэтому и в списках с летописей находили своё место сильные искажения. Отсюда следует, что летопись не тот документ, которому можно доверять на 100 %. Поэтому историки стараются собрать как можно больше сведений о том или ином событии и, опираясь на них, построить как можно более точную, объективную картину произошедшего. Тут часто на помощь им приходят более правдивые источники информации - древние акты. По разным древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же мы можем узнать о порядке наследования, денежных, дарственных и обменных операциях. А государственные акты дают нам представление о политике новгородских правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной XIII века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол. Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после окончания войны. Сохранились также несколько десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов. Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный, процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который служил для судопроизводства. Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных угодий и проч. В последние десятилетия на первый план выходят источники археологические. Вот уже полвека с лишним ведутся широкие археологические работы над культурным слоем Новгорода, который представляет из себя явление уникальное. В некоторых местах он достигает глубины 7-8 метров. Учитывая, что каждый год этот слой поднимался примерно на 1 сантиметр, можно сделать выводы о возрасте сохранившихся построек и предметов. Многолетние раскопки открыли неизвестный ранее исследователям мир средневековых вещественных памятников. Глазам археологов предстали целые кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних предметов орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие, ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика, всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы пользовались в быту. Интересно заметить, что на тысячу найденных единиц кожаной обуви пришлись всего лишь одни лапти. Этот факт ломает все наши представления о лаптях, как о традиционной русской обуви. Но самая главная находка, ставшая сенсацией в археологии состоялась 26 июля 1951 года. Первая берестяная грамота! Она и более семисот берестяных свитков, извлеченных из земли за последние несколько десятилетий, значительно обогатили наши знания о жизни древних новгородцев. В отличие от дорогого пергамента, который использовался для летописей и ценных документов, береста могла быть доступна каждому новгородцу в любой момент. Многообразие берестяных посланий написанных крестьянами, ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца. Итак, я перечислил все источники наших знаний о древнем Новгороде. Теперь пора перейти к непосредственному рассмотрению истории этого замечательного города.
НАЧАЛО НОВГОРОДСКОЙ ИСТОРИИ
Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х-ХI века), а записывали те устные легенды и сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий IХ-Х века, которую даёт нам летопись. Новгород значит "новый город". По отношению, к какому же старому он получил своё название. Город в древней Руси - укреплённое поселение, окруженное стенами. Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы ХI веком, когда Новгород был уже довольно крупным городом. Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного кремля). Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. Этот факт навёл историков на мысль поискать "старый город " на территории собственно Новгорода. Серьёзные исследования принесли довольно устойчивую версию. На территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения окружённые стенами. Позднее они объединились, и их жители построили общую крепость, получившую название Новгород по отношению к трём старым городам. Но тогда на территории этих разных городов до объединения должны были быть найдены изделия, как-то различающиеся друг от друга. Однако пока разницы между тем, что и как делали жители одного посёлка и других двух не обнаружено. Недавно санкт-петербургский археолог Е. Н. Носов развил уже высказывавшуюся точку зрения, что историческим предшественником Новгорода было Городище - холм, находящийся немного выше Новгорода, неподалёку от истоков Волхова. Городище, судя по летописям, было укреплённым городом, резиденцией Новгородских князей, их наместников. Местные краеведы высказывали даже смелое предположение, что в городище жил знаменитый князь Рюрик. Многолетние раскопки показали, что поселение было укреплённым. Кроме того, этот город стоял на балтийско-вожском пути и являлся крупным военно-административным и торгово-ремесленным пунктом. Таким образом, это хорошо укреплённое поселение вполне могло бы быть предшественником Новгорода. Поэтому мы не можем быть уверенными насчёт происхождения Новгорода, однако более точную версию могут дать будущие раскопки. В первые века своего существования Новгород очень небольшим, по современным меркам, и сплошь деревянным городом. Новгород расположился на холмистой местности, по обеим сторонам реки, что было уникальным случаем для своего времени (практически все города средневековья стояли на высоком холме на одном из берегов реки). Первые жители строили свои дома по берегам, но не у самой воды, а подалее, из-за частых наводнений. Улицы шли перпендикулярно Волхову. Позднее они были соединены так называемыми "пробойными" улицами, шедшими параллельно реке. На левом берегу реки высились стены первого новгородского детинца, который был намного меньше современного новгородского кремля и занимал его северо-западную часть. На противоположном берегу был княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка. Летописные сведения о Новгороде Х-ХI веков очень скупы, но они представляют большую ценность. В летописи под 882 годом говорится о походе князя Олега из Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два крупных восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда началась история великого Древнерусского государства. В летописи под 912 годом содержится сведение о том, что Новгород платил скандинавам (Варягам) 300 гривен в год "мира деля " то есть во имя поддержания мира с этим небезопасным народом. В 947 году княгиня Ольга установила порядок сбора дани с новгородской земли. Кроме того сведения о раннем Новгороде можно найти не только в русских летописях, но и в Византийских. Так Византийский император Константин VII в десятом веке писал о руссах, приплывающих из Новгорода в Константинополь на своих ладьях. Также Новгород фигурирует под названием Холмоград в скандинавских сагах. Самые ранние саги о Новгороде появились со времён княжения в нём Владимира Святославича. Согласно Русским летописям он стал княжить в 910 году. Тогда знаменитый князь Святослав Игоревич, отправляясь в поход, посадил своих сыновей Ярополка и Олега князьями в крупных землях своего государства. Летописец рассказывал, что к нему пришли новгородцы, заявив, что если Святослав не подыщет им князя, то они его сами найдут. Великий князь им ответил "Да кто ж к вам пойдёт? ", и действительно оба старших сына Святослава отказались. Небольшой северный город, по-видимому, не представлял для них интереса. Тогда новгородцы попросили у Святослава младшего сына, Владимира. Владимир согласился и вместе со своим дядей по матери Добрыней отправился в Новгород. После гибели Святослава между его сыновьями разгорелась острейшая борьба за власть. Великим князем стал Ярополк, разгромивший в 977 году войска Олега. Владимир, опасаясь, что его постигнет участь быть убитым братом, бежал из Новгорода в Скандинавию. Ярополк посадил в Новгород своих посадников. В 980 году Владимир вернулся в город с наёмной варяжской дружиной, изгнал ярополкских посадников, а сам с войсками пошел в Киев и осадил там дружину Ярополка. Ярополк был изменнически убит и Владимир стал великим Киевским князем. В 989 году, вслед за Киевом, произошло крещение Новгорода. Христианская религия с её единобожием усилила власть Киевской Руси. Церковная организация, построенная по иерархическому принципу, стала мощным инструментом русской государственности. В этот же год в Новгород был прислан византийский священник Иоаким Корсунянин. Однако христианство прижилось не сразу. Многие люди не хотели расставаться с верой отцов и дедов, часто возникали стачки, заканчивающиеся кровью. Археологический материал доказывает, что многие обряды язычества сохранились до XI-XIII веков. Такой языческий праздник как Масленица сохранился до сих пор, однако теперь ему придана более христианская окраска. Владимир, став киевским князем, прислал в Новгород своего сына Вышеслава, а после его смерти Ярослава. Именно с именем Ярослава была связана первая попытка отделить Новгород от Киевской зависимости. Так под 1014 годом в летописи сообщается об отказе Ярослава платить дань Киеву. Узнав, что сын не собирается платить дань, Владимир стал собирать дружину, но в разгар подготовки неожиданно скончался. Престол занял Святополк, который убил трёх своих братьев: Бориса и Глеба, причисленных впоследствии к лику святых, а также Святослава Древлянского. Ярослав оказался в трудном положении. Он сам был не прочь захватить власть в Киеве, но дружина его была мала, а варяги, нанятые ранее для обороны от Владимира, были перебиты в результате инцидента. И тогда Ярослав (Не зря, видимо, названный в летописи Мудрый) обратился к новгородцам с речью о том, как неплохо было бы захватить Киев и вернуть себе всё, что Киев долгое время отбирал у них в виде дани. Новгородцы согласились, и спустя некоторое время Ярослав в битве у Любеча наголову разбил Святополка, который бежал в Польшу. Однако в 1018 году Святополк вернулся на Русь с дружиной своего тестя Польского короля Болеслава и смог разбить Ярослава основательно (тот бежал с поля боя всего с четырьмя дружинниками). Ярослав хотел бежать в Новгород с последующим намерением двинуть в Скандинавию, но Новгородцы этого не допустили. Они порубили ладьи Ярослава, собрали деньги, создали новое войско и дали возможность князю продолжить борьбу. В то время Святополк, уверенный в том, что крепко сидит на престоле, поссорился с Польшей. Лишенный таким образом поддержки он потерпел поражение на реке Альте. После этого Ярослав отпустил новгородцев домой и дал им особые грамоты - "устав" и "правду", согласно которым новгородцы должны были жить. В последующие десятилетия Новгород также зависел от Киевских князей. Сначала Ярослав прислал своим наместником сына Илью, а затем Владимира. Владимир Ярославович в 1044 году построил новгородскую крепость, а в следующем году заложил вместо сгоревшего деревянного Софийского собора новый, каменный. С тех времён и поныне храм этот считается символом новгородской духовности. В 1021 и 1066 году полоцкие князья совершали набеги на Новгород, причём город удавалось взять и разграбить. В обоих случаях Ярославу с войском удавалось догнать половцев и отнять награбленное. Надо отметить, что это были единственные (вплоть до шведской агрессии XVII века) набеги, когда врагу удавалось взять город. В основном же Новгород сам осуществлял захват территорий и в период Х-ХII столетия являлся центром огромной территории, о которой я считаю нужным сказать отдельно.
НОВГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ
Территория древнего Новгорода простиралась от Северного Ледовитого океана до Торжка. Новгородцы собирали дань с племени чуди, жившего в юго-восточной Эстонии, куда в 1030 году совершил поход Ярослав Мудрый и основал там город Юрьев (современный Тарту). Совершались походы в Карелию, в земли соседских угро-финских племён. Сохранилась грамота новгородского князя Святослава Ольговича, написанная в 1137 году. В ней перечисляются погосты, доходы с которых должны были поступать новгородскому владыке. Эти погосты находились в Обонежье, а также на берегах Северной Двины и её притоков. Таким образом, ещё в 12 веке новгородцы собирали дань далеко на севере. Однако не только военные походы способствовали расширению территории Новгородской земли. Громадное значение имело мирное колонизационное движение русского крестьянства в северном направлении. В течение столетий русские земледельцы постоянно осваивали территории, чрезвычайно редко заселённые племенами угро-финского происхождения, которые, главным образом занимались охотой и рыболовством. Необъятная территория Новгородской земли имела основное ядро, которое на последнем этапе новгородской независимости делилось на пять частей, именованных пятинами. На север и северо-запад от Новгорода лежали земли Водской пятины, включавшие в себя и часть современной Карелии. По правому берегу Волхова далеко на север и северо-восток, к белому морю простиралась Обонежская пятина. К Юго-западу от Новгорода по реке Шелони, а также к Югу от неё и узкой полосой на север располагалась Шелонская пятина. К Юго-востоку от Новгорода была Деревская пятина. Бежецкая пятина - единственная, которая начиналась не у стен древнего Новгорода, а в стороне, к востоку от города, между землями Обонежской и Деревской пятин. Основная территория была земледельческой. Она разделялась на податные круга, называвшиеся погостами и управляясь посылаемыми из Новгорода должностными лицами. Помимо основной территории от Новгорода зависели многие отдалённые от него земли, связь с которыми была менее тесной и осуществлялась, в основном, с помощью сборщиков дани. Новгородские сборщики дани доходили до Оби, где жиди ханты и манси. Дань собиралась в западной Карелии и на Терском берегу (Южная часть Кольского полуострова). Уплачивалась она, как правило, мехами. Благодаря такому количеству уплачиваемой дани X-XIII веках Новгород был богатейшим городом. Именно с этих времён он стал называться Великим. Однако официально таковым он стал только в 14 веке. Именно большие земельные владения определили характер экономики, но об этом в следующем разделе.
ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА
Средневековое общество было аграрным.
Не представлял в этой области
исключения и Новгород. Подавляющее
большинство населения
РЕСПУБЛИКА
В древнем Новгороде, в отличие от всех других русских земель была другая форма государства - республика. До 12 столетия Новгород был практически не отличим от других русских земель. А в 13 веке уже налицо были республиканские порядки. Откуда возникла республика? Изучая этот вопрос, историки натолкнулись на две грамоты, одна датирована 1130 годом, вторая 1148 годом. Первая начинается весьма торжественно: " Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю, в своё княжение повелел есмь сыну своеу Всеволоду отдати Буице святому Георгию... ". Начало другой значительно скромнее: " Се яз князь великий Изяслав Мстиславич, по благословению епископа Нифонта, испрошав есми у Новгорода святому Пантелеймону землю село Витославиц... ". Сравнивая обе грамоты, видно, что в 1130 году Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели. В 1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные пожалования монастырю " у Новагорода ", то есть у веча. Остаётся только выяснить какие события, происшедшие между этими двумя датами, так круто повернули ситуацию. Таким переворотом учёные с уверенностью считают восстание 1136 года. Во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом изгнали из города. В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наёмного военноначальника. Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей. Они даже не имели права селиться в городе, и обязаны были жить на Городище. Таким образом, в Новгороде утвердился республиканский строй, который, практически в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия, вплоть до присоединения Новгорода к Москве. В 12 -13 веках на Руси одновременно правили несколько сильных князей. Новгородцы заключали союз, с каким либо из них и принимали к себе родственника то смоленского, то черниговского, то владимиро-суздальского князя. Недовольные тем или иным князем горожане изгоняли его, как нередко говорилось в летописи " Указывали ему путь ", что было осуществлением на деле " Вольности в князьях ". Смена князей на Новгородском престоле происходила довольно часто. За 2 столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз, иные продерживаясь всего несколько месяцев. Ослабление великокняжеской власти приводило к постепенному усилению роли посадников и расширению их функций. Они не только контролировали действия князей, но и становились главными магистратами республики, сосредоточившими в своих руках всю полноту исполнительной власти. Следует отметить, что в отдельные периоды власть князей усиливалась, и чаще всего это происходило во времена военной опасности. Так, например, в середине 13 века, когда с запада Новгороду угрожали немецкие рыцари - крестоносцы и шведы, а с юга татары. В годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя, сильной рукой и осмотрительной политикой охранявшим новгородскую землю. Когда Александр Невский покинул Новгород, чтобы занять великокняжеский престол, новгородцы признавали его власть, вернувшись к древней традиции признавать господином Новгорода великого князя, как было во времена Киевской Руси. Таким образом, до падения новгородской самостоятельности в 1478 году новгородским князем считался тот, кто получал от татарских ханов особый документ- ярлык на великое княжение. При этом новгородцы добились от князей признание своих вольностей: князья не вмешивались во внутренние дела республики, ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изредка приезжали в Новгород, оставляя там своих посадников.
ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО КРАЯ
Православная вера была идеологической и морально - нравственной основой жизни средневекового общества. Во главе Новгородской церкви стоял архиепископ, следует отметить, что другие русские епархии управлялись епископами. Ещё одна отличительная черта - выборность поста архиепископа. В 1156 году новгородцы впервые избрали своим духовным пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы владык. Интересно, что обряд избрания архиепископа проводился по двухступенчатой системе. Сначала на обычном месте вечевых собраний - Ярославом Дворе, новгородцы называли трёх кандидатов, чьи имена записывались на листках пергамента ("Жребии") и запечатывались посадником. Затем новгородцы переходили на противоположный берег Волхова и собирались у стен Софийского собора, где служилась литургия. " Жребии "во время службы находились на престоле собора, и после её окончания слепец или ребёнок наугад брал один из них. Имя, написанное в " Жребии " немедленно оглашалось собравшимся. В 14 веке стали считать, что более угоден богу тот, чей жребий остался на престоле, поэтому протопоп Софийского собора брал с престола сначала один " жребий ", а затем другой, и зачитывал имена. И только потом оглашали имя нового владыки, которого тут же с почётом возводили на сени Святой Софии. Чаще всего это были авторитетные лица из настоятелей монастырей или представителей приходского белого духовенства. Однако бывали случаи, когда избранный в архиепископы не имел даже сана священника. Так в 1359 году архиепископом был провозглашён Алексей - ключник собора Святой Софии. Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали кровопролитные столкновения, благославляя противников и, уговаривая стороны не проливать кровь своих сограждан. Благословение владыки было обязательным реквизитом всех договоров Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами. Мощь церкви подкреплялась огромными материальными благами, которые, в основном, состояли из земельных угодий, доходов от них, пожертвований частных лиц и других доходов. К ним, в частности, относились доходы от владычего суда, который разбирал преступления против морали и нравственности. Любое преступление против церкви искупалось только большим денежным штрафом, шедшим в пользу архиепископа. Кроме того, было обязательным скрепление разных поземельных актов печатью владычного наместника, за что, естественно, собиралась пошлина в три белки. Богатейшая казна новгородских владык, именовавшаяся софийской, не раз использовалась для общегосударственных нужд - строительство первых каменных стен Новгородского Кремля, укрепления Торговой стороны, возведение церквей, выплату контрибуций, выкуп взятых в плен новгородцев и. т.д. Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным делом, не случайно именно в Новгороде, впервые на Руси в середине 14 века появилось еретическое движение стригольников, просуществовавшее около ста лет. Стригольники, подобно последующему движению Боголюбцев, боролось за чистоту веры. Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры. Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда начали появляться специфические новгородские черты. Во второй половине 12 века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства выступают уже, как правило, не князья, а бояре. Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361) год, Спаса Преображения на Ильине (1374 год), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год). В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины 14 века, более поздние церкви отличались богатым убранством, а внутри расписывались фресками. Следует отметить, что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая покраска, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой. Пример тому - яркие, сочные цвета иконы " Никола ", написанной в 1294 году Алексом Петровым; иконы " Битва новгородцев с суздальцами " созданной в 15 веке неизвестным художником.