История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 02:51, контрольная работа

Описание работы

Древний Рим (лат. Roma antiqua) - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Принято делить историю римского общества и государства на три основных периода: Царский период (VIII-VI вв. до н.э.); Республиканский период (VI-I вв. до н.э.); Императорский период (I-V вв. н.э.). В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика.

Содержание работы

Введение 3
1. Форма правления, государственного устройства и политический
режим Римской республики 3
2. Система органов государственной власти и государственных
должностей 6
3. Причины перехода к монархии в 1 в. до н.э. 8
Заключение 9
Задача 10
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т  А

 

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран.

На тему: Государственный строй Римской республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Спирин Никита Игоревич

Студент  1 курса  2 семестр

 

 

 

 

г.Новый Уренгой, 2013

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение            3

1. Форма правления, государственного устройства и политический

режим Римской республики         3

2. Система органов  государственной власти и государственных 

должностей           6

3. Причины перехода  к монархии в 1 в. до н.э.      8

Заключение                    9

Задача                   10

Список используемой литературы                  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Древний Рим (лат. Roma antiqua) - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Принято делить историю римского общества и государства  на три основных периода: Царский период (VIII-VI вв. до н.э.); Республиканский период (VI-I вв. до н.э.); Императорский период (I-V вв. н.э.). В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика.

 

1. Форма правления, государственного устройства и политический режим Римской республики

Республика - историческая эпоха Древнего Рима, в которой  сочетались аристократические и  демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов.

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его правового, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства, получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился  республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление  на свободных и рабов. Единство свободных  граждан Рима (квиритов) некоторое  время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота – люмпен – пролетарии.

Правовое положение личности в  Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В  публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен.

Рабы были государственные и  частновладельческие. Первыми становилась  большая часть военнопленных.

По мере развития имущественной  дифференциации возрастает роль богатства  в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили  самые знатные патрицианские  и богатые плебейские роды. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев  средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности.

Военная организация Рима сыграла  очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной  силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженым путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Длительность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов — крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из - за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э. Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, - крупной политической фигурой.

Первые последствия сказались  скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле  армия впервые в римской истории  выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армии вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

 

2. Система органов государственной власти и государственных должностей

В период республики организация  власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний:

- куриатные собрания. Их задача – делегирование власти избранным другими собраниями магистратам. Они постепенно теряли свое значение.

- центуриатные комиции. Это был основной вид народовластия в Риме, поскольку охватывал большинство полноправного населения, а также обладал существенными полномочиями. Центуриатные комиции имели полномочия троякого рода. 1) в них проходили выборы важнейших магистратов, консулов, преторов, цензоров, - а также назначение диктатора. 2). В комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. 3). Комициям принадлежала судебная власть. Решение комиций отмене не подлежало.

- трибутные комиции. В них принимали участие все граждане - собственники. Им принадлежала, судебная власть по обжалованиям, выборы плебейских магистратур, законодательство. Центральным учреждением Рима был Сенат. Он возник при римских царях в качестве строго консультативного органа. Переход к республике усилил влияние Сената. Сенаторов назначали вначале цари, потом консулы. В Сенат могли входить только главы родов. В период республики Сенат стал главным правительственным органом. Сенату принадлежало общее финансовое управление; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну. Сенат обеспечивал соблюдение безопасности и добрых нравов в городе. Сенат вел дипломатические и международные отношения Рима. Заседания Сената могли проходить только под председательством консула, претора или диктатора.

Исполнительная власть в республике - в руках магистратов. Они были также представителями народа. Все магистраты избирались народными собраниями. Исполнение обязанностей было безотчетным. Они имели право задержать не подчиняющегося гражданина, предать его суду, наложить штраф, арестовать какую-либо вещь, принадлежащую гражданину. Во главе магистратур - консулы. Консулы руководили деятельностью Сената. Консулы руководили расходом казны. Они имели право издавать указы (эдикты) по вопросам управления и толкования права. Вторым по важности должностным институтом была претура. Изначально претор был младшим помощником консула и осуществлял те же функции. В дальнейшем в их руках - уголовную и гражданскую юрисдикцию. Им же принадлежала полицейская власть в городе. Для осуществления главных своих полномочий, претор мог издавать эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам – интердиктам. Особняком стояли цензоры. Их деятельность была специфической, но влияние было неимоверным. Главным делом цензоров было составление списков населения по классам. Решения цензоров не подлежали обжалованию и суду. Цензоры участвовали в финансовом управлении. Завершали когорту – квесторы. В их руках - заведование государственной казной, ведение расходных и приходных книг, прием и выдача денег. Также они были и хранителями государственных документов. В критических условиях, по решению Сената, на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор, обладающий исключительными полномочиями. Его избирали на 6 месяцев, но срок мог быть продлен. Ему передавалась вся полнота управления, в том числе и военная власть, и право международных отношений, уголовной юстиции и любых изменений законов. Диктатору вручались особым постановлением верховные должностные полномочия, на которые никто, никакой орган, не мог иметь возражений.

 

3. Причины перехода к монархии в 1 в. до н.э.

Причины падения Римской  республики - трудный и спорный  вопрос. Но представляется несомненным, что резкое расслоение общества на богатых и бедных, крупных и мелких землевладельцев, большие различия в состоянии, умножение класса пролетариев, живущих подачками государства и готовых следовать за тем полководцем или политическим деятелем, который сулит наибольший материальный успех, и т. д., не могли не свести на нет старое республиканское равенство, каким бы оно ни было на практике, как и народовластие, как бы оно ни ограничивалось и ущемлялось.

Значительным фактором было и то, что римские республиканские институты сложились как институты управления городом, а не империей. Отсюда и смена республиканской формы правления на монархическую, тем более приемлемую, что монархический элемент, как мы это видели, прослеживается и в старой республиканской Конституции Рима.

В новых условиях оказалось  невозможным дальнейшее устранение рабовладельческих классов в  завоеванных Римом провинциях от политической власти. Пожертвовав исключительным положением «римского народа», империя  способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории, консолидации в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Тем самым была создана достаточно прочная социальная база того политического режима, который при всех переменах продержался столь же долго, что и республика,— около 500 лет.

 

Заключение

В Риме на возникновение  классов и государства большое  влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев  и плебеев. В результате побед  последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Большое число статей «Каролины» рассматривает вопрос об убийстве (ст. ст. 130 — 155). Так действия жителя г. Аугсбург подпадают под  состав статьи № 137  (CXXXVII) «О наказании  предумышленных убийц и убийц, кои не могут предъявить достаточных извинений – Всякий предумышленный убийца или убийца в случае, если он не сможет предъявить правомерных Извинений {своего деяния), должен быть лишен жизни. По обычаю иных мест предумышленные убийцы и убийцы приговариваются равным образом к колесованию. Между тем должно соблюдать различие между ними, и именно так, чтобы, следуя обычаю, умышленный и нарочитый убийца подвергался колесованию, тогда как другой, совершивший убийство случайно или в гневе, подвергался смертной казни путем отсечения головы мечом, если он не имеет на то вышеупомянутых извинений. Если же предумышленное убийство было совершено против особ высшего достоинства, своего собственного господина (сеньора), между супругами или близкими родственниками, то для вящего устрашения перед окончательной казнью могут применить иные телесные наказания, как например, терзание калеными клещами или волочение к месту казни.»

Информация о работе История государства и права зарубежных стран