Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 04:08, контрольная работа
Ни один римский деятель не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города.
Ситуационная задача 1. 4
Ситуационная задача 2. 8
Тестовые задания: 13
Список используемой литературы 15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный
университет экономики и
Направление (профиль)
Юриспруденция «Юриспруденция»
Студент (ФИО):
Номер зачѐтной книжки:
Кафедра Теории и истории государства и права
Учебная дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Номер варианта работы:
Дата регистрации на кафедре: «____» ___________ 20 г.
Проверил:
Новосибирск 201
Оглавление
Ситуационная задача 1. 4
Ситуационная задача 2. 8
Тестовые задания: 13
Список используемой литературы 15
В середине VI в. до н. э. римский царь Сервий Туллий провел реформы, имевшие важные социальные и политические последствия. Покажите роль этих реформ в складывании римской государственности.
Ни один римский деятель
не вызывал столь противоречивых
оценок, не пользовался такой
Источники сообщают, что Сервий Туллий именно после длительных войн с этрусками провел обширные преобразования. Прежде всего, он учредил ценз, по определению Цицерона. Он произвел податную перепись населения и разделил его на пять цензовых разрядов (классов) в зависимости от величины имеющегося имущества у каждого способного носить оружие жителя, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий. Всего было 193 центурии. Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая войны от 17 до 45 лет, младшая предназначалась для боевых походов.
Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21 - четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.
Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи центуриатные собрания.
Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.
Реформа Сервия Туллия вводила также новое территориальное деление Рима. Теперь он разделялся не по прежним трем родовым трибам, которые были объединениями курий и их сельских владений - пагов, а по территориальным трибам. Они объединяли всех жителей того или иного региона, а не только членов курий.
Так на рубеже VI-V в. в. до н.э.
создавалось рабовладельческое
римское государство, которому были
присуще классовое и
Таким образом, важное социальное
значение реформы Сервия Туллия состояло
в том, что она заложила основы
новой организации римского общества
не по родовому, а по имущественному
и территориальному признаку. Итогом
сословной борьбы плебеев с патрициями
явилось то, что родовой строй
был взорван разделением на классы
и заменен государственной
Подводя итог, можно отметить,
что реформа Сервия Туллия по своим
целям, изначально, прежде всего, военным,
и методам проведения (при полном
соблюдении всех древних сакрально-правовых
обрядов) полностью соответствует
реалиям социально-
Выполняя частную задачу
реформирования военной организации
и расширения ее состава, реформа
Сервия Туллия взорвала родовые устои
и положила начало объединению в
едином гражданском коллективе патрициев
и плебеев. Именно их борьба стала, на
мой взгляд, движущей силой формирования
в Риме гражданского общества и государства.
Введение организованного по сословно-цензовому
принципу гоплитского войска, где
тяжеловооруженные
В XI–XII вв. в Европе произошла «папская революция». В чем она заключалась и каковы ее последствия для развития канонического права?
Со второй половины XI века усиление позиций папства в церкви и в политической жизни Западной Европы шло параллельно с укреплением власти пап в их государстве. Папскую революцию в истории XI–XII вв. нельзя рассматривать как реформу или медленные преобразования, т.е. как эволюцию, по следующим причинам. Во-первых, она имела тотальный характер, который проявился в том, что затронула многие факторы: политические, экономические, культурные и т.д. Политические перемены заключались не только в том, что изменились отношения папской курии с монархами Западной Европы, но изменилась стратегия геополитических отношений. Если раньше западный христианский мир находился как бы в осаде, окруженный с севера варварами, с юга – арабами, с востока – славянами и мадьярами, и главная ось Европы полегала с севера на юг, то теперь основная ось была направлена на восток. Папский престол в конце XI в. добился своего – организовал первый крестовый поход. Второй и третий состоялись в XII в., и это были первые внешние войны, явившиеся следствием Папской революции.
Но политические перемены
такого размаха не могли бы состояться
без сопоставимых перемен в экономике.
Они заключались в новых
Духовенство в Западной Европе в XI и в XII вв. играло важную роль в производстве экономического богатства, т.к. Церковь владела от четверти до трети всех земель, епископы и аббаты были помещиками с точно такими же экономическими интересами, как и их недуховные собратья. Борьба за инвеституру была отчасти борьбой за то, чтобы вырвать из рук помещиков-мирян экономическую власть и передать ее Церкви. Однако главную роль играли все-таки не экономические интересы, и не они определяли осознание духовенством своей корпоративности или классовой принадлежности. Клирики выполняли роль производителей духовных товаров в качестве исповедников, исполнителей обрядов брака, крещения младенцев, похорон, а также проповедников и защитников не только теологии западного общества, но и его основных политических и правовых доктрин.
Культурные перемены проявились
в том, что открылись первые университеты,
а теология, юриспруденция и философия
были подвергнуты строгой
Папскую революцию характеризует
также ее стремительность и
Казалось бы, перемена, которая
началась в середине XI в., но не была
закончена и до начала XIII в., должна
называться постепенной. То, что многие
черты старого общества и не думали
исчезать, вовсе не меняло того факта,
что попытка их упразднения была
внезапной и произвела действие
шока. Например, идея об организации
папским престолом крестового похода
была частью программы папы Григория
VII, однако понадобилось около двадцати
лет, чтобы его преемник папа Урбан
II организовал его. Но сам переход
от Европы эпохи, предшествующей крестовым
походам, к Европе эпохи крестовых
походов произошел с
XI - XII вв. в период "папской
революции" складывается "новое
право". Именно в это время
заканчивается процесс
Тестовые задания:
Информация о работе История государства и права зарубежных стран