История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 04:08, контрольная работа

Описание работы

Ни один римский деятель не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города.

Содержание работы

Ситуационная задача 1. 4
Ситуационная задача 2. 8
Тестовые задания: 13
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

ИГиПЗС ч.1.docx

— 30.30 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный  университет экономики и управления  «НИНХ»

 

Направление (профиль)

Юриспруденция «Юриспруденция»

Студент (ФИО):

Номер зачѐтной книжки:

Кафедра Теории и истории  государства и права 

Учебная дисциплина: История  государства и права зарубежных стран 

Номер варианта работы: 

Дата регистрации на кафедре:  «____» ___________ 20  г.

Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 201

 

 

 

Оглавление

Ситуационная  задача 1. 4

Ситуационная  задача 2. 8

Тестовые  задания: 13

Список используемой литературы 15

 

 

Ситуационная  задача 1.

В середине VI в. до н. э. римский царь Сервий Туллий провел реформы, имевшие важные социальные и политические последствия. Покажите роль этих реформ в складывании римской государственности.

 

Ни один римский деятель  не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью  и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города. Эти границы сохранились вплоть до I в. н. э. Рим становился настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превратился в царя государства. Но главным делом его жизни стала реформа римского войска и всего общественного устройства, которая нанесла мощный удар родовой организации римского государства и вошла в историю как центуриатная реформа. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Источники сообщают, что  Сервий Туллий именно после длительных войн с этрусками провел обширные преобразования. Прежде всего, он учредил  ценз, по определению Цицерона. Он произвел податную перепись населения и разделил его на пять цензовых разрядов (классов) в зависимости от величины имеющегося имущества у каждого способного носить оружие жителя, каждый из которых  был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий. Всего было 193 центурии. Центурии каждого  из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне  от 45 до 60 лет, предназначалась для  гарнизонной службы; другая войны  от 17 до 45 лет, младшая предназначалась  для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена  на трибы, которые, однако, не имели  ничего общего, кроме названия, с  прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале  было создано 21 - четыре городских и  семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог  на военные нужды.

Со временем состоящее  из центурий войско стало принимать  участие в решении вопросов, связанных  не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям  переходило решение дел, которыми ранее  ведали собрание римских патрициев  по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились  в городе. Там возник новый вид  народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно  патриции, всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых  вопросов. Однако патриции преобладали  в центуриатных собраниях не как  таковые, в силу своих родовых  привилегий, а как наиболее состоятельные  землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения  по отношению к римской общине.

Реформа Сервия Туллия вводила  также новое территориальное  деление Рима. Теперь он разделялся не по прежним трем родовым трибам, которые были объединениями курий  и их сельских владений - пагов, а  по территориальным трибам. Они объединяли всех жителей того или иного региона, а не только членов курий.

Так на рубеже VI-V в. в. до н.э. создавалось рабовладельческое  римское государство, которому были присуще классовое и территориальное  разделение населения, особая публичная  власть и налоги, необходимые для  ее содержания. Она существовала в  форме рабовладельческой республики. Эта политическая форма соответствовала  раннерабовладельческим отношениям. Рим  данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным  земельным фондом и имели частные  земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим и размеряющим  земли. Эта же военная организация  воплощает главную силу власти господствующего  класса и играет ведущую роль внутри государства.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй  был взорван разделением на классы и заменен государственной организацией. Тем не менее, родовой строй еще  не был сокрушен окончательно. Организация  власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с  организацией, основанной на территориальном  и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет  она вытесняла родовую организацию. Реформа Сервия Туллия позволила  создать мощную, обученную армию  Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику.

Подводя итог, можно отметить, что реформа Сервия Туллия по своим  целям, изначально, прежде всего, военным, и методам проведения (при полном соблюдении всех древних сакрально-правовых обрядов) полностью соответствует  реалиям социально-политического  и экономического развития римской  общины в середине VI в. до н. э. Она  явилась способом разрешить противоречия родоплеменного коллектива: замкнутость  родовых ячеек общины — курий  и гентильных триб, прекращение пополнения населения за счет «свежей крови» переселенцев-плебеев, которое вело к нарушению управляемости общиной  и резкому снижению базы ее вооруженных  сил. Куриатное ополчение окончательно доказало свою отсталость и невозможность  быстрого восполнения потерь в живой  силе. Все это приводило к утрате положения Рима среди окружающих племен и народов и нарастанию внешней угрозы. Решить проблемы перехода Рима от родоплеменного общества эпохи  «военной демократии» к государственному строю можно было лишь на качественно  иной основе. Тем более что именно к середине VI в. до н. э. в Риме уже  вовсю шло формирование «среднего  класса» из зажиточных землевладельцев, как коренных членов курий, так и  бесправных плебеев.

Выполняя частную задачу реформирования военной организации  и расширения ее состава, реформа  Сервия Туллия взорвала родовые устои  и положила начало объединению в  едином гражданском коллективе патрициев  и плебеев. Именно их борьба стала, на мой взгляд, движущей силой формирования в Риме гражданского общества и государства. Введение организованного по сословно-цензовому  принципу гоплитского войска, где  тяжеловооруженные состоятельные  общинники получали преимущество независимо от родового происхождения, явилось  одним из важнейших признаков  формирования государства полисного  типа.

 

 

 

 

Ситуационная  задача 2.

В XI–XII вв. в Европе произошла  «папская революция». В чем она  заключалась и каковы ее последствия  для развития канонического права?

 

Со второй половины XI века усиление позиций папства в церкви и  в политической жизни Западной Европы шло параллельно с укреплением  власти пап в их государстве. Папскую  революцию в истории XI–XII вв. нельзя рассматривать как реформу или  медленные преобразования, т.е. как  эволюцию, по следующим причинам. Во-первых, она имела тотальный характер, который проявился в том, что  затронула многие факторы: политические, экономические, культурные и т.д. Политические перемены заключались не только в  том, что изменились отношения папской  курии с монархами Западной Европы, но изменилась стратегия геополитических  отношений. Если раньше западный христианский мир находился как бы в осаде, окруженный с севера варварами, с  юга – арабами, с востока –  славянами и мадьярами, и главная  ось Европы полегала с севера на юг, то теперь основная ось была направлена на восток. Папский престол в конце XI в. добился своего – организовал  первый крестовый поход. Второй и  третий состоялись в XII в., и это были первые внешние войны, явившиеся  следствием Папской революции.

Но политические перемены такого размаха не могли бы состояться без сопоставимых перемен в экономике. Они заключались в новых достижениях  техники и новых методах обработки  земли, что способствовало быстрому росту производительности сельского  хозяйства и как следствие  – расширению торговли его излишками. Все это вызвало рост числа  городов с увеличением их размеров. Изменения в экономике не могли  не привести к изменению характера  самой феодальной связи между  сюзереном и вассалом: военные  и другие феодальные обязательства  были заменены денежными выплатами.

Духовенство в Западной Европе в XI и в XII вв. играло важную роль в  производстве экономического богатства, т.к. Церковь владела от четверти до трети всех земель, епископы и  аббаты были помещиками с точно такими же экономическими интересами, как  и их недуховные собратья. Борьба за инвеституру была отчасти борьбой  за то, чтобы вырвать из рук помещиков-мирян  экономическую власть и передать ее Церкви. Однако главную роль играли все-таки не экономические интересы, и не они определяли осознание  духовенством своей корпоративности  или классовой принадлежности. Клирики  выполняли роль производителей духовных товаров в качестве исповедников, исполнителей обрядов брака, крещения младенцев, похорон, а также проповедников  и защитников не только теологии западного  общества, но и его основных политических и правовых доктрин.

Культурные перемены проявились в том, что открылись первые университеты, а теология, юриспруденция и философия  были подвергнуты строгой систематизации. Это было время создания схоластического  метода, как его потом назвали, и зарождения научной мысли нового времени; период значительного роста  грамотности среди мирян. Именно тогда начало развиваться чувство  национальной культуры в большинстве  стран Западной Европы.

Папскую революцию характеризует  также ее стремительность и насильственность. Она была прямым следствием попытки  добиться политической цели, а именно того, что партия папы называла «свободой  Церкви», под которой понимались освобождение духовенства от императорского, королевского и феодального господства и объединение духовенства под  властью папы. Но речь шла не просто о борьбе за власть, а борьбе за новый  порядок вещей, за «новые небеса и  новые земли». Но именно политическое направление придали Папской  революции стремительность, которая, однако, была относительной.

Казалось бы, перемена, которая  началась в середине XI в., но не была закончена и до начала XIII в., должна называться постепенной. То, что многие черты старого общества и не думали исчезать, вовсе не меняло того факта, что попытка их упразднения была внезапной и произвела действие шока. Например, идея об организации  папским престолом крестового похода была частью программы папы Григория VII, однако понадобилось около двадцати лет, чтобы его преемник папа Урбан II организовал его. Но сам переход  от Европы эпохи, предшествующей крестовым  походам, к Европе эпохи крестовых  походов произошел с потрясающей  скоростью, если учесть, что начались новые надежды, новые страхи, новые  планы и новые связи. И как  только первый поход был предпринят, темп изменений ускорился. Это ускорение  проявилось и в области высокой  политики, поскольку папство пыталось использовать крестовые походы как  средство экспорта Папской революции  в мир восточного христианства. Папа объявил свое главенство над всем христианским миром, а схизма между  восточной и западной Церквами приняла  насильственные и завоевательные формы.

XI - XII вв. в период "папской  революции" складывается "новое  право". Именно в это время  заканчивается процесс складывания  канонического права в качестве  самостоятельной правовой системы  западноевропейского общества. Более  четким становится его юридическое  содержание. Утверждается само понятие  "каноническое право". Главенствующим  источником нового канонического  права становятся папские конституции  (буллы, бреве, энциклики, рескрипты  и др.). С папы Григория VII начинается  преподавание канонического права  в университетах. В XII в. под  влиянием возрожденной традиции  римского права итальянский монах  Грациан предпринял новаторскую  кодификацию канонического права.  Его декрет "Гармония несогласующихся  канонов" - первая из авторитетных  компиляций - появился примерно в  1140 г. в Болонье под влиянием  изучения римского гражданского  права. Свод разделялся на 3 части.  В первой устанавливались исторические  права церкви и его субъекты, во второй - "36 причин начала  церковного суда" (то есть права  епископов и правила юрисдикции), в третьей - нормы о свободе  церкви, браке, литургических обрядах.  В целом в нем было сведено  воедино около 3 800 канонических  текстов. Декрет Грациана получил  официальное признание папского  престола. На основе Грацианова  Свода возникла собственная церковная  школа систематизаторов права  - канонистов. В конце XII в. Бернард  из Павии дополнил Декрет ещё  одним сборником декреталиев.  Он был составлен уже по  собственной, выработанной на  основе только канонического  права схеме: судьи - судопроизводство - церковнослужители - браки - преступления. В дальнейшем эта схема систематизации, выделившая самые особенности  содержания канонического права,  стала как бы официальной. В  XII - XIII вв. папское творчество получило  особенно широкий размах, в связи  с чем возникла необходимость  дальнейшей систематизации канонического  права. В 1234 г. по такой же  схеме были систематизированы  декреталии папы Григория IX, с  именем и деятельностью которого  была связана "папская революция"  в отношениях церкви и государств  в западной Европе. Следующим  Дополнением к своду источников  канонического права стали систематизации  декреталиев папы Бонифация VIII (начало XIV в.) и Клементия V (после  1317 г.) под названием Клементины. Около 1500 года было сделано  ещё одно дополнение к Декрету  Грациана: собрание декреталиев  начиная с папы Иоанна XXII - Extravangantae. Все дополнения вместе с Декретом  Грациана с 1583 года получили  официальное название единого  Свода церковного канонического  права (по аналогии с Кодификацией  Юстиниана). В 1582 году вышло его  официально напечатанное издание,  на котором основываются все  последующие. С 1918 года сборники  канонических законов выходят  под названием "Кодекс канонического  права". Свод канонического права,  как он сложился к XVI в., стал  единственным разрешенным к применению  в церковных делах и церковной  юстиции источником норм канонического  права. Его значение приравнивалось  к основополагающим богословским  доктринам церкви. Отрицание значимости  папских декреталиев и Свода  канонического права было важнейшим  актом религиозной борьбы с  католицизмом, начавшейся в эпоху  Реформации (в 1517 г., выступив с  открытым протестом против папской  власти, Мартин Лютер бросил в  костер виттенбергской живодерни  вместе с папской буллой и  Свод канонического права, что  произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII - XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия.                                  
Тестовые задания:

Информация о работе История государства и права зарубежных стран