История и культура цивилизации майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:13, реферат

Описание работы

Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек.
Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это
«культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов.
Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….-3-
1.История майя………………………………………………………………..-4-
2.Политическая и социальная структура общества………………………-12-
3.Культура цивилизации майя……………………………………………….-13-
4.Религиозные представления древних майя……………………………….-18-
5.Письменность и исчисление времени у майя………………………........-21-
6.Календарь майя…………………………………………………………….-23-
7. Версии гибели народа Майя………………………………………………-24-
Заключение…………………………………………………………………….-26-
Источники………………………………………………………………………-27-

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

«И не было больше счастливых дней, - гласит пророчество, - здравомыслие нас оставило». Можно подумать, что задолго до этого последнего завоевания майя знали, что слава их потускнеет и древняя мудрость забудется. И все же, словно предвидя будущие попытки ученых вызвать из небытия их мир, они высказали надежду, что когда-нибудь голоса из прошлого будут услышаны: «В конце нашей слепоты и нашего позора все откроется вновь».

 

 

 

 

 

2. Политическая и социальная структура общества

Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством "аява" (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно. В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Культура цивилизации  майя

Несомненно, великая цивилизация должна была иметь и незаурядную культуру. Культура майя была довольно таки своеобразна и может быть именно поэтому очень интересна для нас сейчас.

В первую очередь обратим внимание на самих индейцев, на их вкусы, представления о красоте, их бытовую жизнь.

Сейчас с помощью антропологических исследований и памятников майя, мы можем представить себе индейца майя. Средний рост индейцев был примерно 150 сантиметров. Бород майя не носили. Обычно и мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя часть головы оставалась безволосой. Бритье волос было наказанием – оно было отличительным признаком раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже считались рабами.

Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и украшения для одежды. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили в набедренных повязках. Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной убор – майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц.

За убийство птицы с цветными перьями полагалась смерть. Священной птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в качестве «денег». Раскрашивание те6ла и лица у индейцев также было не редкостью. Первоначально, видимо, расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых а позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет – пленника, красный – воина, черный – неженатого юноши. синий – жреца.

Позднее на основе этой традиции появляется более устойчивый тип окраски – татуировка. Не иметь татуировки считалось постыдным. Татуировка у женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней, чем у мужчин.

Представления о красоте у индейцев так же были довольно таки своеобразны. И что бы достичь ее майя шли на любые жертвы. Например, искусственная деформация черепа, для этого голову родившегося ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней, которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент. Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким образом, ребенок привыкал скашивать глаза. o Архитектура.

Надо сказать, что майя никогда не были кочевниками. По имеющимся данным, они жили на очень ограниченной территории, практически не выходя за ее пределы. Большая часть индейцев жила в городах, лишь крестьяне селились в хижинах около города.

Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях

(стилобатах), форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений – четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; иногда лестницы устраивались по всем четырем сторонам.

Памятникам архитектуры майя в различных областях свойственна большая однотипность, что объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.

Памятники архитектуры свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и математическими познаниями. Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами, веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Особенностью архитектуры майя является привязанность к нефриту (наиболее ценными считались образцы с ярко- зеленой окраской). Кроме того из него изготовляли статуэтки, маски, украшения, монеты, таблички с иероглифическими текстами. o Скульптура.

Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначально ее материалом было дерево, позднее в монументальных памятниках замененное известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготовлялись из разных пород дерева, а статуи богов только из кедра.

Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков.

Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов. Стелы с надписями устанавливались в честь каждого двадцатилетия, смены правителя и другого сколько-нибудь значимого события.

В X веке наступает расцвет скульптуры майя, выделяются различные скульптурные школы: Пьедрас-Неграс, Паленке, Копана, Киригуа, Яшчилана.

Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике – терракотовых статуэтках, изображавших божеств и людей, и изделиях из нефрита. Остров

Хайна известен лучшими образцами терракот.

В середине XVI века было уничтожено более 5 тысяч деревянных идолов.

Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров. o Изобразительное искусство.

Живопись у майя в основном представлена росписью на стенах храмов, стел, на предметах быта и культа. Самый лучший образец настенной живописи храм, найденный в джунглях штата Чиапас. Он был назван Бонампак (в переводе с майя – «стены с живописью»). Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, относятся ко второй половине VIII века н.э. Их основным сюжетом является какая-то крупная битва, в память о которой и был построен храм.

Для нас утеряны литературные произведения майя, их эпос, запечатлевший исторические и мифологические события, утеряны также экономические документы, акты о земле и т.д. Из сохранившихся рукописей известны три: «Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара») и «Пополь Вух» («Книга народов»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Религиозные представления древних майя

Вселенная — йок каб (буквально: над землей) — представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.

В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке — красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере — белое; быть может, в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет снега? Черное дерево — цвет ночи — стояло на Западе, а на Юге росло желтое — оно символизировало цвет солнца. В прохладной тени «Первоначального дерева» — оно было зеленым — разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем.

Древние майя не сомневались, что земля была квадратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша, покоилось на пяти подпорках — «небесных столбах», то есть на центральном «Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по краям земли. Майя как бы перенесли планировку своих древних общинных домов на окружавшую их видимую вселенную, смоделировав ее в своем сознании по образу и подобию того, что в далекие времена было конкретной реальностью. По-видимому, и центральное «Первоначальное (мировое) дерево», бывшее в понятии майя началом всех начал, имело не менее реальную и вполне земную «модель» — центральный столб наиболее примитивных и древних жилищ с круглой планировкой.

Удивительнее всего, что представление о тринадцати небесах возникло у древних майя также на материалистической основе. Оно явилось непосредственным результатом длительных и весьма тщательных наблюдений за небом и изучения в мельчайших, доступных не­вооруженному человеческому глазу подробностях движения небесных светил. Это позволило древнейшим астрономам майя, а скорее всего еще ольмекам, в совершенстве усвоить характер перемещений Солнца, Луны и Венеры по обозримому небосклону. Майя, внимательно наблюдая за движением светил, не могли не заметить, что они перемещаются не вместе с остальными звездами, а каждое своим собственным путем. Как только это было установлено, естественнее всего было предположить, что у каждого светила имелось свое «небо» или «слой неба». Более того, непрерывные наблюдения позволили уточнить и даже конкретизировать маршруты этих передвижений в течение одного годового пути, поскольку они действительно проходят через вполне определенные группы звезд.

Звездные маршруты Солнца майя разделили на равные по времени их прохождения отрезки. Оказалось, что таких отрезков времени тринадцать, и в каждом из них Солнце находилось примерно двадцать дней. (На Древнем Востоке астрономы выделили 12 созвездий — знаков Зодиака.) Тринадцать двадцатидневных месяцев составили солнечный год. У майя он начинался с весеннего равноденствия, когда Солнце находилось в созвездии Овна.

При некоторой доле фантазии — а древние майя не страдали ее отсутствием — группы звезд, сквозь которые проходили маршруты, легко ассоциировались с реальными или мифическими животными. Так родились боги — покровители месяцев в астрономическом календаре: «гремучая змея», «скорпион», «птица с головой зверя», «длинноносое чудовище» и другие. Любопытно, что, например, знакомое нам созвездие Близнецов соответствовало созвездию Черепахи у древних майя.

Если представления майя о строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особых сомнений, а календарь, поражающий своей почти абсолютной точностью, досконально изучен учеными, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можем даже сказать, почему их было именно девять (а не восемь или десять). Известно лишь имя «владыки преисподней» — Хун Ахав, но и оно пока еще имеет только предположительное толкование: «Бог планеты Венера».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Письменность и исчисление времени у майя

Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки. Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей.

Письменность

Первый открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нем иероглифами относится приблизительно к 700 году н. э. Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями письменности майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определенную букву. Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Ученый предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нем соответствовал определенной комбинации одного согласного с одним гласным. Соединенные вместе знаки были фонетической записью слов.

Информация о работе История и культура цивилизации майя