История индийских танцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 22:12, реферат

Описание работы

Согласно легенде, зарождение в Индии танца обязано богу Шиве Разрушителю. Шива был прекрасным танцовщиком и обучил искусству танца свою жену Парвати. Он танцевал тандаву — самую энергичную форму, Парвати же исполняла ласью — более изящную и утонченную. Предания также рассказывают, что Брахма, Творец, очень беспокоился из-за раздоров и беспорядков на Земле. Поскольку брахманы хранили 4 Веды в строгой тайне, Брахма решил создать 5-ю Веду, доступную всем. Вначале Брахма научил искусству театрального действия — Натьяведе — мудреца Бхарату, который показал Шиве свое триединое искусство — танец, драму и музыку.

Файлы: 1 файл

индия.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

1.Индийский танец.

Согласно легенде, зарождение в Индии танца обязано богу Шиве Разрушителю. Шива был прекрасным танцовщиком и обучил искусству танца свою жену Парвати. Он танцевал тандаву — самую энергичную форму, Парвати же исполняла ласью — более изящную и утонченную. Предания также рассказывают, что Брахма, Творец, очень беспокоился из-за раздоров и беспорядков на Земле. Поскольку брахманы хранили 4 Веды в строгой тайне, Брахма решил создать 5-ю Веду, доступную всем. Вначале Брахма научил искусству театрального действия — Натьяведе — мудреца Бхарату, который показал Шиве свое триединое искусство — танец, драму и музыку. Шива, вспомнив о собственном энергичном танце, приказал главному помощнику в своей свите обучить искусству тандавы Бхарату, а он соединил это искусство и уже имеющиеся у него познания, после чего написал исчерпывающий труд на тему искусства театра — "Натьяшастру". Вместе с другими мудрецами, Бхарата распространили среди народов Земли это искусство. 

Так, эти предания определяют четкую связь искусства танца, драмы и музыки с бессмертием и божественностью. Даже сейчас можно наблюдать, насколько сильно классический танец в Индии соотносится с мифологией и религией, что ярким образом отражается как в выборе тем, так и в исполнении танца, а это, в свою очередь, влияет на формирование в Индии духовной жизни. 

На протяжении столетий главным мотивом вишнцитского культа было стремление человека в единении с божеством. При этом Боги отвечали как взаимностью, так и "индивидуальным подходом". Так, танец риас-лила изображает способность Кришны вызывать у каждой гопи (пастушки), танцующей по нему, иллюзию того, что она танцует с ним одна. Так выражалась индийская традиционная аллегория приближения к божеству смертной души.

2.Переплетение индийских культур.

В танцах Индии у каждой формы классического танца были 2 аспекта: Нритья и Нритта. Нритта — чистый танец, в котором абстрактные движения согласованы с жестами рук (хастами). Нритья — это сочетание сюжетного и чистого танцев, однако сюжетность очень отличалась от пантомимы и являлась не просто имитацией поведения человека. Танцевальная культура Индии, помимо нритьи и нритты, включала также и третий аспект — натью — представление из жестикуляции и действия, как с танцем, так и без него. Натья была видом драматического искусства.

Эти 3 аспекта считаются тесно связанными. Довольно яркой чертой развития в целом в Индии культуры является глубокая связь между разными видами искусств. Если танец, музыка и драма были очень близки к культуре танца, то и скульптура, литература, живопись и даже архитектура также не были оторваны от танцевальной традиции. Литература в танце отыгрывала и продолжает отыгрывать чрезвычайно важную роль, поскольку, к примеру, нритья представляет из себя толкование стихов танцем. В Индии даже существуют целые поэмы, написанные специально для исполнения их в танце. В качестве примера можно привести классическое произведение Джаядевы из санкритской литературы 12 века — "Гида - Говинда". Поскольку танцы изначально требовали много места при ритуалах в храмах, архитектор предусматривал специальную площадку на территории храма. В известном храме Брихадишвара, штат Тамилнад, округ Танджавур, есть большой зал, который был построен только лишь для танцевальных представлений. В различных частях Индии, а особенно в Ориссе и на юге, стены храмов украшены разными панелями и фризами с изображением музыкантов и танцовщиц.

3.Главные выразительные способы в танце.

Возвращаясь к танцевальной культуре Индии, рассмотрим более подробно индийскую нритью, которая сочетает "тематический" и "чистый" танцы. Здесь идеи эмоции находят возможность своего выражения в древнем искусстве абхинайи. Сама абхинайя может быть стилизованной и реалистической. Она использует вокальные, пластические, орнаментальные (декорации, гимн, костюмы) либо же исключительно эмоциональные средства выражения. В абхинайе используется язык жестов так, как нигде больше. Каждая мудра либо хаста (положение пальцев и руки) обозначает слово, фразу либо понятие. А для того, чтобы зрителю понять хасты, ему необходимо определенное знание словаря этого языка. Действительно, мы можем заметить, что во многих индийских танцах игра пальцев и рук разнообразна и немыслимо сложна.

Конечно же, подобных хаст в танцевальной культуре Индии целое множество, поэтому называть все мы не будем, а рассмотрим лишь те, которые являются наиболее распространенными и простыми для понимания. К примеру, скрепленные мизинцы на обеих руках танцора означают дружбу и близость; и наоборот — соединенные вместе указательные пальцы являются символом вражды.

4.Персонажи.

Стоит отметить, что там выделяли 3 сценических персонажа: найака (герой), найика (героиня), а также сакха (подружка героини, которая помогала сближению влюбленных). Данные персонажи несли и метафорическое значение. Найика представляла собой душу человека — атму, стремящуюся к союзу с высшей душой — параматмой, символизирующей найака. Так, можно сделать вывод, что хотя танцевальная культура Индии на первый взгляд посвящена эротике, тем не менее она несет в себе и философский смысл. У индийцев между верой и эротикой не было какого-то противоречия, даже напротив, они сливались воедино. Каждый трактовал текст в танце согласно своим способностям, а также своему пониманию духовности, жизни и любви. Вот почему один текст мог приобретать разный смысл, глубину и окраску в трактовке различных исполнителей. 

Это одна из наиболее интересных черт в танцевальной культуре Индии. Рассмотрим более подробно один из индийских танцев, а именно — бхарату натьям, который является динамичным и земным стилем танца и которому присущи самые разнообразные движения с использованием притоптываний, поворотов и прыжков. Этот танец встречается не только в сольном исполнении, но и в групповом. Происхождение названия данного стиля возникло скорее всего из объединения 3-х первых слогов таких слов, как бхава, рага и тала, которые переводятся как чувство, мелодия и ритм соответственно. Таким образом, бхарата как бы объединяет 3 главных составляющих, лежащих в основе этого стиля. До начала 20-го века данный танец был составной частью храмовых обрядов, что является очередным подтверждением того, что танец в Индии был тесно связан с религией.

5.Роль танцовщиц.

Храмам по традиции покровительствовал местный правитель либо высший представитель местной власти. А танцовщица вместе с ее гуру, а также их музыкантами, находились на полном содержании храма и пользовались большим уважением. Танцовщица во время проведения религиозных процессий выступала впереди той повозки, на которой перевозилось изображение божества. Кроме того, танцовщица почиталась как жена бога, и одной из важнейших ее обязанностей являлось участие в церемониях, которые были связаны с культом этого бога. Подобные храмовые танцовщицы назывались баядерки или девадасси. Слово "девадасси" в буквальном переводе означает "раба бога" (от слов "deva" — бог и "dassi" — рабыня). 

Так, на основе всего написанного ранее по теме танцевальной культуры Индии, можно сделать вывод, что индийский танец был неразрывно связан с религией, а также отражал духовную жизнь народа Индии.


Информация о работе История индийских танцев