История Ивановского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
1. Архитектура в Ивановском крае со времен древней Руси до XVII века ___4
2. Архитектура края в XVII-XIX веках ________________________________6
3. Архитектура в Ивановском крае в XX веке _________________________11
Заключение ______________________________________________________14
Список литературы _______________________________________________15

Файлы: 1 файл

345038_975AD_referat_arhitektura_ivanovskogo_kraya.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

К рубежу 19-20 вв. особую популярность обрел русско-византийский стиль. Его нарядные и представительные формы особенно часто использовались при строительстве крупных храмов, которым надлежало стать центрами рабочих поселков, промышленных сел или крупных городских районов. В 1898-1903 гг. в Иваново-Вознесенске возводится церковь Спаса Всемилостивого, чей проект по заказу местного фабриканта А.И. Гарелина выполнил Ф.О. Шехтель.

Крупный пятиглавый храм был одним из самых богатых  в городе. Его фасады, прорезанные  сгруппированными по три большими арочными окнами в массивных обрамлениях, членились пластичными пиастрами и были украшены мозаиками. Интерьер украшали росписи учеников Строганского училища, мраморные иконостасы с позолоченными бронзовыми деталями и паникадила по рисункам Шехтеля. Разрушенная в 1930-е гг. церковь являлась интереснейшим образцом раннего периода творчества выдающегося русского зодчего.

Черты этого стиля  в разной степени присутствуют в  архитектуре собора Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве (1897-1905), церкви Христа Спасителя в Седельницах (1905-10) и храмах, возведенных по проектам П.Г. Бегена в Иванове и Лежневе6.

В небольших сельских приходских церквах, выполненных из кирпича в лицевой кладке в  стиле неоклассицизма, формы модерна  оригинально сплавляются с формами  русского стиля. Подобные храмы воспроизводят традиционный тип с бесстолпным, как правило, пятиглавым четвериком, пониженной апсидой, маленькой трапезной или притвором и невысокой двух-трехярусной колокольней (Корзино, 1902).

В начале XX в. создаются исключительно яркие и оригинальные произведения по проектам известных мастеров. В 1911 г. по заказу и на средства фабриканта И. Кокарева в фабричном селе Тезине (Вичуга) по проекту И.С.Кузнецова возведен огромный краснокирпичный храм Воскресения. В его архитектуре со всем артистизмом, свойственным модерну, стилизованы формы Успенского собора в Москве, а в высокой колокольне угадывается образ колокольни Ивана Великого. Не имеют аналогов в русском зодчестве украшающие фасады здания изысканные по цвету огромные майоликовые панно с фигурами святых и изображением памятников.

В 1900-09 гг. в Иванове  по проекту архитектора П.Г. Бегена, бывшего в это время владимирским губернским архитектором, создается  ансамбль церкви Введения. Гигантских размеров краснокирпичный храм, включающий двухэтажный дом причта, ворота и башенки на углах, отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна.

В 1915-1917 гг. в Иванове  по заказу местных промышленников З. Кокушкина и И. Маракушева по проекту  видного московского архитектора И.Е. Бондаренко строится Ново-Казанская часовня (снесена в 1927 г.).

Своеобразный храм в  неорусском стиле, характеризовался стройностью  объема и был увенчан высоким  шатром, облицованного зеленой черепицей, который завершала главка удлиненной формы. Аналогичные, но меньшие по размеру главки венчали углы четверика. Слегка скошенные стены зрительно увеличивали высоту здания. Крыльцо, служившим входом, был изящно украшен изразцовым панно.

Следует отметить, что  на храмовое строительство на территории области также оказало влияние экономические особенности Ивановского края. Это малоплодородные земли и дешевизна технического сырья (пеньки, льна, шерсти и кожи), что стали предпосылкой специализации в области ремесла и торговли. Промышленное развитие региона способствовало формированию так называемых торгово-промышленных сел, характерных именно для нашей области. Основным архитектурным акцентом торгово-промышленных сел были храмовые комплексы.

Традиция постановки рядом двух церквей, зимней и летней, особенно характерная для Ивановской и Владимирской областей, зародилась в 17 в.

На протяжении 18-19 вв. первоначальные деревянные храмы почти  повсеместно были заменены каменными. Как и в деревянных храмовых комплексах при переведении в камень это  объемное противостояние сохраняется. Примером подобного ансамбля может служить комплекс в Дунилове, состоящий из летней Покровской церкви - стройного пятиглавого храма с высокой шатровой колокольней - и небольшой приземистой одноглавой церкви Всех Святых, возведенной рядом в 1743 г7.

Этим же обстоятельством можно объяснить, что на территории области построено относительно немного приусадебных храмов, потому что промышленный характер многих сел не способствовал развитию усадебного строительства.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

На территории Ивановской области отсутствуют древние памятники культового зодчества, самые же ранние датируются XVII веком. Наиболее активное храмовое строительство приходится на период XIX-XX вв., что совпадает со временем бурного экономического развития региона. В этот период строятся большое количество культовых сооружений с необычайным разнообразием типов, активных стилистических поисков.

В то же время, преобладание сельских торгово-промышленных поселений над городскими, малое число дворянских усадеб, служивших зачастую проводниками новой стилистики, определили особый традиционализм и некоторую архаичность данного региона. Этому же способствовало расселение здесь с 60-х гг. 17 в. старообрядцев - хранителей обычаев, в том числе и архитектурных.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова А.Н.  Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002.

  1. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  2. Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984.
  3. Побединский В.С. Традиции и особенности культовой архитектуры на территории ивановской области. Иваново, 2004.
  4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. - М.: Наука, 1998.
  5. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. - М.: Наука, 1999.
  6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000.
  7. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

 

1 Быстрова А.Н.  Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002. С. 88.

2Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000. С. 100-101.

3Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000. С. 220.

4 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 1999. С. 275.

5 Быстрова А.Н.  Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002. С. 145.

6 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 1998. С. 375.

7 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 1999. С. 155.


Информация о работе История Ивановского края