Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 06:24, реферат
Культура России ХX – начала ХХI века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Это обусловлено, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в данное время. Россия пережила за ХХ век две революции, две мировые войны, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ Иностранных языков
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
РЕФЕРАТ
«История как наука, предмет и методы изучения. Источники. Историография»
Выполнила:
Студентка I курса очной формы обучения
Руководитель:
Доцент Шевельков Анатолий Иванович
Итоговая оценка - ______
Подпись_________ доцент, Шевельков Анатолий Иванович
Коломна – 2013 г.
Введение
Культура России ХX – начала ХХI века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Это обусловлено, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в данное время. Россия пережила за ХХ век две революции, две мировые войны, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. Коренным образом изменился процесс создания, распространения и потребления духовных ценностей. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходит переосмысление роли и места культурного наследия в жизни современного российского общества и государства. Так, советская культура стала важным консолидирующим фактором в социальной и политической жизни расколовшегося на части постсоветского пространства. Общность российского, и в большей мере – советского, культурного наследия выступает сегодня основой успешного взаимодействия России с рядом стран ближнего зарубежья.
Существует еще одно обстоятельство, придающее значимость исследованию роли российского культурного наследия в жизни современного российского общества. Как свидетельствуют данные статистики и результаты многочисленных социологических исследований, за последние годы произошло явное падение уровня культуры основных групп населения. Это проявилось в уменьшении объема знаний в области литературы, искусства, музыки, который демонстрируют представители практически всех социальных групп, в переориентации значительной части молодежи, работников сферы услуг, представителей рабочего класса и интеллигенции на ценности массовой культуры, в некритическом восприятии всего того, что предлагается средствами массовой информации, в неумение оценивать продукты культурной деятельности с эстетических позиций и т.д. В этой ситуации обращение к культурному наследию приобретает особое значение.
Русская культура начала XX в. испытывала воздействие различных факторов. Индустриализация вызвала спрос на научные и технические открытия, образованных специалистов, грамотные рабочие кадры, формировала общественные потребности в области строительства, архитектуры, промышленного дизайна, рекламы и др. Разное понимание существа общественно-политических процессов 1900-х гг., нового революционного кризиса, нараставшего в годы Первой мировой войны, общих перспектив развития страны способствовали разнообразию направлений русской литературы и искусства. Острота социальных конфликтов обусловила с конца 1890-х гг. психологическую напряженность общественно-культурной жизни России, связанную с ожиданием «великого переворота» (А. Толстой), ощущением «рубежности» времени и неизбежности перемен в жизни страны. Деятели культуры не остались равнодушны к событиям первой русской революции, запечатлев их в своих произведениях (картины и рисунки И. Репина, В. Серова, Н. Касаткина, «Рассказ о семи повешенных» А. Андреева, «Сорочинская трагедия» В. Короленко и др.). Революция, способствуя политическому просвещению общества, более четко определила идейные позиции отдельных слоев научной и художественной интеллигенции. Слова А. Блока о символистах («нас разделил уже 1905 г.») могут быть отнесены к интеллигенции в целом и к различным ее группам. Русская культура начала XX в. оставалась тесно связанной с западноевропейской. В ней сохранялись существенные различия между элитарной культурой, доступной сравнительно узкой прослойке господствующих классов, интеллигенции, и массовой культурой низших слоев общества, остававшихся в значительной своей части неграмотными.
Образование и народное просвещение. Достижения науки и техники.
Образование и просвещение. Система начального, среднего и высшего образования в России начала XX в. основывалась на принципах, выработанных в пореформенное время. 94% начальных школ являлись одноклассными училищами с курсом обучения в 2—3 года. Земские училища, в большей степени отвечая задачам обучения по сравнению с церковноприходскими, оставались лучшим типом начальной школы. Внесенный во II Государственную думу законопроект о всеобщем начальном обучении не был принят, несмотря на благоприятный отклик в обществе и решение этой кардинальной проблемы уже к концу XIX в. в Западной Европе. Обсуждение проекта показало, что рост числа земских и церковноприходских школ, кажущаяся широта их сети не отвечали потребностям огромной страны: их открывалось в год не более 2 тыс., а требовалось не менее 5 тыс. Грамотность населения старше 8 лет не превышала 40%. При неравномерности распределения грамотности в различных слоях общества и регионах очевидно, что больше половины населения России было неграмотным. Как свидетельствуют данные профессиональной переписи 1918 г., среди крестьянства европейского центра, включая Урал, таковых было около 70%. В начале XX в. принимались частные меры по совершенствованию образования и его распространению. В 1910 г. узаконили 4-летнее обучение во всех начальных школах. В программу воскресных школ для взрослых по просьбам обучавшихся в них крестьян и рабочих вводились новые предметы, в частности отечественная история. К 1915 г. в 2 раза возросло количество средних общеобразовательных школ, к которым относились гимназии и реальные училища. По сравнению с 1890-ми гг. более чем в 3 раза увеличилось число женских гимназий, что свидетельствовало о распространении женского образования и об обучении значительной части мальчиков в кадетских, коммерческих, технических училищах, а также духовных.
Приоритет в высшем образовании оставался за университетами, дававшими наиболее разносторонние и фундаментальные знания. В эти годы открыт был только Саратовский университет (1909) с единственным медицинским факультетом. В связи с эвакуацией в Первую мировую войну Варшавского университета на его базе возник Ростовский университет. Отделение Петербургского университета открылось в мае 1917 г. в Перми. Число студентов в начале XX в. увеличилось с 35 тыс. в 1905 г. до более 38 тыс. в.1916 г. Профессорско-преподавательские кадры университетов (около 2 тыс. человек) обеспечивали совершенствование учебного процесса и развитие научных исследований. Университеты принимали активное участие в создании курсов для рабочих, народных университетов, издании книг серии «Библиотека для самообразования». Содействуя распространению научных знаний, многие известные ученые выступали в разных аудиториях с публичными лекциями.
На рубеже XIX—XX вв. в России в условиях усложнения технологий промышленного производства, транспорта и связи, применения агротехники в сельском хозяйстве, расширения системы образования и здравоохранения создавались учебные заведения для подготовки горных и путейских инженеров, инженеров-механиков, агрономов и землеустроителей, врачей и учителей. По инициативе Витте учредили Петербургский, Варшавский, Киевский политехнические институты. Получили распространение частные учебные заведения различного уровня и типов. Среди них известностью пользовались Психоневрологический институт (1908), Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования П. Ф. Аесгафта. В них работали, часто безвозмездно, видные русские ученые — В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, М. М. Ковалевский, С. А. Венгеров, В. И. Семевский, Е. В. Тарле и др. Однако общее число высших учебных заведений в России оставалось незначительным — всего около 50.
В начале столетия продолжалось создание женских высших учебных заведений, именовавшихся обычно «курсами». В 1903 г. в столице открылся Женский педагогический институт, в 1904 г. Петербургский женский медицинский институт приравняли к медицинским факультетам университетов. Помимо действовавших столичных Высших женских курсов (Бестужевских), в Москве в 1908 г. возобновили работу Высшие женские курсы В. И. Герье и открылись Высшие сельскохозяйственные курсы под руководством Д. Н. Прянишникова. Общее число курсов достигло к 1910 г. И заведений. Законом 1911 г. признавалось право женщин на высшее образование и получение по окончании вуза тех же прав, что и мужчины.
Низкий уровень грамотности и культуры большинства населения обусловили сохранение в России различных форм просветительской деятельности. Большую роль в просвещении народа продолжали играть внешкольные и культурно-просветительские учреждения для взрослых. Широкую известность имели, например, Пречистенские рабочие курсы, открытые в 1897 г. в Москве на средства представительницы известной семьи текстильных фабрикантов В. А. Морозовой. В годы революции и после нее получают распространение народные университеты и просветительские рабочие общества, возникавшие в столичных, губернских и даже уездных городах. Попытка правых депутатов Государственной думы препятствовать этой общественной инициативе успеха не имела, и Положение о народных университетах было Думой принято. Большой известностью пользовался созданный в 1908 г. на средства либерального деятеля народного образования А. А. Шанявского Московский городской народный университет. В нем обучались лица, достигшие 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола. Преподавание в народных университетах и на рабочих курсах велось при участии видных ученых, профессоров университетов. Обучение осуществлялось по вечерам и на отделениях, соответствовавших разным ступеням образования (начальное, среднее и высшее). Такое соединение имело место и в государственных учебных заведениях. Например, в Петербургской и Московской консерваториях курс обучения составлял 9 лет, включая освоение азов музыкальной грамоты и высших форм музыкального искусства. С 1890-х гг. в России получают распространение народные дома, ставшие важной формой культурно-просветительской работы среди взрослых. Они объединяли в себе библиотеку, читальню, театрально-лекционный зал, иногда даже чайную и торговую лавки. При отдельных домах существовали воскресные школы. Всего их насчитывалось около 180.
Значительную культурно-просветительскую функцию выполняли периодическая печать и книжная литература. Накануне Первой мировой войны в России существовало почти 300 крупных издательств, из которых лишь 99 выпускали в год более 20 названий с суммарным тиражом свыше 100 тыс. экземпляров, и только у 90 издательств стоимость продукции превышала 50 тыс. руб. По этим показателям бесспорным лидером было издательство И. Д. Сытина, выпускавшее в год более 800 наименований тиражом почти в 15 млн экземпляров на сумму свыше 2 млн руб. и осуществлявшее через офеней всю продажу книг для народа. По отдельным показателям к лидерам относились издательства «Посредник», «Просвещение», А. С. Балашова, В. М. Саблина, Брокгауза—Эфрона, Товарищества М. О. Вольфа. По количеству наименований издаваемых книг Россия в начале XX в. занимала 3-е место в мире после Германии и Японии, но резко уступала другим странам по числу и тиражности газет и журналов. На 1000 жителей в Российской империи в 1890-е гг. приходилось всего 10 экземпляров газет против 285 в Великобритании, 224 во Франции, 208 в Германии, 72 в Австрии. К 1913 г. этот показатель увеличился лишь до 21 экземпляра газет. Две трети повременных изданий и книг выходили в Москве и Петербурге. Доля книг, изданных в 1913 г. на русском языке, составляла 83% всего книжного тиража страны, а русских повременных изданий — 74%.
В начале XX в. издавались книги самой различной тематики и назначения. Количеством наименований и тиражностью выделялись учебные пособия и народные издания. Тиражи изданий календарей в 2 раза превосходили тиражи детских изданий и почти в 2,5 раза — церковных. Им уступала даже беллетристика, тиражи которой составляли 56% от календарных. Средняя цена одного экземпляра книги, изданной в 1913 г., равнялась 33 коп. Выше она была для учебной литературы (43 коп.), религиозной (37 коп.), беллетристики (35 коп.), а ниже — для детской (31 коп.) и календарей (20 коп.). Многократно от этих показателей отличалась цена народных изданий — всего 4 коп. за экземпляр. Это является ярким свидетельством различия книг, которые предназначались для сравнительно небольшого слоя образованной, читающей части русского общества, и книг для огромной массы населения, преимущественно крестьянской, владевшей только азами грамотности. Более высокая цена учебной литературы подчеркивает ограниченность числа учащихся и их преимущественную принадлежность к состоятельным слоям общества.
Большую роль в распространении просвещения играли повременные издания общего характера, предназначенные для так называемого семейного чтения, и научно-популярные журналы. Среди первых известностью пользовался еженедельный тонкий журнал «Нива», издававшийся с 1870 г. А. Ф. Марксом. Его тираж к 1900 г. превысил 230 тыс. экземпляров. Вопросы начального, дошкольного и внешкольного образования освещались журналом «Вестник воспитания», отличавшимся демократической направленностью. Популяризации научных знаний содействовали журналы «Вокруг света», «Природа», «Научное обозрение» и др. Литература для народа включала серию из 40 книг «Научно-популярной библиотеки по естествознанию», выпущенную Ф. Ф. Павленковым и выдержавшую 5 изданий (1899—1917). Продолжала выходить основанная им серия «Жизнь замечательных людей». Распространением книг и журналов, особенно в провинции, занимались библиотеки. Значительная их часть была организована земствами. В 1914 г. до 78% библиотек находилось при учебных заведениях. Общедоступные библиотеки действовали на коммерческих основаниях, а также в виде народных библиотек и кабинетов для чтения. В 50 1уберниях Европейской России библиотеки имели 227 городов (их общее число превышало 1100), только читальни — 13, библиотеки и читальни — свыше 400. На остальной территории страны (без Польши) эти показатели были значительно ниже — 37, 15 и 108 городов.
Информация о работе История как наука, предмет и методы изучения. Источники. Историография