Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:43, реферат
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого
Введение……………………………………………………………………...............3
1. Что такое история?..................................................................................................4
2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……..............................7
3. Периодизация мировой истории………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………….............13
Список использованной литературы……………………………………………...15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Что такое история?......................
2. Предмет истории как науки: цель, задачи
изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..…
3. Периодизация мировой истории………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Интерес к прошлому существует с тех пор,
как появился род человеческий. Этот интерес
трудно объяснить одной человеческой
любознательностью. Дело в том, что сам
человек — существо историческое. Он растет,
изменяется, развивается с течением времени,
является продуктом этого развития.
Первоначальное значение слова “история”
восходит к древнегреческому термину,
означавшему “расследование”, “узнавание”,
“установление”. История отождествлялась
с установлением подлинности, истинности
событий и фактов. В римской историографии
(Историография — отрасль исторической
науки, изучающая ее историю) это слово
стало обозначать не способ узнавания,
а рассказ о событиях прошлого. Вскоре
“историей” стали называть вообще всякий
рассказ о каком-либо случае, происшествии,
действительном или вымышленном. В настоящее
время мы используем слово “история”
в двух смыслах: во-первых, для обозначения
рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь
идет о науке, изучающей прошлое.
Предмет истории определяется неоднозначно.
Предметом истории может быть социальная,
политическая, экономическая, демографическая
история, история города, деревни, семьи,
частной жизни. Определение предмета истории
субъективно, связано с идеологией государства
и мировоззрением историка. Историки,
стоящие на материалистических позициях,
считают, что история как наука изучает
закономерности развития общества, которые,
в конечном счете, зависят от способа производства
материальных благ. Этот подход отдает
приоритет экономике, обществу — а не
людям — при объяснении причинности. Историки,
придерживающиеся либеральных позиций,
убеждены, что предметом изучения истории
является человек (личность) в самореализа-ции
естественных прав, дарованных природой.
Известный французский историк Марк Блок
определил историю “как науку о людях
во времени”.
История - одна из древнейших наук, ей около
2500 лет. Ее основоположником считается
древнегреческий историк Геродот (V в.
до н.э.). Древние очень ценили историю
и называли ее "magistra vitae" (наставница
жизни).
Обычно историю определяют как науку о
прошлом - минувшей действительности,
о том, что когда-то было с человеком, народом,
обществом в целом. Тем самым история сводится
к простому анализу событий, процессов,
состояний, так или иначе канувших в "Лету".
Такое понимание истории является не точным
и не полным, более того - внутренне противоречивым.
На самом деле история не дает людям забыть
"свою былую жизнь". История как бы
воскрешает былое, минувшее, заново открывая
и реконструируя его для настоящего. Благодаря
истории, историческому познанию, прошлое
не умирает, а продолжает жить в настоящем,
служит современности.
Примечательно, что в Древней Греции покровительницей
истории была Клио - богиня, которая прославляет.
Свиток и грифельная палочка в ее руках
- символ и залог того, что ничто не должно
исчезнуть бесследно.
История есть коллективная память народа,
память о прошлом. Но память о прошлом
- это уже не прошлое в собственном смысле
слова. Это - прошлое, восстановленное
и восстанавливаемое по нормам современности,
с ориентацией на ценности и идеалы жизни
людей в настоящем, ибо прошлое существует
для нас через настоящее и благодаря ему.
По-своему выразил эту мысль К. Ясперс:
"История непосредственно касается
нас... А все то, что касается нас, тем самым
составляет проблему настоящего для человека".
Первоначальное значение слова "история"
восходит к греческому "ioropia", что
значит "расследование", "узнавание",
"установление". Таким образом, первоначально
"история" отождествлялась со способом
узнавания, установления подлинных событий
и фактов. Однако в римской историографии
оно приобрело уже второе значение (рассказ
о событиях прошлого), то есть центр тяжести
был перенесен с исследования былого на
повествование о нем. В эпоху Возрождения
возникает третийсмысл понятия "история".
Под историей стали понимать род литературы,
специальной функцией которой было установление
и фиксирование истины.
Однако, как самостоятельная область знания,
тем более научного, история не рассматривалась
еще долгое время. Она не имела собственного
предмета в период Античности, Средних
веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения.
Как согласуется этот факт с достаточно
высоким престижем и большой распространенностью
исторических знаний? Как увязать его
с огромным количеством содержащих исторические
сведения произведений, от Геродота и
Фукидида, через бесчисленные средневековые
хроники, летописи и "жития", до исторических
исследований начала Нового времени? Объясняется
это тем, что история долгое время была
интегрирована в общую систему знаний.
В эпохи Античности и Средних веков она
существовала и развивалась в сочетании
с мифологией, религией, теологией, литературой
и в какой-то мере с географией. В эпоху
Возрождения ей дали мощный импульс географические
открытия, расцвет искусства, политические
теории. В XVII-XVIII вв. история была связана
с политической теорией, географией, литературой,
философией, культурой.
Потребность в выделении собственно научных
знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной
революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX
века продолжала сохраняться "нерасчлененность"
"философского" и научного знания,
с одной стороны, и самой науки по дисциплинам,
с другой.
Одну из первых попыток определить место
истории как научной дисциплины, обладающей
собственным предметом, предпринял немецкий
философ В. Круг в работе "Опыт систематической
энциклопедии знаний". Круг разделил
науки на филологические и реальные, реальные
- на позитивные (юридические и богословские)
и естественные, естественные - на исторические
и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические"
науки подразделялись на географические
(место) и собственно исторические (время)
дисциплины.
В конце XIX в. французский философ А. Навиль
подразделил все науки на три группы:
1. "Теорематика" - "науки о пределах
возможностей или о законах" (математика,
физика, химия, биология, психология, социология).
2. "История" - "науки о реализованных
возможностях или фактах" (астрономия,
геология, ботаника, зоология, минералогия,
история человечества).
3. "Каноника" - "наука о возможностях,
реализация, которых была бы благом, или
об идеальных правилах поведения" (мораль,
теория искусств, право, медицина, педагогика).
2. Предмет истории
как науки: цель, задачи изучения,
социально-значимые функции
Изучение любой науки начинается с определения
понятий, которыми она оперирует в процессе
познания, как природы, так и общества.
С этой точки зрения возникает вопрос:
что такое история как наука? Каков предмет
ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде
всего, необходимо различать историю как
всякий процесс развития природы и общества,
тесно связанных между собой, и историю
как науку об этих процессах.
Мы будем рассматривать историю как науку
в развитии человеческого общества во
всем его многообразии. А поскольку история
общества представляет собой совокупность
конкретных и многообразных действий
и поступков отдельных людей, человеческих
сообществ, находящихся в определенной
взаимосвязи, составляющих все человечество,
предметом изучения истории является
деятельность и действия людей, вся совокупность
отношений в обществе.
Известный русский историк В.О. Ключевский
так писал об истории как науке: "В научном
языке слово "история" употребляется
в двояком смысле: 1) как движение во времени,
процесс и 2) как познание процесса. Поэтому
все, что совершается во времени, имеет
свою историю. Содержанием истории, как
отдельной науки, специальной отрасли
научного знания, служит исторический
процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого
общежития или жизнь человечества в ее
развитии и результатах".
Историки изучают свой предмет во времени
диверсифицировано, частями, под разными
углами зрения. Неупорядоченность, дробность,
неравномерность, "белые пятна" и
"серые ниши" прошлого - таково полотно
исторического времени. Но историческое
знание в целом позволяет, когда необходимо,
перевести взгляд и увидеть все многообразие
"мира истории", структуры и связи,
события и действия, бытие народов и повседневную
жизнь героев и "маленького" человека,
обыденное сознание и глобальное мировоззрение.
В связи с тем, что содержанием исторической
науки является исторический процесс,
раскрывающийся в явлениях человеческой
жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны,
соответственно и история - наука многоотраслевая,
она слагается из целого ряда самостоятельных
отраслей исторического знания, а именно:
политическая история, гражданская, история
хозяйства, история культуры, военная
история, история государства и права
и т.д.
История подразделяется и по широте изучения
объекта: история мира в целом (всемирная
или всеобщая история); история мировых
цивилизаций; история континентов (история
Азии и Африки, Латинской Америки); история
отдельных стран и народов (история США,
Канады, Китая, России и т.д.).
Сложился ряд вспомогательных исторических
дисциплин, разрабатывающих общие вопросы
методики и техники исторических исследований.
Среди них: палеография (история письма),
нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика
(изучение названий географических мест),
источниковедение (общие приемы и методы
изучения исторических источников) и т.д.
История - наука конкретная, требующая
точного знания хронологии (дат), фактов,
событий. Она связана с другими гуманитарными
и социальными науками. Эти отношения
в разные периоды складывались по-разному,
но крупнейшие представители историографии
всегда верили в "общий рынок" общественных
наук. Эта вера сохраняется и сегодня.
Взаимопроникновение и взаимообогащение
социальных наук, так называемая междисциплинарность,
- явление характерное для XX столетия.
Обусловлено оно размежеванием социальных
наук, их выделением в самостоятельные
области знания, в результате чего процесс
разделения труда и специализации сопровождался
углублением взаимосвязей.
История, как впрочем, и другие гуманитарные
и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала
влияния и психологии. Большой популярностью
пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г.
Лебона "Психологические законы эволюции
народов" (Лебон. 1894) и "Психология
народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось
предположение о вступлении европейского
общества в "эру толпы", когда разумное
критическое начало, воплощенное в личности,
подавляется иррациональным массовым
сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд
считал, что его концепция "подсознательного"
может быть ключом к пониманию исторических
личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо
да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу,
первым опытом психоистории.
Термин "психоистория" появился в
50-е годы в США, где в это время издавались
журналы по психоистории. Их героями были
такие исторические личности, как Гитлер,
Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал
большое влияние на критику некоторых
исторических источников - дневников,
писем, воспоминаний.
Стал учитываться факт психологической
потребности автора в фантазиях. Отдельной
темой стало изучение дневниковых записей
о снах. Известны примеры применения психоанализа
к социальным группам, например, к истории
крестьянских и городских религиозных
движений, при изучении которых историки
нередко имеют дело с отклонениями. Но
в целом расцвет психоистории оказался
непродолжительным, а возможности ограниченными.
Сегодня для историков очевидны и значимость,
и ограниченность возможностей психоанализа
для их дисциплины. Области, где может
эффективно использоваться психоанализ,
очерчены достаточно четко: исследование
выдающихся личностей, изучение культурных
традиций. Задача синтеза истории и психологии,
если она имеет смысл, все еще остается
делом будущего.
По сравнению с другими гуманитарными
и социальными науками, изучающими какую-либо
одну из сторон общественной жизни, история
отличается тем, что предметом ее познания
является вся совокупность жизни общества
на протяжении всего исторического процесса.
К тому же, многие проблемы прошлого и
современности, которыми занимаются политологи,
экономисты, социологи, этнологи и другие
специалисты гуманитарно-социального
цикла, могут быть решены только на основе
исторического подхода и исторического
анализа, на базе работы, проделанной историками,
ибо только сбор, систематизация и обобщение
огромного фактического материала позволяет
увидеть и понять тенденции общественного
развития.
Изучение и преподавание истории в современных
условиях осложняется рядом обстоятельств:
1. Процесс переосмысления прошлого в нашей
стране идет в условиях смены общественно-экономического
и политического строя, в условиях формирования
новых морально-нравственных ценностей.
В этой связи история стала настоящим
полем сражения, полем политической борьбы,
на котором сталкиваются не только научно
обоснованная критика, но и политизированные
точки зрения, сторонников которых интересует
не столько историческая правда, сколько
аргументы в пользу своего существования.
А это вместо одной полуправды порождает
другую.
2. История всегда была тесно связана с
политикой, интересами и судьбами правителей,
которые редко поощряли желание историков
знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня
это ощущается особенно остро. Поэтому
приходится сталкиваться с предвзятостью
и субъективизмом в оценках исторических
событий, особенно советского периода.
3. К сожалению, уровень исторической подготовки
и общей политической культуры нашей молодежи
не создает благоприятных условий для
глубокого критического осмысления и
восприятия многочисленных публикаций,
искажающих картину исторического развития
нашей страны.
4. Положение осложняется и отсутствием
учебников. Имеющиеся отдельные учебники
и учебные пособия единичны.
В этих условиях преподавание истории
приобретает общегражданское звучание.
Одной из важных проблем исторической
науки является проблема периодизации
развития человеческого общества. Периодизация
- это установление хронологически
последовательных этапов в общественном
развитии. В основу выделения этапов
должны быть положены решающие факторы,
общие для всех стран или для ведущих
государств.
Со времени развития исторической науки
учеными разработано множество различных
вариантов периодизации общественного
развития. На сегодняшний день периодизация
мировой истории исходит из двух принципов:
для ранних периодов становления человеческого
общества основополагающими являются
материал, из которого изготовлялись основные
орудия труда и технология их изготовления.
Так появились понятия "Каменный век",
"Медно-каменный век", "Бронзовый
век", "Железный век".
Датировка этих периодов устанавливается
с помощью естественнонаучных методов
(геологических, дендрохронологии и т.д.).
С появлением письменности в истории человечества
(около 5000 лет тому назад) возникли иные
основания для периодизации. Она стала
определяться по времени существования
различных цивилизаций и государств, которые
вели свой счет времени
В целом, мировую историю принято делить
на четыре основных периода:
1. Древний мир(период от выделения человека
из животного мира около 2 млн. лет тому
назад до падения Западной Римской империи
в 476 г. н.э.).
2. Средние века (период от падения Западной
Римской империи до начала эпох Возрождения
XVI в.).
3. Новое время (от эпохи Возрождения до
1918 г. - окончание первой мировой войны).
4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
Какой бы предмет ни изучали историки,
все они используют в своих исследованиях
научные категории: историческое движение
(историческое время, историческое пространство),
исторический факт, теорию изучения (методологическую
интерпретацию).
Историческое движение включает взаимосвязанные
научные категории историческое время
и историческое пространство.
Историческое время движется только вперед.
Каждый отрезок движения в историческом
времени соткан из тысяч связей, материальных
и духовных, он уникален и не имеет себе
равных. Вне понятия исторического времени
история не существует. События, следующие
одно за другим, образуют временной ряд.
Существуют внутренние связи между событиями
во временном ряду.
В конце XIX века историки-материалисты
разделили историю общества на формации:
первобытно-общинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
На рубеже XXI века историко-либеральная
периодизация делит общество на периоды:
традиционный, индустриальный, информационный
(постиндустриальный).
Теории исторического процесса или теории
изучения (методологическая интерпретация)
определяются предметом истории. Теория
— логическая схема, поясняющая исторические
факты. Сами по себе исторические факты
как “фрагменты действительности” ничего
не объясняют. Только историк дает факту
толкование, которое зависит от его идейно-теоретических
взглядов. Что отличает одну теорию исторического
процесса от другой? Различие между ними
состоит в предмете изучения и системе
взглядов на исторический процесс. Каждая
схема-теория из множества исторических
фактов выбирает только те, которые вписываются
в ее логику. Исходя из предмета исторического
исследования, каждая теория выделяет
свою периодизацию, определяет свой понятийный
аппарат, создает свою историографию.
Различные теории выявляют только свои
закономерности или альтернативы — варианты
исторического процесса и предлагают
свое видение прошлого, делают свои прогнозы
на будущее.
Истинными могут быть только факты истории,
толкование этих фактов всегда субъективно.
Тенденциозно подобранные и выстроенные
в заранее заданную логически-смысловую
схему факты (без объяснения и выводов)
не могут претендовать на объективную
историю, а всего лишь являют собой пример
скрытого подбора фактов определенной
теории.
Различные теории изучения, объясняющие
реальные исторические факты, не имеют
преимущества друг перед другом. Все они
“правдивы, объективны, верны” и отражают
различие мировоззрений, систем взглядов
на историю и современное общество. Критика
одной теории с позиции другой некорректна,
так как подменяет мировоззрение, предмет
изучения. Попытки создать общую (единственную),
универсальную теорию, то есть объединить
разные теории – мировоззрения (предметы
изучения), антинаучны, так как приводят
к нарушению причинно-следственных связей,
к противоречивым выводам.
Список использованной литературы:
1. Барг М. Категория "
2. Барг М. Цивилизационный подход к истории
// Коммунист, 1991, № 3.
3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории:
Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.:
Книга, 1991.
5. Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция
научных знаний // Общественные науки и
современность, 1997, № 6.
6. Ключевский В.О.. Курс русской истории.
М., 1956. Т. I. Ч. I.
7. Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.
8. Ракитов А.И. Историческое познание:
системно-гносеологический подход. М.:
Политиздат, 1982.
9. Савельева И.М., Полетаев А.В. История
и время: в поисках утраченного. Языки
русской культуры. М., 1997.
10. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории
человечества. Брянск: Курсив, 1998.
11. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
12. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Образ
и действительность. М., П.: Изд. А.Д. Френкель,
1923.
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории.
М., 1991. С. 9