Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:07, реферат
На исходе первого тысячелетия нашей эры в жизни древне-латышских племён произошли крупные изменения. Начальный этап феодализации производственно-общественных отношений, появление первичных политических образований раннефеодального типа и начало формирования латышской народности.
Феодализм – новая общественно-экономическая формация, более прогрессивная по сравнению с первобытнообщинным строем и рабовладельческим строем.
История Латвии в X-XIII века.
На исходе первого тысячелетия
нашей эры в жизни древне-
Феодализм – новая общественно-экономическая
формация, более прогрессивная по сравнению
с первобытнообщинным строем и рабовладельческим
строем. При феодальном строе основой
производственных отношений является
собственность феодала на средства производства
и неполная собственность на работника
производства – крепостного, которого
феодал уже не может убить, но которого
он может продать, купить. Наряду с феодальной
собственностью существует единоличная
собственность крестьянина и ремесленника
на орудия производства и на своё частное
хозяйство, основанное на личном труде.
Нарождающийся класс крупных землевладельцев,
чтобы подчинить себе массы свободных
общинников, с самого начала нуждался
в средствах принуждения и насилия в отношении
массы сельского населения. Так появляются
органы феодального властвования – замки,
дружина, суд и т.д.
Задачу идеологического воздействия на
трудящихся взяла на себя христианская
церковь.
Одновременно изменился и характер торговли.
Она уже не ограничивалась простым, натуральным
обменом продуктов одного на другой. В
этот период в качестве материала стоимости
и средства платежа широкое применение
получил драгоценный металл – серебро.
В IX-XI веках деньгами на территории Латвии
были главным образом серебряные слитки,
которые можно было разрубить на куски.
Главной весовой единицей был иракский
фунт серебра – 408 грамма. Половина этого
фунта, по весу, приравнивалась к новгородской
гривне или голландской марке, четверть
смоленской гривне. Соответственно весу
смоленской гривне выработалась и местная
денежная единица – озеринь, равный около
100 грамм серебра.
В это время территория Латвии становится
перекрёстком торговых путей. Один торговый
путь, связывавший латышей с русскими
землями, шёл по Даугаве: по этому пути
русские купцы через Полоцк проникали
вплоть до её низовьев. Сюда же вела сухопутная
дорога из Пскова и Новгорода, которая
проходила через эстонские земли и дальше
на запад по течению реки Гауя (Аа). Южные
торговые пути проходили по рекам Лиелупе
(Курляндская Аа) и Венте. Один путь шёл
по суше: начиная с низовьев Даугавы (у
Икшкиле) через Межотне и Бауск он вёл
прямо в Литву. По этому пути латыши поддерживали
связи с литовцами и древними пруссами,
а через них – с западными странами.
К концу XII века на территории Латвии начали
образовываться государственные образования
– княжества или земли. На территории
заселённой земгалами было семь земель:
Тервете, Добеле, Спарнене, Силене, Добе,
Ракте и Упмале. В каждой из этих земель
был, по крайней мере, один хорошо укреплённый
замок. Особенно широко известны были
Терветский и Межотненский замки.
Наиболее глубокие корни процесс создания
государственности пустил в восточной
Латвии, населённой латгалами. Одним из
наиболее сильных государственных образований
было Ерсикское княжество. К западу от
Ерсики находилось Кокнесское княжество.
В числе крупнейших государственных образований
на востоке Латвии была Талава с центром
в Беверине. Между Талавой и Псковским
княжеством располагалось земля Атзеле.
В Селии упоминается, по крайней мере,
семь замков, крупнейшим из которых был
Селпилс. Однако конкретных сведений о
наличии здесь государственности нет.
На территории населённой куршами находились
земли: Ваннема, Вентава, Вандава, Пиемаре
и Дувзаре.
В XI-XII веках борьбу за политическое влияние
над древнелатышскими земля включились
и русские княжества. На территории Латвии
в этот период, несомненно, ощущалось наличие
русского политического влияния, хотя
определить его границы довольно трудно.
Ливы, жившие у самого устья Даугавы (в
Икшкиле) платили дань Полоцкому князю.
Вассалами Полоцкого князя были и такие
сильные княжества, как Кокнесское и Ерсикское.
Что касается Талавы и Атзеле, то эти земли
платили дань Псковскому князю. В тоже
время князьки и старейшины земгалов и
куршей в политическом плане были самостоятельными.
Наряду с попытками установления политического
господства предпринимались и попытки
распространения христианства на земли,
населённые предками латышей. Впервые
о христианстве предки узнали от викингов.
Проникновение христианства шло с востока,
с древнерусских земель – православные
храмы в восточной части Латвии появились
ещё в конце XII века. Особенно много православных
церквей было в Ерсике. Однако, в основном,
древние латыши прохладно относились
к вере, принесённой иноземцами, и оставались
верны своим богам.
Немецкие купцы, которые всё в большем
количестве приезжали к устью Даугавы,
стремились к захвату мест, наиболее выгодных
для торговли. Чтобы обеспечить за собой
торговые пути, они пытались подчинить
своему господству жившие здесь местные
народности. Однако в этом деле им требовалась
помощь со стороны феодалов и церкви.
Первые агенты католической церкви появились
в Прибалтике довольно рано. Немецкие
купцы, слабо разбирающиеся в грамоте,
в качестве счетоводов брали с собой священников.
По-видимому, именно таким путём вместе
с купцами в Латвии появился монах Мейнард.
В 70-е года XII века на берегах Даугавы появились
миссионеры католической церкви. Возглавлял
миссию монах Мейнард (Мейнхард, Meinhard)
из монастыря города Холштейн. По разрешению
полоцкого князя он прибыл в Икшкиле, где
предполагалось построить церковь и замок
для миссии. Церковь и замок строились
в 1184-1186 годах приглашёнными с острова
Готланд (Швеция) каменщиками. Это были
первые каменные строения на территории
Балтии. В 1186 году замок стал резиденцией
вновь образованного Икшкильского (ливземского)
епископства. Началось принудительное
крещение ливов и завоевание их территорий.
Вскоре начнётся наступление и на другие
народности Латвии и Эстонии.
Мейнард и его помощники не достигли успехов
в крещении ливов. Кроме того в устье Даугавы
на приезжих купцов часто нападали курши.
Тогда Мейнард с помощью шведского и германского
рыцарства организовал первый крестовый
поход против куршей. Поход закончился
неудачей, так как буря загнала экспедицию
на побережье Эстонии, и захватчикам пришлось
удовлетвориться только разорением приморской
территории.
В 1198 году в устье Даугавы появился приемник
Мейнарда – новый епископ Бертольд (Berthold
Schulte), прибывший вместе с завербованными
в Германии крестоносцами. Ливы организовали
отпор захватчикам, но были разбиты. В
этой битве, у селения Рига, погиб епископ
Бертольд. По преданию, его убил лив Имантс.
Одержав победу, немцы заставили ливов
принять крещение и содержать за свой
счёт католических священников. Когда
же крестоносцы вернулись в Германию,
ливы, „смыли” в реке навязанную им веру
и прогнали со своей земли католических
проповедников.
В 1199 году епископом в Ливонии был назначен
властолюбивый и не стесняющийся в выборе
средств Альберт Буксгенден (Albert von Buxhoenden),
родственник бременского архиепископа.
Епископ Альберт приступил к подчинению
балтийских народностей уже в более значительном
масштабе.
Политику Альберта по завоеванию Прибалтики
поддерживал и направлял папа римский
Иннокентий III (1198-1216). Римская католическая
церковь добивалась у немецких завоевателей
обещания, что церковь получит не только
новые доходы с захваченных территорий,
но так же гарантии о непосредственном
подчинении этих владений папскому престолу.
На основе соглашения папа немедленно
объявил крестовый поход против жителей
Прибалтики.
Строительство в Латвии в 10-13 века | ||||||
Древнейшими постройками в Латвии
были хижины, которые строили из поставленных
вертикально стволов деревьев, связанных
между собой прутьями. Построенные таким
образом стены обмазывались глиной. В
центре жилища находился сложенный из
камней очаг, который служил для обогрева
помещения и приготовления пищи. В связи
с развитием земледелия и скотоводства
возникла потребность в прочных и крепких
строениях. В Латвии появились избы (istaba),
которые складывались из бревен. Бревна
слегка обтесывали, делали на концах зарубы
и укладывали рядами друг на друга. Подобные
постройки называются срубными. Крыши
строений покрывали берестой или еловой
корой, поверхность которой обмазывали
глиной или покрывали дерном. Позднее
кровлю стали изготавливать также из соломы
или тростника. Избы не имели дымохода
- дым очага выходил наружу через щели
в кровле. Вместо окон вырубались небольшие
отверстия, которые прикрывались досками.
Лес для строительства подвозился на лошадях
или сплавлялся по рекам.
|