Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:33, доклад
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню
История Меценатства в России
Благотворительность в Древней Руси
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей царей была характерна для России вплоть до середины 16 века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. В 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.
Благотворительность Смутных времен
Царь Иван Грозный предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.
Петровские деяния
В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей», в котором предписывалось «учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники.
Эпоха реформ
19 век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. Одним из первых, в 1802 году под эгидой императорской семьи, возникает «Императорское Человеколюбивое общество», преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных заведений, больниц, приютов, а также помощи бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.
ХХ век. Царская Россия
К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. 1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности.
Благотворительность в Советской России – раскол между государством и обществом
Традиция российской благотворительности
была нарушена революцией 1917 года.
Идеология революции не допускала никаких
форм благотворительности. Все средства
общественных и частных благотворительных
организаций были в короткие сроки национализированы,
их имущество передано государству, а
сами организации упразднены специальными
декретами. В целях соблюдения «революционного
порядка» любая частная (как, впрочем,
и общественная) благотворительная деятельность
пресекались. Официальная идеологическая
позиция по отношению к благотворительности
была отражена в Большой советской энциклопедии,
изданной в 1927 году. Там благотворительность
трактовалась как «явление, свойственное
лишь классовому обществу», тогда как
«социальному строю СССР чуждо понятие
благотворительности». Однако в годы Великой
Отечественной войны с помощью церкви
на оборону страны было собрано 200 миллионов
рублей. Часть из них пошла на танковую
колонну имени Дмитрия Донского и авиационную
эскадрилью имени Александра Невского.
Люди сдавали не только деньги и драгоценности,
но и одежду, обувь, приносили, кто что
мог. Потом функции благотворительности
опять целиком взяло на себя государство,
но коллективный труд на благо общества
(субботник, сбор макулатуры и металлолома
и т.д.) приветствовался.
Сегодня
традиции благотворительности и
меценатства продолжают развиваться
на благо общества и каждого человека.