История медицины в древней греций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».

Содержание работы

Введение
Гиппократ
Сборник Гиппократа
Середина IV века до н.э
Литература

Файлы: 1 файл

др.греция.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

В сочинении «О древней медицине»  Гиппократ объяснил возникновение  медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь ее связи  с заботами о питании, об использовании  продуктов.

Гиппократ понимал болезнь  как общий процесс всего организма. По принятым Гиппократом гуморальным  представлениям, жизнь организма  определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь  желтая и желчь черная. В основе этих соков лежат различные сочетания  четырех первичных начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови—сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент каждого человека определяется преобладанием у него соответствующего сока. Образование определенных темпераментов у людей, типов людей, Гиппократ связывал с физико-географическими условиями разных местностей и подчеркивал этим, что природа, окружающая человека, действует на него. Классификация Гиппократом «темпераментов» человека, как и лежащие в ее основе гуморальные представления, конечно, далеки от современных представлений. И. П. Павлов в своем учении о типах высшей, нервной деятельности животных и человека указал, что Гиппократ, в общем, правильно уловил капитальные черты основных типов.

Гиппократ знал систему органов  движения — кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов (закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и «скамья Гиппократа» — применявшийся им станок для вытяжения и других ортопедических процедур. Много рационального содержится и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Многие «Афоризмы» Гиппократа свидетельствуют о ряде догадок, приближавшихся к верному пониманию  сущности и причин некоторых страданий. Наряду с этим в «Афоризмах» и  других произведениях встречаются  и суждения, отражающие общий невысокий  уровень анатомо-физиологических  и медицинских представлений  древнего мира.

Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

В учении Гиппократа уделялось  внимание и организму больного, и  внешней среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в  первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма. Он остерегался насильственно вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая, прежде всего «не вредить».

Признавая, что причины  болезней всегда естественны, Гиппократ  основу излечения больного видел  в использовании врачом природных  свойств организма. Задача врача, учитывая особенности организма больного, помочь силам природы. Основа терапии Гиппократа — вера в целительные свойства природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой.

Гиппократ рекомендовал наблюдать  больного в различное время суток, во время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел на болезнь  как на явление изменяющееся. Болезнь  имеет начало, середину и конец, три  стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения. Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного, утолщение концевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа») «шум плеска.

Наряду с болезнями  взрослых Гиппократ занимался болезнями  детей. Он дал описание свинки. Особое внимание уделял заболеваниям новорожденных  и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое  влияние на последующие работы врачей древностей (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Разп, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.

Значительное место в  лечении Гиппократ уделял диете, которую он понимал расширенно в  смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима. Он не пренебрегал и лекарственным  лечением, широко пользовался опытом народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств: потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В лекарствах для наружного применения использовались соли металлов. Гиппократ назначал банки, делал кровопускания. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Гиппократ применял метод  лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение  врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение... труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»... Такой взгляд в последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль, служа материалистическим  противопоставлениям концепции идеалистической, в частности витализму и гомеопатии.

Много внимания Гиппократ  уделял вопросам хирургии: для остановки  кровотечения рекомендовалось придавать  конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. «В сильных болезнях нужны и лекарства самые сильные».

Большое значение Гиппократ  придавал прогнозу, предсказанию, предвидению  врачом дальнейшего хода болезни. Этому  вопросу Гиппократ посвятил особое сочинение «Прогностика».

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения  врача и больного, а также врачей между собой. «Клятва» не представляла оригинального произведения Гиппократа или его современников: весьма сходного содержания профессиональные обязательства  врачей встречались и в более  ранних источниках Египта и Индии. Позднее  она вошла во врачебную практику ряда стран, в том числе и в  России. В несколько измененном виде обязательство это сохранилось  и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное  обязательство оканчивающих медицинские  факультеты врачей.

Правила поведения врача  по отношению к больному, указываемые  Гиппократом, отражали противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого, как и вообще эксплуататорского  строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и  установления ее размера.

В течение долгого времени представители  медицины в своей деятельности исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа — наблюдение у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диететические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и схоластической переработки последующих веков, сохранили свое значение до настоящего времени.

Развитие греческой медицины после Гиппократа. В древнегреческой  медицине после Гиппократа продолжалась борьба материализма с идеализмом. Идеологом реакционной рабовладельческой  аристократии Древней Греции с ее идеалистической философией был  философ Платон (428—374 гг. до н. э.). Платон отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира, по учению Платона, несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверхчувствительные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.

В своем произведении «Имей» Платон затронул близкие к медицине вопросы. Все происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон истолковывал идеалистически и  мистически. Платон, долго живший в  Египте, был знаком с египетскими  воззрениями. В «Тимее» он развил учение о божественной душе. По Платону, пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способность чувствовать и мыслить, в сердце согревает человека и в печени питает.

Здоровье и болезнь, по Платону, определяются потусторонним началом, божественной душой — пневмой. Превращениями пневмы в организме и ее влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления. Причину болезни Платон видел в наказании, ниспосланном с неба. Лекарства не имеют никакого значения. Исцелять могут только обряды, гимны, музыка.

Исходя из своих классовых  рабовладельческих воззрений, Платон в «Законах» все заботы о предупреждении болезней ограничивал только сословиями правителей и государственных стражей. Ремесленников Платон рекомендовал лечить только при легких заболеваниях, при тяжелых же заболеваниях для  ремесленников, по мнению Платона, «лучше благодетельная смерть». Рабам, по Платону, знания не доступны и не нужны; не нужна  им и настоящая медицинская помощь. Платон, таким образом, явился родоначальником  реакционных течений в медицине.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым видным ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология) : «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Церковная философия эпохи феодализма (средних веков) использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона о предсуществующих идеях одной из главных основ реакционной средневековой идеологии—схоластической философии, господствовавшей в средневековой медицине.

В области естествознания учение Аристотеля в течение двух тысячелетий пользовалось величайшим почетом. В средние века Аристотель считался непререкаемым  авторитетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит История медицины, Москва, "Медицина", 1981.
  2. М.П. Мультановский "История медицины" изд. Медицина", Москва, 1967.

Информация о работе История медицины в древней греций