Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:22, реферат
Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».
Введение
Гиппократ
Сборник Гиппократа
Середина IV века до н.э
Литература
В сочинении «О древней медицине» Гиппократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь ее связи с заботами о питании, об использовании продуктов.
Гиппократ понимал болезнь
как общий процесс всего
Гиппократ знал систему органов движения — кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов (закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и «скамья Гиппократа» — применявшийся им станок для вытяжения и других ортопедических процедур. Много рационального содержится и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.
Многие «Афоризмы» Гиппократа
свидетельствуют о ряде догадок,
приближавшихся к верному пониманию
сущности и причин некоторых страданий.
Наряду с этим в «Афоризмах» и
других произведениях встречаются
и суждения, отражающие общий невысокий
уровень анатомо-
Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.
В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма. Он остерегался насильственно вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая, прежде всего «не вредить».
Признавая, что причины
болезней всегда естественны, Гиппократ
основу излечения больного видел
в использовании врачом природных
свойств организма. Задача врача, учитывая
особенности организма
Гиппократ рекомендовал наблюдать больного в различное время суток, во время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел на болезнь как на явление изменяющееся. Болезнь имеет начало, середину и конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения. Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного, утолщение концевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа») «шум плеска.
Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался болезнями детей. Он дал описание свинки. Особое внимание уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древностей (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Разп, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.
Значительное место в лечении Гиппократ уделял диете, которую он понимал расширенно в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима. Он не пренебрегал и лекарственным лечением, широко пользовался опытом народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств: потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В лекарствах для наружного применения использовались соли металлов. Гиппократ назначал банки, делал кровопускания. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.
Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.
Гиппократ применял метод
лечения «противоположного
Много внимания Гиппократ
уделял вопросам хирургии: для остановки
кровотечения рекомендовалось придавать
конечностям возвышенное
Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего хода болезни. Этому вопросу Гиппократ посвятил особое сочинение «Прогностика».
В знаменитой «Клятве врача»
Гиппократ определил
Правила поведения врача по отношению к больному, указываемые Гиппократом, отражали противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого, как и вообще эксплуататорского строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления ее размера.
В течение долгого времени
Развитие греческой медицины
после Гиппократа. В древнегреческой
медицине после Гиппократа продолжалась
борьба материализма с идеализмом.
Идеологом реакционной
В своем произведении «Имей» Платон затронул близкие к медицине вопросы. Все происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон истолковывал идеалистически и мистически. Платон, долго живший в Египте, был знаком с египетскими воззрениями. В «Тимее» он развил учение о божественной душе. По Платону, пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способность чувствовать и мыслить, в сердце согревает человека и в печени питает.
Здоровье и болезнь, по Платону, определяются потусторонним началом, божественной душой — пневмой. Превращениями пневмы в организме и ее влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления. Причину болезни Платон видел в наказании, ниспосланном с неба. Лекарства не имеют никакого значения. Исцелять могут только обряды, гимны, музыка.
Исходя из своих классовых
рабовладельческих воззрений, Платон
в «Законах» все заботы о предупреждении
болезней ограничивал только сословиями
правителей и государственных стражей.
Ремесленников Платон рекомендовал
лечить только при легких заболеваниях,
при тяжелых же заболеваниях для
ремесленников, по мнению Платона, «лучше
благодетельная смерть». Рабам, по Платону,
знания не доступны и не нужны; не нужна
им и настоящая медицинская
Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым видным ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология) : «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Церковная философия эпохи феодализма (средних веков) использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона о предсуществующих идеях одной из главных основ реакционной средневековой идеологии—схоластической философии, господствовавшей в средневековой медицине.
В области естествознания учение Аристотеля в течение двух тысячелетий пользовалось величайшим почетом. В средние века Аристотель считался непререкаемым авторитетом.