История мировых цивиллизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Развитие обществ - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в

Содержание работы

Задание 1. Рассмотрите основные методы исторического познания (историко-сравнительный, историко-генетический, историко-системный, методы математической статистики).
Задание 2. Охарактеризуйте роль восточных цивилизаций эпохи Древности в истории мировой цивилизации. Какие достижения этих цивилизаций оказали, с Вашей точки зрения, наибольшее влияние на развитие человечества. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Задание 3. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие западной цивилизации в Новейшее время. Обоснуйте свой выбор.
Задание 4. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, факты и тенденции в развитии российской цивилизации в советский период истории. Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. Решите тест. Установите соответствие.
Список литературы

Файлы: 1 файл

История мировых цивилизаций.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Учетно-статистический факультет

Кафедра «Теория и история экономики»

История мировых цивилизаций

 

Контрольная работа 

 

Вариант 2

 

 

 

                                                                                                   Выполнил студент  Волошина  Д.А

     Факультет Менеджмента и маркентинга

                                               Курс 2

                                                                                                           номер зачетной книжки 11МЛБ00682

                                                                                                                Преподаватель Блок А.Ю

 

Москва 2013

План  Работы

Задание 1. Рассмотрите основные методы исторического познания (историко-сравнительный, историко-генетический, историко-системный, методы математической статистики).

 

Задание 2. Охарактеризуйте роль восточных цивилизаций эпохи Древности в истории мировой цивилизации. Какие достижения этих цивилизаций оказали, с Вашей точки зрения, наибольшее влияние на развитие человечества. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

 

Задание 3. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие западной цивилизации в Новейшее время. Обоснуйте свой выбор.

 

Задание 4. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, факты и тенденции в развитии российской цивилизации  в советский период истории. Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 5. Решите тест. Установите соответствие.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

Развитие обществ - это процесс, в котором действуют, с одной  стороны, люди, общности, институты, а  с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.

Наиболее важными  факторами общего исторического процесса являются:

Субъективный фактор - это  социальная деятельность элит, партий, классов, народов, включающая их интересы - цели, программы, организованность, волю и энергию в достижении поставленных целей. Это не общественное сознание, характеризующее общество в целом, вне его реализации в общественной практике, а часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор - это единство сознания и деятельности каких-то социальных субъектов.  
 
К объективным факторам развития (например, России) относятся размер территории, климат, уровень средств производства, состояние институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.). Это не общественное бытие как характеристика общества в целом, а лишь та его часть, которая определяет сознание и деятельность данного социального субъекта: элиты, партии, класса, народа и т.п. Объективный фактор ставит определенные объективные пределы данному субъективному фактору в его целях и планах: данный субъект должен считаться с этими объективными возможностями своей деятельности.  
Демографический фактор - проблемы влияния роста населения на жизнь общества  
Технологический фактор - техника и технология определяют социальную структуру и общественные  
отношения  
Фактор внешних влияний - процесс заимствования и распространения инноваций; внешние влияния могут быть многообразными: это прежде всего войны, торговля и культурное влияние, связанное с диффузией инновацией

Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.

1. Реформы в социальных системах — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.

2. Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеетдве разновидности:

  • органическую — развитие на собственной основе;
  • неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»).

3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.

Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие изменения:

  • Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.
  • Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:
    • проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;
    • создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;
    • вводятся свободные цены.

К настоящему времени практически  во всех странах создана правовая база для развития рыночного хозяйства.

Период активного вхождения  в рынок был сопряжен с расстройством  финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного  фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод.

Перемены в  сфере духовных ценностей и приоритетов

Эта сфера трансформации  затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования  большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев. Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация, которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам. Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы.

В социологии социальных изменений существует значительное количествоконцепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные:эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.

Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к

*http://lib.ru/HISTORY/, http://www.magister.msk.ru/library/history/

более развитому по единому  заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.

В качестве аргументов выдвигались следующие доводы:

  • многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
  • рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
  • нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
  • имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.

2 Задание 2.22яв

Достижения и ценности культуры Средневековья

Среди важнейших ценностей, утверждаемых культурой, находится отношение  к труду. Любое общество вынуждено  культивировать особое отношение к  труду, в противном случае оно  не могло бы существовать.

В Античной культуре, человек - это прежде всего свободный человек, гражданин, то есть человек - основатель полиса, города, а значит, человек политический. Для этого человека главное - "республика", общее дело, управление, следовательно, труд умственный, а не физический, деятельность по сбору, сохранению и распределению прибавочного продукта, а не его производству. Поэтому в античной культуре "труд" несёт в себе отрицательное определение: лат. "negotium" - беспокойство. Отсюда современный термин "негоциант" - торговец, делец. Труд воспринимался античностью как отсутствие покоя, досуга, как деятельность, приносящая "беспокойство", заботу. Этой деятельности противопоставлялась другая - "otium", что означало - "покой, досуг, отдых". Античность ценила положительное - покой, и деятельность, осуществляемую свободно, как отдых, то есть умственную деятельность. Античность ценила наиболее абстрактные, всеобщие формы умственной деятельности: философию, математику, музыку, политику. Она не ценила, или ценила, но меньше, конкретные виды умственной деятельности - например, секретарское дело, бухгалтерское, труд надсмотрщиков, приказчиков и т. п. Но не ценился и труд скульпторов, так как античность рассматривала деятельность скульптора как физический труд, схожий с трудом каменотёса.

Варварская культура, лежащая в  основе Средневековья, также относилась к труду противоречиво, но это - иное противоречие, чем в Античности. В период крушения Рима, варварское общество в Европе само переживает переходный период, связанный со становлением классов и переходом к цивилизации. Для Европы характерен был особый тип классообразования - "аристократический", где верхушка родов и племён приватизирует общинное достояние. При "плутократическом" типе частная собственность утверждается за счёт накопления богатства в личном труде. Приватизация приводит к появлению излишней рабочей силы в аграрном производстве, возникновению "деклассированных" элементов. Они объединяются в "дружины" и занимаются грабежом. Поэтому утверждается своеобразное отношение к труду, для верхушки варварского общества труд - недостойное занятие для благородного и свободного. Труд унижает достоинство дружинника, это - удел "чёрной кости", "простонародья", "черни", а не "лучших людей". Иное дело - ратный труд. Он достоин всяческого воспевания и возвеличивания. На место мифологии приходит героический эпос как сознание и осознание периода военной демократии и разложения варварской культуры. Для античности - это период, воспетый Гомером в "Илиаде" и "Одиссее". Для Средневековья - это "Беовульф" (VIII в.), ирландский эпос "Изгнание сыновей Уснеха", саги "Старшая Эдда" ("Прорицание вёльвы", "Речи Высокого") и др. Но и для свободного общинника труд - второстепенное занятие, дело ленивых и малодушных. Тацит так описывает ценности германских племён: "гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлению, потом добывать то, что может быть приобретено кровью - леность и малодушие".

Информация о работе История мировых цивиллизаций