Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:58, реферат
Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый
климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения. Лес не только формировал антропологический тип, но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не
только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством.
География расселения во многом определяет важные факторы его истории.
Природа формирует хозяйственный уклад жизни, а он оказывает влияние на
формирование антропологического типа народа. Мордовский народ исторически
сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне,
богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной
средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный
материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый
климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали
формированию здорового, физически крепкого населения. Лес не только
формировал антропологический тип, но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не
только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины,
скотоводством.
Важным фактором формирования антропологического типа
являлись и структура питания и тип жилища. Растительная пища мордвы не
отличалась от пищи русских, но животную пищу они употребляли чаще,
традиционно потребляли мед. Мордовские жилища отличались от русских
раздельным помещением домов и дворов, и наличие бани (древнего изобретения
финнов).
Мордва принадлежит к финно-
подвергались европеизации под воздействием контактов с литовскими,
германскими, славянскими и др. племенами. История мордовских племен
прослеживается начиная с 1 тыс. до н.э. А в 1 тыс. н.э. из финно-угорской
общности выделились мордовские племена. Мокшанская группа селилась на юго-
восточных землях Сурско-Окско-Мокшанского междуречья, эрзянская на северо-
западе. Мордовская земля во все времена была относительно густо населена.
Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на
формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские,
вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, половцы,
монголы. Самое крупное нашествие началось в 1237 г. — нашествие Батыевых
орд, вслед за которым установилось золотоордынское иго, прервавшее
естественноисторическое развитие.
В 1, начале 2 тыс. н.э. оформился хозяйственно-культурный комплекс и
религиозное мировоззрение мордвы. Об этом свидетельствуют раскопки в
Дубенском р-не (железные наконечники стрел, сохи, серпы, зерна культурных
растений, кости домашних лошадей, коров, свиней, овец, изделия из дерева,
глины, кожи и тканей, ювелирные украшения). С появлением в 1 тыс. железных
орудий труда, появлением излишков продуктов происходит расслоение общества
и распад родового общества. На смену родовой общине пришла соседская,
зарождаются раннефеодальные отношения. В условиях дальнейшего развития
производительных сил и
угрозы в начале 2 тыс. н.э. происходит процесс складывания единой
мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб
эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни,
прославляется Тюштя — вождь
и правитель мордовского
В начале 2 тыс. н.э. у мордвы стали оформляться государственные
образования: у мокши — в бассейне реки мокши и в Верхнем Присурье во главе
с князем Пурешом, у эрзи — в Окско-Сурском междуречье во главе с князем
Пургасом (это было еще до вторжения орд Батыя). После нашествия южно-
мордовские земли практически обезлюдели, заниматься землепашеством там было
опасно. Наиболее плотно были заселены мордвой земли по рекам Мокша, Алатырь
и в районе Мурома.
В 14 в. лесостепная полоса, куда входили и мордовские земли, была
житницей ордынского государства. Являясь носителями высокой земледельческой
культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие
обряды. Перед началом всех сельхозработ проводились моления, мордва верили
в добрые и злые духи. Поклонялись богам плодородия. Кроме земледелия
занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.
В конце 14 в. начался процесс вхождения мордовских земель в состав
московского княжества. После вхождения мордовских земель в Российское
государство русские князья уже оговаривали условия владения и наследования
(в документах времен Ивана3 от 1505 г. и Ивана4 от 1572 г.). Московское
княжество включало в 15 в. и мордовские земли. Становление статуса
мордовских князей произошло в период разложения первобытного общества. У
мордовских князей были свои владения, и они были относительно
самостоятельными еще в 15-16 вв. Экспансия русских и татарских князей
вынуждала их формировать военные дружины. В 1392 г. Нижегородское
княжество, включавшее земли мордвы-эрзи вошло в состав Московского. В 1393
г. Мещера населенная мордвой — мокшей и эрзей добровольно признали власть
Москвы. В договора от 1396 г. между русскими князьями мордва уже не
фигурирует как политический противник, потому что мордовские князья несли
службу у них, обороняя русскую территорию. К 15 в. право верховного
распорядителя мордовскими землями присвоил себе московский великий князь,
который вершил судьбами не только населения, но местных князей. Так в 15 в.
мордовские и татарские князья стали вассалами московских великих князей. В
конце 15 в. сложилось Российское государство, Иван3 с 1485 г. стал носить
титул великого князя, а Иван4 с 1547 г. — титул царя. В 16 в. сложились
централизованные органы власти — приказы. Мордовским краем управляло
несколько приказов. Постепенно владения мордовских князей преобразовывались
в уезды. В 16 в. мордва проживала в Муромском, Нижегородском, Арзамасском,
Шацком, Темниковском, Алатырском уездах. В 16 в. Российское государство
предпринимало решительные меры против Казанского ханства, активную роль в
этом играла и мордва. Во взятии Казани отличились многие представители
мордвы, а позднее участвовали в охране границ Русского государства. Мордва
расселялась и уходила все дальше от своих исконных территорий: в
симбирский, саратовский, башкирский и другие края.
В 16-17 вв. в Мордовии оформилось четыре категории крестьян:
дворцовые, государственные, монастырские и помещичьи. В это время
происходит изменение в
проведена перепись и за деревнями закреплялись определенные земли.
Мордовские крестьяне
взимался в продуктово-денежной форме, объектом обложения являлась земля.
Кроме земледелия и животноводства крестьяне занимались добычей пушнины,
пчеловодством, шла торговля продуктами деятельности. Центрами городской
торговли и ремесел были Саранск, Темников, Алатырь, Арзамас,
Краснослободск, Инсар, Троицк и др. В 17 в. уже крепли торговые связи с
Москвой.
Крестьянские войны начала 17 в.
были вызваны обострением
крестьянства и помещиком, усилением крепостного права в конце 16 в.
Восстание Болотникова в 1606-07 гг. охватили многие регионы России, в том
числе и Мордовию. Повстанцы заняли Алатырь, расправились с представителями
власти, громили дворянские усадьбы. Борьба в мордовских уездах приняла
острый характер, активно участвовали и русские и мордва. Со стороны власти
последовали карательные меры, которые не сломили восставших. Примерно через
год в 1609 г. они опять объединились в отряды и сражались с
правительственными отрядами. Крестьянская война была подавлена, но показала
силу народных масс.
Причиной крестьянской войны Разина 1670-71 гг. послужили дальнейшее
закрепощение, все возраставшие налоги. Мордовские земли в короткий срок
перестали быть вольным краем, как и все Поволжье они превращались в
территорию, откуда крестьяне бежали от феодального гнета. Еще до восстания
Поволжье стало местом крестьянских волнений. В 1670 г. войско Разина
двинулось вверх по Волге, к ним присоединились многие крестьяне Мордовии,
много мордвы сложило голову в боях. Крестьянская война под
предводительством Разина потерпела поражение. Карательные меры привели к
сокращению мужского населения и запустению многих крестьянских дворов.
Совместная борьба русских, мордвы и татар сыграла роль в укреплении
дружественных отношений.
Таким образом, за время пребывания в составе России экономическое и
правовое положение мордовских крестьян и русских во многом сблизилось. В
мордовских землях многие дворяне получили земли, появились все категории
крестьян. Несмотря на прогрессивное и благотворное влияние русских на все
стороны жизни мордвы и социально-экономическое развитие, политика власти
была направлена на ассимиляцию. С укреплением феодальных отношений и
усиления гнета возникали
мордва.
Мордва в отличие от других народов Поволжья не образует значительных
этнических массивов, а расселяется вперемешку с русскими и татарами. Хотя
на территории Мордовии большинство было одно-национальных селений. При
создании уездов этническая принадлежность не учитывалась. Были образованы
Самарский, Алатырский, Саранский, Темниковский уезды, на территории которых
жила мордва и русские и татары. В 18 в. растет численность населения, что
способствовало переходу на подушный сбор налогов. Новые поселения в 18 в.
появлялись редко, т.к. территория в основном уже была освоена. Одной из
причин появления новых сел была христианизация иноверцев, т.к. крещеные и
некрещеные жили отдельно.
В 18 в. в мордовском крае были широко представлены такие отрасли
промышленности, как винокурение, поташное производство, металлургия и
легкая промышленность. В 17-18 вв., несмотря на тяжесть феодально-
крепостнических порядков и усиление
национально-колониального
мордовском крае ускоренно растет товарное производство, определилось лицо
края в системе всероссийского рынка. Одновременно росла имущественная
дифференциация. Росло социальное напряжение. Мордва имела богатый опыт
ведения многоотраслевого хозяйства, они отличались трудолюбием и упорством.
Мордва при вхождении в Россию получили возможность приобщиться к культуре в
духовной и материальной сфере. Этому способствовала массовая христианизация
мордвы. Но были и утрачены многие
религиозные мировоззрения
культурные ценности, хотя язык и культуру удалось сохранить.
Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но
сохранил свою основу. Язык принадлежит к волжской ветви финно-угорской
группы уральской семьи. После отделения от финноволжского праязыка единый
мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй
половины 1-го тыс. н.э. в нем начали образовываться территориальные
диалекты, два из которых эрзянский и мокшанский стали языками. В них
имеются диалекты и говоры, что
обусловлено рассеянностью
территории среди
(национальные качества) — упорство, застенчивость, не расчетливость,
невысокая коммуникабельность.
К началу 20 в. ареал мордовского народа охватывал всю Россию.
Мордовские поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая часть жила
в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и
Самарской губерниях. Родным считали мордовский язык более 1 млн. человек
(по переписи 1897 г.), численность составляла 1,2 млн. В основном от
язычества они перешли к православию. 98% мордвы были крестьянами, около 1%
мещанами, остальное — духовенство, казаки, дворяне и купцы.
Мордовия к началу 20 в. была типичным аграрным районом России. По
переписи 1911-1912 гг. 97% — крестьяне. Административно крестьяне
объединялись в сельские общества и волости. Внутриобщинная жизнь
регулировалась
Важные вопросы решал сельский сход, выбирался староста, утверждались
сотские и десятские (от каждого сотого и десятого двора). Они помогали
старосте выполнять
Основной административной единицей управления в сельской местности была
волость. Они организовывались не по национальному признаку, а по
территориальному. Во главе стояли волостные старшины с избираемыми
волостным сходом правлениями. Волостной сход составляли волостное
правление, старосты и наиболее зажиточные крестьяне (по одному от десяти
дворов). Волостной старшина утверждался земским начальником и мог им быть
отстранен. Волостной суд решал простые правовые вопросы и споры. Жалование
получали только волостной старшина и писарь.
Крестьянское хозяйство было достаточно эффективно без помощи
государства в условиях феодального государства. Работа в нем велась большую
часть суток летом, при любой погоде. Крестьянское хозяйство могло
существовать только при интенсивном ведении. Зимой было время для занятий
промыслами. Из-за малоземелья использовался каждый клочок земли, тягловая
сила — лошадь. Экономически крестьянское хозяйство было неустойчиво, т.к. в
случае плохих погодных условий случался неурожай, из-за падежа скота
хозяйство разорялось. Для обеспечения развивающегося капиталистического