История Мордовии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый
климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения. Лес не только формировал антропологический тип, но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не
только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством.

Файлы: 1 файл

География расселения во многом определяет важные факторы его истории.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

География расселения во многом определяет важные факторы  его истории.

Природа формирует  хозяйственный уклад жизни, а  он оказывает влияние на

формирование  антропологического типа народа. Мордовский народ исторически

сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне,

богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным  климатом. Основной

средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный

материал и  пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый

климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали

формированию  здорового, физически крепкого населения. Лес не только

формировал  антропологический тип, но и уклад  жизни мордвы, занимавшихся не

только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины,

скотоводством.

Важным фактором формирования антропологического типа

являлись и структура питания  и тип жилища. Растительная пища мордвы не

отличалась от пищи русских, но животную пищу они употребляли чаще,

традиционно потребляли мед. Мордовские жилища отличались от русских

раздельным помещением домов и  дворов, и наличие бани (древнего изобретения

финнов).

Мордва принадлежит к финно-угорской группе уральской расы, их предки

подвергались европеизации под  воздействием контактов с литовскими,

германскими, славянскими и др. племенами. История мордовских племен

прослеживается начиная с 1 тыс. до н.э. А в 1 тыс. н.э. из финно-угорской

общности выделились мордовские племена. Мокшанская группа селилась на юго-

восточных землях Сурско-Окско-Мокшанского междуречья, эрзянская на северо-

западе. Мордовская земля во все  времена была относительно густо  населена.

Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на

формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские,

вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, половцы,

монголы. Самое крупное нашествие  началось в 1237 г. — нашествие Батыевых

орд, вслед за которым установилось золотоордынское иго, прервавшее

естественноисторическое развитие.

В 1, начале 2 тыс. н.э. оформился хозяйственно-культурный комплекс и

религиозное мировоззрение мордвы. Об этом свидетельствуют раскопки в

Дубенском р-не (железные наконечники  стрел, сохи, серпы, зерна культурных

растений, кости домашних лошадей, коров, свиней, овец, изделия из дерева,

глины, кожи и тканей, ювелирные  украшения). С появлением в 1 тыс. железных

орудий труда, появлением излишков продуктов происходит расслоение общества

и распад родового общества. На смену  родовой общине пришла соседская,

зарождаются раннефеодальные отношения. В условиях дальнейшего развития

производительных сил и феодальных отношений, а также под влиянием внешний

угрозы в начале 2 тыс. н.э. происходит процесс складывания единой

мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб

эрзи и мокши, неразрывности  их хозяйственной и духовной жизни,

прославляется Тюштя — вождь  и правитель мордовского народа.

В начале 2 тыс. н.э. у мордвы стали  оформляться государственные

образования: у мокши — в бассейне реки мокши и в Верхнем Присурье во главе

с князем Пурешом, у эрзи — в  Окско-Сурском междуречье во главе  с князем

Пургасом (это было еще до вторжения  орд Батыя). После нашествия южно-

мордовские земли практически  обезлюдели, заниматься землепашеством там было

опасно. Наиболее плотно были заселены мордвой земли по рекам Мокша, Алатырь

и в районе Мурома.

В 14 в. лесостепная полоса, куда входили  и мордовские земли, была

житницей ордынского государства. Являясь носителями высокой земледельческой

культуры, мордва связывала с земледелием  многие религиозные языческие

обряды. Перед началом всех сельхозработ проводились моления, мордва верили

в добрые и злые духи. Поклонялись  богам плодородия. Кроме земледелия

занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

В конце 14 в. начался процесс вхождения мордовских земель в состав

московского княжества. После вхождения  мордовских земель в Российское

государство русские князья уже  оговаривали условия владения и  наследования

(в документах времен Ивана3  от 1505 г. и Ивана4 от 1572 г.). Московское

княжество включало в 15 в. и мордовские земли. Становление статуса

мордовских князей произошло в  период разложения первобытного общества. У

мордовских князей были свои владения, и они были относительно

самостоятельными еще в 15-16 вв. Экспансия  русских и татарских князей

вынуждала их формировать военные  дружины. В 1392 г. Нижегородское

княжество, включавшее земли мордвы-эрзи вошло в состав Московского. В 1393

г. Мещера населенная мордвой —  мокшей и эрзей добровольно признали власть

Москвы. В договора от 1396 г. между русскими князьями мордва уже не

фигурирует как политический противник, потому что мордовские князья несли

службу у них, обороняя русскую  территорию. К 15 в. право верховного

распорядителя мордовскими землями  присвоил себе московский великий князь,

который вершил судьбами не только населения, но местных князей. Так в 15 в.

мордовские и татарские князья стали вассалами московских великих  князей. В

конце 15 в. сложилось Российское государство, Иван3 с 1485 г. стал носить

титул великого князя, а Иван4 с 1547 г. — титул царя. В 16 в. сложились

централизованные органы власти —  приказы. Мордовским краем управляло

несколько приказов. Постепенно владения мордовских князей преобразовывались

в уезды. В 16 в. мордва проживала в  Муромском, Нижегородском, Арзамасском,

Шацком, Темниковском, Алатырском уездах. В 16 в. Российское государство

предпринимало решительные меры против Казанского ханства, активную роль в

этом играла и мордва. Во взятии Казани отличились многие представители

мордвы, а позднее участвовали  в охране границ Русского государства. Мордва

расселялась и уходила все дальше от своих исконных территорий: в

симбирский, саратовский, башкирский и другие края.

В 16-17 вв. в Мордовии оформилось четыре категории крестьян:

дворцовые, государственные, монастырские и помещичьи. В это время

происходит изменение в развитии крестьянских хозяйств всех категорий. Была

проведена перепись и за деревнями  закреплялись определенные земли.

Мордовские крестьяне прикреплялись  к записанным за ними землям. Ясак

взимался в продуктово-денежной форме, объектом обложения являлась земля.

Кроме земледелия и животноводства крестьяне занимались добычей пушнины,

пчеловодством, шла торговля продуктами деятельности. Центрами городской

торговли и ремесел были Саранск, Темников, Алатырь, Арзамас,

Краснослободск, Инсар, Троицк и др. В 17 в. уже крепли торговые связи  с

Москвой.

Крестьянские войны начала 17 в. были вызваны обострением противоречий

крестьянства и помещиком, усилением  крепостного права в конце 16 в.

Восстание Болотникова в 1606-07 гг. охватили многие регионы России, в том

числе и Мордовию. Повстанцы заняли Алатырь, расправились с представителями

власти, громили дворянские усадьбы. Борьба в мордовских уездах приняла

острый характер, активно участвовали  и русские и мордва. Со стороны власти

последовали карательные меры, которые  не сломили восставших. Примерно через

год в 1609 г. они опять объединились в отряды и сражались с

правительственными отрядами. Крестьянская война была подавлена, но показала

силу народных масс.

Причиной крестьянской войны Разина 1670-71 гг. послужили дальнейшее

закрепощение, все возраставшие налоги. Мордовские земли в короткий срок

перестали быть вольным краем, как  и все Поволжье они превращались в

территорию, откуда крестьяне бежали от феодального гнета. Еще до восстания

Поволжье стало местом крестьянских волнений. В 1670 г. войско Разина

двинулось вверх по Волге, к ним  присоединились многие крестьяне Мордовии,

много мордвы сложило голову в боях. Крестьянская война под

предводительством Разина потерпела  поражение. Карательные меры привели к

сокращению мужского населения  и запустению многих крестьянских дворов.

Совместная борьба русских, мордвы и татар сыграла роль в укреплении

дружественных отношений.

Таким образом, за время пребывания в составе России экономическое и

правовое положение мордовских крестьян и русских во многом сблизилось. В

мордовских землях многие дворяне  получили земли, появились все категории

крестьян. Несмотря на прогрессивное  и благотворное влияние русских  на все

стороны жизни мордвы и социально-экономическое развитие, политика власти

была направлена на ассимиляцию. С  укреплением феодальных отношений  и

усиления гнета возникали крестьянские восстания, где активно участвовала

мордва.

Мордва в отличие от других народов  Поволжья не образует значительных

этнических массивов, а расселяется  вперемешку с русскими и татарами. Хотя

на территории Мордовии большинство  было одно-национальных селений. При

создании уездов этническая принадлежность не учитывалась. Были образованы

Самарский, Алатырский, Саранский, Темниковский уезды, на территории которых

жила мордва и русские и татары. В 18 в. растет численность населения, что

способствовало переходу на подушный сбор налогов. Новые поселения в 18 в.

появлялись редко, т.к. территория в основном уже была освоена. Одной из

причин появления новых сел  была христианизация иноверцев, т.к. крещеные и

некрещеные жили отдельно.

В 18 в. в мордовском крае были широко представлены такие отрасли

промышленности, как винокурение, поташное производство, металлургия  и

легкая промышленность. В 17-18 вв., несмотря на тяжесть феодально-

крепостнических порядков и усиление национально-колониального гнета, в

мордовском крае ускоренно растет товарное производство, определилось лицо

края в системе всероссийского рынка. Одновременно росла имущественная

дифференциация. Росло социальное напряжение. Мордва имела богатый  опыт

ведения многоотраслевого хозяйства, они отличались трудолюбием и  упорством.

Мордва при вхождении в Россию получили возможность приобщиться  к культуре в

духовной и материальной сфере. Этому способствовала массовая христианизация

мордвы. Но были и утрачены многие религиозные мировоззрения мордвы и многие

культурные ценности, хотя язык и  культуру удалось сохранить.

Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но

сохранил свою основу. Язык принадлежит  к волжской ветви финно-угорской

группы уральской семьи. После  отделения от финноволжского праязыка единый

мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй

половины 1-го тыс. н.э. в нем  начали образовываться территориальные

диалекты, два из которых эрзянский  и мокшанский стали языками. В  них

имеются диалекты и говоры, что  обусловлено рассеянностью мордвы по огромной

территории среди русскоговорящего населения. Характерные черты мордвы

(национальные качества) — упорство, застенчивость, не расчетливость,

невысокая коммуникабельность.

К началу 20 в. ареал мордовского  народа охватывал всю Россию.

Мордовские поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая  часть жила

в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и

Самарской губерниях. Родным считали  мордовский язык более 1 млн. человек

(по переписи 1897 г.), численность  составляла 1,2 млн. В основном  от

язычества они перешли к православию. 98% мордвы были крестьянами, около 1%

мещанами, остальное — духовенство, казаки, дворяне и купцы.

Мордовия к началу 20 в. была типичным аграрным районом России. По

переписи 1911-1912 гг. 97% — крестьяне. Административно крестьяне

объединялись в сельские общества и волости. Внутриобщинная жизнь

регулировалась демократическими традициями, выработанными вековым  опытом.

Важные вопросы решал сельский сход, выбирался староста, утверждались

сотские и десятские (от каждого  сотого и десятого двора). Они помогали

старосте выполнять организационные, фискальные и полицейские функции.

Основной административной единицей управления в сельской местности  была

волость. Они организовывались не по национальному признаку, а по

территориальному. Во главе стояли волостные старшины с избираемыми

волостным сходом правлениями. Волостной сход составляли волостное

правление, старосты и наиболее зажиточные крестьяне (по одному от десяти

дворов). Волостной старшина утверждался  земским начальником и мог  им быть

отстранен. Волостной суд решал  простые правовые вопросы и споры. Жалование

получали только волостной старшина и писарь.

Крестьянское хозяйство было достаточно эффективно без помощи

государства в условиях феодального  государства. Работа в нем велась большую

часть суток летом, при любой  погоде. Крестьянское хозяйство  могло

существовать только при интенсивном  ведении. Зимой было время для  занятий

промыслами. Из-за малоземелья использовался  каждый клочок земли, тягловая

сила — лошадь. Экономически крестьянское хозяйство было неустойчиво, т.к. в

случае плохих погодных условий случался неурожай, из-за падежа скота

хозяйство разорялось. Для обеспечения  развивающегося капиталистического

Информация о работе История Мордовии