Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 08:47, реферат
Актуальность темы моего доклада заключается в том, что ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Например, владение ораторским искусством имеет важное значение в деятельности юристов, педагогов, политиков. Развитию красноречия во многом способствовали юристы. Это они, в сущности, создали ораторское искусство. Когда говорят о красноречии вообще или о русских ораторах прошлого века, то подразумевают, как правило, судебное красноречие. Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки.
Тема: «История ораторского искусства»
Актуальность темы моего доклада заключается в том, что ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Например, владение ораторским искусством имеет важное значение в деятельности юристов, педагогов, политиков.
Развитию красноречия во многом способствовали юристы. Это они, в сущности, создали ораторское искусство. Когда говорят о красноречии вообще или о русских ораторах прошлого века, то подразумевают, как правило, судебное красноречие.
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки.
Рассмотрим истоки ораторского искусства. Уже в Древнем Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае ораторское искусство было известным, но подлинной его родиной является Древняя Греция, где публичное слово имело большое общественное значение.
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степенью античного образования
Ораторы выступали с сенатских трибун, на народных собраниях и форумах, на судебных процессах и различных торжествах. Известными риторами Древней Греции были Демосфен, Исократ, Эсхин, Филлократ, Лисий. Самым блестящим оратором в Древней Греции, властителем дум являлся всемирно известный Демосфен, речи которого, насыщенные фактическим материалом и содержащие немало личных наблюдений, отмечались предельной напряженностью, динамикой, аргументированностью, понятностью слушателям. Для Демосфена была характерна артистическая манера держаться на трибуне, что также способствовало его успеху как оратора.
Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, зачинателем которого был Сократ.
Теорию ораторского искусства разрабатывали Платон и Аристотель. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоконравственным. Особенно критично Платон относился к судебным ораторам.
Аристотель рассматривал ораторское искусство в философском плане, подчеркивая его этические и эстетические функции. И сейчас мы можем найти в его трудах много ценного и полезного для себя.
Аристотель считается
Традиции древнегреческого ораторского
искусства плодотворно
Блестящим теоретиком ораторского искусства и великим оратором, чье имя стало нарицательным еще в древности, является Марк Туллий Цицерон, который провел на форуме почти 40 лет и был подлинным идейным вождем римского сената. Он выработал стиль, позволявший ему быть простым и блистательным, безыскусным и страстным. Замечательными свойствами цицероновской речи были музыкальность, ритмичность. Прославился он своими знаменитыми патетическими выступлениями и заключениями.
В IV веке известными ораторами были Василий Великий и Иоанн Златоуст. Их проповеди носили мирской характер. Они пользовались приемами античной риторики.
Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.
На Руси красноречие развивалось так же достаточно динамично. Начало русскому красноречию положил Михаил Ломоносов, добившийся того, чтобы лекции в университетах читались на русском языке, а не на иностранных. Мы очень многим обязаны ему, в том числе и тем, что стали слушать публично русскую речь.
Мастерами публичного слова,
поддерживавшими русское
Для юристов наибольший интерес представляет русское судебное красноречие. В 1864 году в России была проведена судебная реформа, которая ввела суд присяжных, основанный на принципах гласности, и адвокатуру, что было прогрессивным явлением. Между обвинением и защитой происходили публичные состязания, вызывавшие интерес слушателей. Судебные процессы нередко освещались в печати. Все это способствовало быстрому развитию и совершенствованию судебного красноречия.
Выдвинулась целая когорта талантливых судебных ораторов: А.Кони, В.Спасович, К.Арсеньев, С.Андреевский, Ф.Александров, А.Урусов, А.Пассовер, Ф.Плевако, В.Жуковский, Н.Карабчевский и др. Судебные речи привлекали пристальное внимание общественности, ибо в них поднимались злободневные вопросы, волновавшие умы и чувства.
В настоящее время обучающие организации предлагают обучение ораторскому искусству. По моему мнению риторике нужно обучать ещё в школе, причем в младших классах.
Речевая культура формируется ещё в раннем детстве семьей, затем школой и вузом. Многое черпается в юности от правильной, грамотной, интересной речи учителей, интереса к предмету - русскому языку и литературе. Если это происходит, появляется желание продолжать свое образование, после чего человек уже начинает понимать особенности речи окружающих, чувствовать некоторое стеснения от собственного косноязычия, бедности словаря.
Я это испытал на себе, да и наверно каждый человек должен это почувствовать и получить стимул к изучению культуры речи. Речь дикторов на радио и телевидении, речь учителей в школе и преподавателей в вузе - все это устная речь. И, как правило, она формирует устное восприятие правильной речи. А художественная литература должна быть образцом, примером для устной речи.
Круг факторов, оказывающих влияние на речевую культуру человека, к сожалению, зависят не только от него: это и лекционная специфика, это и общение с коллегами, непроизвольное "отталкивание" от другого произношения. В школе литературу преподают немного в другой плоскости. Считается, что литература формирует личность и поступки героев и возникшие ситуации рассматриваются как пример или предостережение, но, к сожалению, мы забываем, что литература – это кладезь культуры.
К повышению культуры речи можно прийти лишь через идею престижности. Необходимо поставить перед молодежью такую задачу - следование престижной норме. Это должно вызывать самоуважение: культурный человек - это человек избранный. Речевая культура - это проблема образовательная: человек должен быть всем понятен. Речевая культура - это момент творчества, поэтому пока человек не захочет сотворить себя другого - культура речи не появится и научить этому невозможно.
Наибольшее влияние на речевую культуру оказывает бескультурье. Хочется стремиться к тому «как надо», когда слышишь «как не надо».
Таким образом, подводя итоги данного доклада об истории ораторского искусства, отметим, что проследив в общих чертах историю ораторского искусства, можно отметить, что прогрессивное красноречие характеризуют общественная активность, гражданская смелость, искренность, глубокая убежденность в правоте тех идей, которые провозглашались ораторами, осознанное, уважительное отношение к слову, упорный труд, постоянная работа над языком и стилем.
Список литературы