История отечественного флота и андреевского флага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Историческая судьба нашей Родины, ее национальное и государственное развитие неразрывно связано с морями и океанами. Борьба за выходы к морям, отстаивание государственных интересов, обеспечение безопасности страны с морских направлений, развитие отношений с соседними странами - все это требовало создания регулярного боеспособного военного флота.

Содержание работы

Введение
Становление отечественного флота на Руси
Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота
Флот в период правления династии Романовых
Становление советского флота
Военно-Морской флот в период Великой Отечественной войны
Отечественный флот в XXI веке
Андреевский флаг и его история
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 28.45 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Становление отечественного флота на Руси

Российский  флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота

Флот в  период правления династии Романовых

Становление советского флота

Военно-Морской  флот в период Великой Отечественной  войны

Отечественный флот в XXI веке

Андреевский флаг и его история

Заключение

Список использованных источников и литературы

 
Введение

 

Историческая судьба нашей  Родины, ее национальное и государственное  развитие неразрывно связано с морями и океанами. Борьба за выходы к морям, отстаивание государственных интересов, обеспечение безопасности страны с  морских направлений, развитие отношений  с соседними странами - все это  требовало создания регулярного  боеспособного военного флота.

 
В данной работе рассматриваются основные этапы  становления отечественного флота, его проблемы и достижения. Тема, для нашей страны, достаточно актуальная, так как страна, имеющая самую  большую территорию в мире и омываемая  со всех сторон морями и океанами, просто обязана иметь хорошо оснащенный и современный военно-морской  флот.

 

Становление отечественного флота на Руси

 

История отечественного морского флота неразрывно связана со становлением русского государства. Еще в V-VI веках  началось вторжение славянских племен и в причерноморские владения Византии. Одно из крупнейших в средневековье  Древнерусское государство с  центром в Киеве объединило восточнославянские племена. Оно вело обширную торговлю с западноевропейскими государствами, поддерживало с ними тесную экономическую, политическую и культурную связь.

Важную роль в развитии морского флота играл Великий  Новгород. Он внес немалый вклад  в развитие кораблестроения и  мореплавания. В X веке торговля Новгорода  распространялась до Константинополя. Пространство между Ладожским и  Онежским озёрами, Новой Землей и  Белым морем были хорошо освоены  новгородскими купцами.

У Древнерусского государства  была хорошо организованная и сильная  армия, но постоянного флота у  нее не было. В военно-морских  походах киевские князья использовали торговые суда, называемые ладьями.

В XII век стал переломным в  истории Древней Руси. Она разделилась  на ряд удельных княжеств. Феодальная раздробленность и частые междоусобные войны ослабили Русь и в экономическом, и политическом отношении.

В середине XI в. положение  раздробленных княжеств усугубилось  появлением в причерноморских степях половцев. Торговля с Византией по Чёрному морю была затруднена, а  с XIII века, в связи с нашествием монголо-татар, практически полностью  прекратилась. Поэтому, возросло значение мореплавания по Балтийскому морю. Началось освоение морских путей  в Студеном (Белом) море и Ледовитом  океане.

Однако торговые связи  русских с европейскими странами по Балтийскому морю находились под  угрозой срыва. Воспользовавшись нашествием монголо-татар, на прибалтийские русские  земли двинулись германские крестоносцы, шведы, датчане, литовцы, поляки.

Борьба за независимость  с иноземными захватчиками в XIII-XIVвв., являлись также борьбой за выход к морям, за ликвидацию политической и экономической изоляции. Когда в XV-XVI вв. русские земли начали объединяться вокруг Московского княжества в единое централизованное государство, то и дело вспыхивали военные конфликты.

Следствием образования  централизованного государства  явились рост городов и ремесленного производства, восстановление и расширение торговли, также, укрепление военной  мощи.

В середине XVI в. Иван Грозный  начал военные походы против Астраханского и Казанского ханств, чтобы предотвратить набеги на русские земли и получить выход в Каспийское море. В завоеваниях участвовал и флот. В 1552 г. армия при содействии речного отряда судов взяла Казань. После этого, военная угроза с востока была устранена полностью.

В течение столетия, с середины XVI в. до середины XVII в., русские войска совместно с казаками много раз выступали против крымских татар и турок. В таких сражениях могли участвовать от сотни человек и десятка кораблей до нескольких тысяч человек и сотен судов.

Успешные действия запорожских  и донских казаков в XVII в. привели  к заключению в 1649 г. договора с Турцией, по которому русским разрешалось  свободно плавать по Чёрному и  Эгейскому морям и заходить в  турецкие порты. Из-за отсутствия регулярного военно-морского флота, оставалась проблема выхода русского государства в Чёрное море.

 

Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота

 

Безуспешной оказалась и  попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий. Но по условиям Кардисского мирного договора, заключенного со Швецией в 1661 г., верфи и корабли пришлось уничтожить.

Осенью 1667 г., по предложению  А.Л. Ордин-Нащекина, было начато строительство судов в селе Дединово, на Оке. Трёхмачтовый парусный корабли "Орел" был спущен на воду в мае 1668 г.

Для выхода России в Черное море, Петром I было принято решение  объявить войну Турции. В 1995 г. русские  войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения и слабой выучки, плохо  подготовленной техники и отсутствия флота Азов взять не удалось. Царь, поняв это, приступил к постройке  кораблей. Для этого были приглашены иностранные мастера, так как  у русских людей того времени  не было достаточных технических  знаний. Впоследствии Петр I подготовил и русских моряков. Построив военные  корабли на верфях под Воронежем, Петр отправил под Азов войска под  командованием А.С. Шеина и 19 июля 1696 г. крепость была взята.

К концу XVII в. Россия уже располагала  всем необходимым для создания постоянного  морского флота. К этому времени успешно развивалась металлургическая промышленность, действовали железоделательные заводы, изготавливались порох, парусина, канаты и другие материалы, необходимые для оснащения судов. И что самое важное, государство имело десять судостроительных верфей, которая была способна строить как парусные, так и военные корабли, а также подготовленные кадры корабелов. Таким образом, Россия имела значительный потенциал, чтобы стать не только главной континентальной, но и морской державой. Именно этим обусловливались предпосылки принятия исторического решения огромного значения - указа Боярской Думы, принятого по настоянию Петра I 20 октября 1696 г., "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова"[1], в котором было постановлено: "Морским судам быть". Россия не имела никакого флота в Балтийском море. В 1702 г. на Ладожском озере находилась шведская флотилия. Русские полковники, посадив солдат на мелкие шлюпки, атаковали шведскую флотилию и захватили несколько судов. В 1702 г. царь занял шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. крепость Ниеншанс в устье реки Невы, где в последствии был заложен город Санкт-Петербург. В этом же году Петр начал строительство судостроительной верфи на Ладожском озере, а в 1704г. заложил Адмиралтейство и начал постройку Балтийского флота. В течение нескольких следующих лет шведы безуспешно пытались отнять русские земли на берегах Финского залива. Тем временем отечественный флот одерживал одну победу за другой. После победы в 1709 г. под Полтавой над армией Карла XII был укреплен международный авторитет России. Всему миру была показана мощь молодого русского флота. Опыт строительства морских кораблей в России в XVII в. и создание морских карт для обеспечения их плавания подготовили условия для быстрого создания Петром I Азовского флота в 1696-1711 гг., Балтийского флота в 1701-1725 г. и организации государственной морской картографии в XVIII в. Великими трудами и подвигами Императора, Московское царство обратилось в сильную мировую державу. Созданный Петром флот позволил России прочно укрепиться на море.

 

Флот в период правления  династии Романовых

 

После смерти Петра Великого в 1725 г. настала эпоха дворцовых  переворотов. Российский флот пришел в  запущенное состояние и упадок. Средства на его содержание из казны не выделялись. Корабли стояли в гаванях и  приходили в негодность, команды  не обучались морскому делу.

Только при Екатерине II отечественный флот вновь начал  расцветать, приносить России победы и укрепляться на международной  арене.

В 1768 г. Турция объявила войну  России. Одним из самых ярких событий  в период войны является Чесменское сражение (1770), в котором русская эскадра нанесла поражение турецким войскам, а потом и вовсе был уничтожен турецкий флот. Чесменское сражение положило начало созданию маневренной тактики русского флота.

Успехи нашей армии  и флота принудили Турцию к  подписанию Мирного договора, который  был заключен 10 июля 1774 г. Крым был  объявлен независимым от Турции, а  в 1787 г. Крымский полуостров был присоединен  к России. В Севастопольской бухте  было начато строительство порта - главной  базы Черноморского флота. В итоге, Россия твердо закрепилась на Черном море.

Турция неоднократно пыталась атаковать Россию и вернуть отвоеванные  земли, но сражения заканчивались победой  русского флота. В результате этого  Турция была принуждена к подписанию мирного договора, по которому она  была вынуждена навсегда отказаться от Крыма. Так, Екатерина II решила давнюю задачу - выход России в Чёрное море.

Император Николай I, вступивший на престол в 1825 г. во время своего правления улучшил состояние  флота и поднял его на более  высокий уровень. Были построены  корабли, эскадры посылались в море для практического плавания.

В ходе Крымской войны 1853-1856 гг. за господство в Черном море, на Кавказе и на Балканах, из-за технологической отсталости отечественных кораблей, противникам  удалось захватить Севастополь. В результате подписанного в 1856 г. Парижского мирного договора, Россия лишалась выхода в Черное море. [2]Черноморский флот перестал существовать.

После вступления на престол в 1855 г. Александра II, началось строительство  нового парового флота. Вследствие того, что в 1871 г. император отказался  от частей Парижского договора, воспрещавших иметь флот на Черном море, в 1877 г. началась Русско-турецкая война. Турецкая флотилия была деморализована. В этой войне  русский флот впервые в истории  применил ракетное оружие, зародилась тактика применения торпед с минных катеров. Во время царствования Александра III был создан сильный броненосный  флот на Балтийском и Черном морях. При нем русский флот, построенный  преимущественно на отечественных  заводах, достиг по размерам третьего положения в мире, после Англии и Франции.  В 1889 г., вследствие присоединения Амурской области, был получен выход в Тихий океан. После Русско-японской войны в 1906 г. был создан Морской генеральный штаб, который занимался разработкой планов войны на море, судостроительных программ, планов боевой подготовки флота. Талантливые русские флотоводцы, изобретатели, ученые и конструкторы внесли большой вклад в развитие военно-морского дела. В 1918 г. старый русский флот был расформирован и создан советский Военно-Морской флот.

 

Становление советского флота

 

Гражданская война и иностранная  интервенции принесли России множественные  бедствия. В тяжелом положении  остался и отечественный флот. Часть кораблей военно-морского флота  была затоплена, во избежание захвата  их интервентами. Необходимо было срочно восстанавливать флот, чтобы иметь  возможность защищать столь протяженные  морские границы молодой Советской  республики. На это был и направлен  ряд решений партии и правительства  после окончания гражданской  войны.

Первоначально начались работы по восстановлению портов и судостроительных предприятий. В результате проведенных мер к 1928 г. была отремонтирована значительная часть кораблей и судов, произведена частичная модернизация линкоров, восстанавливались военно-морские базы. Флот пополнялся новыми первоклассными кораблями. За счет строительства новых кораблей окрепли Балтийский и Черноморский флоты, были вновь созданы Тихоокеанский и Северный флоты.

Восстановление экономики  и индустриализация страны способствовали более планомерному возрождению  и становлению флота. Были приняты  шестилетняя (1926-1932 гг.) и пятилетняя (1929-1933 гг.) кораблестроительные программы, а в июле 1933 г. вышло постановление  Совета Труда и Обороны "О программе  военного строительства на 1933-1938 гг." Военно-морское строительство было направлено на создание легких надводных  и подводных сил, укрепление береговой  обороны, морской авиации берегового базирования.

В результате восстановительных  работ в Черноморский флот было введено  много новых кораблей и крейсеров, на которые вместо пушек были установлены  новые дальнобойные орудия, созданные  в советский период. Корабли также  прошли основательную модернизацию: усилены зенитная артиллерия и броневая защита, улучшена противоминная система, установлены новые приборы управления стрельбой, обновлены средства связи  и наблюдения.

 

Военно-Морской флот в  период Великой Отечественной войны

 

К началу Великой Отечественно войны был создан военно-морской  флот, способный вести боевые действия, как с сухопутными войсками, так  и самостоятельно в прилегающих  морях в целях обороны побережья.

22 июня 1941 г. в 4 часа  утра Германия вероломно напала  на Советский Союз. Началась Великая  Отечественная война. Немецко-фашистская  авиация произвела налеты на  военно-морские базы Кронштадт,  Ригу, Либаву, Севастополь, Измаил. Противоздушные силы флотов отражали атаки вражеской авиации. Ни один корабль флота в первый день войны не был потерян.

Первый самый трудный  для СССР период Великой Отечественной  войны длился с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г. В эти месяцы основной задачей  Военно-Морского Флота было содействие на приморских направлениях сухопутным войскам, а также защита своих  и нарушение вражеских морских  коммуникаций. Корабли и части  флота приняли активное участие  в героической обороне военно-морских  баз, в битве за Ленинград, в которой  морская артиллерия играла существенную роль. Она использовалась главным  образом для борьбы с тяжелой  артиллерией врага, обстреливавшей город, а также для стрельбы по наиболее удаленным от фронта целям.

Информация о работе История отечественного флота и андреевского флага