Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:13, контрольная работа
Историческая судьба нашей Родины, ее национальное и государственное развитие неразрывно связано с морями и океанами. Борьба за выходы к морям, отстаивание государственных интересов, обеспечение безопасности страны с морских направлений, развитие отношений с соседними странами - все это требовало создания регулярного боеспособного военного флота.
Введение
Становление отечественного флота на Руси
Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота
Флот в период правления династии Романовых
Становление советского флота
Военно-Морской флот в период Великой Отечественной войны
Отечественный флот в XXI веке
Андреевский флаг и его история
Заключение
Список использованных источников и литературы
Оглавление
Введение
Становление отечественного флота на Руси
Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота
Флот в период правления династии Романовых
Становление советского флота
Военно-Морской флот в период Великой Отечественной войны
Отечественный флот в XXI веке
Андреевский флаг и его история
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Историческая судьба нашей
Родины, ее национальное и государственное
развитие неразрывно связано с морями
и океанами. Борьба за выходы к морям,
отстаивание государственных
В данной
работе рассматриваются основные этапы
становления отечественного флота,
его проблемы и достижения. Тема,
для нашей страны, достаточно актуальная,
так как страна, имеющая самую
большую территорию в мире и омываемая
со всех сторон морями и океанами, просто
обязана иметь хорошо оснащенный
и современный военно-морской
флот.
Становление отечественного флота на Руси
История отечественного морского
флота неразрывно связана со становлением
русского государства. Еще в V-VI веках
началось вторжение славянских племен
и в причерноморские владения
Византии. Одно из крупнейших в средневековье
Древнерусское государство с
центром в Киеве объединило восточнославянские
племена. Оно вело обширную торговлю
с западноевропейскими
Важную роль в развитии морского флота играл Великий Новгород. Он внес немалый вклад в развитие кораблестроения и мореплавания. В X веке торговля Новгорода распространялась до Константинополя. Пространство между Ладожским и Онежским озёрами, Новой Землей и Белым морем были хорошо освоены новгородскими купцами.
У Древнерусского государства была хорошо организованная и сильная армия, но постоянного флота у нее не было. В военно-морских походах киевские князья использовали торговые суда, называемые ладьями.
В XII век стал переломным в истории Древней Руси. Она разделилась на ряд удельных княжеств. Феодальная раздробленность и частые междоусобные войны ослабили Русь и в экономическом, и политическом отношении.
В середине XI в. положение раздробленных княжеств усугубилось появлением в причерноморских степях половцев. Торговля с Византией по Чёрному морю была затруднена, а с XIII века, в связи с нашествием монголо-татар, практически полностью прекратилась. Поэтому, возросло значение мореплавания по Балтийскому морю. Началось освоение морских путей в Студеном (Белом) море и Ледовитом океане.
Однако торговые связи русских с европейскими странами по Балтийскому морю находились под угрозой срыва. Воспользовавшись нашествием монголо-татар, на прибалтийские русские земли двинулись германские крестоносцы, шведы, датчане, литовцы, поляки.
Борьба за независимость с иноземными захватчиками в XIII-XIVвв., являлись также борьбой за выход к морям, за ликвидацию политической и экономической изоляции. Когда в XV-XVI вв. русские земли начали объединяться вокруг Московского княжества в единое централизованное государство, то и дело вспыхивали военные конфликты.
Следствием образования централизованного государства явились рост городов и ремесленного производства, восстановление и расширение торговли, также, укрепление военной мощи.
В середине XVI в. Иван Грозный начал военные походы против Астраханского и Казанского ханств, чтобы предотвратить набеги на русские земли и получить выход в Каспийское море. В завоеваниях участвовал и флот. В 1552 г. армия при содействии речного отряда судов взяла Казань. После этого, военная угроза с востока была устранена полностью.
В течение столетия, с середины XVI в. до середины XVII в., русские войска совместно с казаками много раз выступали против крымских татар и турок. В таких сражениях могли участвовать от сотни человек и десятка кораблей до нескольких тысяч человек и сотен судов.
Успешные действия запорожских и донских казаков в XVII в. привели к заключению в 1649 г. договора с Турцией, по которому русским разрешалось свободно плавать по Чёрному и Эгейскому морям и заходить в турецкие порты. Из-за отсутствия регулярного военно-морского флота, оставалась проблема выхода русского государства в Чёрное море.
Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота
Безуспешной оказалась и попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий. Но по условиям Кардисского мирного договора, заключенного со Швецией в 1661 г., верфи и корабли пришлось уничтожить.
Осенью 1667 г., по предложению А.Л. Ордин-Нащекина, было начато строительство судов в селе Дединово, на Оке. Трёхмачтовый парусный корабли "Орел" был спущен на воду в мае 1668 г.
Для выхода России в Черное море, Петром I было принято решение объявить войну Турции. В 1995 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения и слабой выучки, плохо подготовленной техники и отсутствия флота Азов взять не удалось. Царь, поняв это, приступил к постройке кораблей. Для этого были приглашены иностранные мастера, так как у русских людей того времени не было достаточных технических знаний. Впоследствии Петр I подготовил и русских моряков. Построив военные корабли на верфях под Воронежем, Петр отправил под Азов войска под командованием А.С. Шеина и 19 июля 1696 г. крепость была взята.
К концу XVII в. Россия уже располагала всем необходимым для создания постоянного морского флота. К этому времени успешно развивалась металлургическая промышленность, действовали железоделательные заводы, изготавливались порох, парусина, канаты и другие материалы, необходимые для оснащения судов. И что самое важное, государство имело десять судостроительных верфей, которая была способна строить как парусные, так и военные корабли, а также подготовленные кадры корабелов. Таким образом, Россия имела значительный потенциал, чтобы стать не только главной континентальной, но и морской державой. Именно этим обусловливались предпосылки принятия исторического решения огромного значения - указа Боярской Думы, принятого по настоянию Петра I 20 октября 1696 г., "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова"[1], в котором было постановлено: "Морским судам быть". Россия не имела никакого флота в Балтийском море. В 1702 г. на Ладожском озере находилась шведская флотилия. Русские полковники, посадив солдат на мелкие шлюпки, атаковали шведскую флотилию и захватили несколько судов. В 1702 г. царь занял шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. крепость Ниеншанс в устье реки Невы, где в последствии был заложен город Санкт-Петербург. В этом же году Петр начал строительство судостроительной верфи на Ладожском озере, а в 1704г. заложил Адмиралтейство и начал постройку Балтийского флота. В течение нескольких следующих лет шведы безуспешно пытались отнять русские земли на берегах Финского залива. Тем временем отечественный флот одерживал одну победу за другой. После победы в 1709 г. под Полтавой над армией Карла XII был укреплен международный авторитет России. Всему миру была показана мощь молодого русского флота. Опыт строительства морских кораблей в России в XVII в. и создание морских карт для обеспечения их плавания подготовили условия для быстрого создания Петром I Азовского флота в 1696-1711 гг., Балтийского флота в 1701-1725 г. и организации государственной морской картографии в XVIII в. Великими трудами и подвигами Императора, Московское царство обратилось в сильную мировую державу. Созданный Петром флот позволил России прочно укрепиться на море.
Флот в период правления династии Романовых
После смерти Петра Великого в 1725 г. настала эпоха дворцовых переворотов. Российский флот пришел в запущенное состояние и упадок. Средства на его содержание из казны не выделялись. Корабли стояли в гаванях и приходили в негодность, команды не обучались морскому делу.
Только при Екатерине II отечественный флот вновь начал расцветать, приносить России победы и укрепляться на международной арене.
В 1768 г. Турция объявила войну России. Одним из самых ярких событий в период войны является Чесменское сражение (1770), в котором русская эскадра нанесла поражение турецким войскам, а потом и вовсе был уничтожен турецкий флот. Чесменское сражение положило начало созданию маневренной тактики русского флота.
Успехи нашей армии и флота принудили Турцию к подписанию Мирного договора, который был заключен 10 июля 1774 г. Крым был объявлен независимым от Турции, а в 1787 г. Крымский полуостров был присоединен к России. В Севастопольской бухте было начато строительство порта - главной базы Черноморского флота. В итоге, Россия твердо закрепилась на Черном море.
Турция неоднократно пыталась атаковать Россию и вернуть отвоеванные земли, но сражения заканчивались победой русского флота. В результате этого Турция была принуждена к подписанию мирного договора, по которому она была вынуждена навсегда отказаться от Крыма. Так, Екатерина II решила давнюю задачу - выход России в Чёрное море.
Император Николай I, вступивший на престол в 1825 г. во время своего правления улучшил состояние флота и поднял его на более высокий уровень. Были построены корабли, эскадры посылались в море для практического плавания.
В ходе Крымской войны 1853-1856 гг. за господство в Черном море, на Кавказе и на Балканах, из-за технологической отсталости отечественных кораблей, противникам удалось захватить Севастополь. В результате подписанного в 1856 г. Парижского мирного договора, Россия лишалась выхода в Черное море. [2]Черноморский флот перестал существовать.
После вступления на престол в 1855 г. Александра II, началось строительство нового парового флота. Вследствие того, что в 1871 г. император отказался от частей Парижского договора, воспрещавших иметь флот на Черном море, в 1877 г. началась Русско-турецкая война. Турецкая флотилия была деморализована. В этой войне русский флот впервые в истории применил ракетное оружие, зародилась тактика применения торпед с минных катеров. Во время царствования Александра III был создан сильный броненосный флот на Балтийском и Черном морях. При нем русский флот, построенный преимущественно на отечественных заводах, достиг по размерам третьего положения в мире, после Англии и Франции. В 1889 г., вследствие присоединения Амурской области, был получен выход в Тихий океан. После Русско-японской войны в 1906 г. был создан Морской генеральный штаб, который занимался разработкой планов войны на море, судостроительных программ, планов боевой подготовки флота. Талантливые русские флотоводцы, изобретатели, ученые и конструкторы внесли большой вклад в развитие военно-морского дела. В 1918 г. старый русский флот был расформирован и создан советский Военно-Морской флот.
Становление советского флота
Гражданская война и иностранная
интервенции принесли России множественные
бедствия. В тяжелом положении
остался и отечественный флот.
Часть кораблей военно-морского флота
была затоплена, во избежание захвата
их интервентами. Необходимо было срочно
восстанавливать флот, чтобы иметь
возможность защищать столь протяженные
морские границы молодой
Первоначально начались работы по восстановлению портов и судостроительных предприятий. В результате проведенных мер к 1928 г. была отремонтирована значительная часть кораблей и судов, произведена частичная модернизация линкоров, восстанавливались военно-морские базы. Флот пополнялся новыми первоклассными кораблями. За счет строительства новых кораблей окрепли Балтийский и Черноморский флоты, были вновь созданы Тихоокеанский и Северный флоты.
Восстановление экономики
и индустриализация страны способствовали
более планомерному возрождению
и становлению флота. Были приняты
шестилетняя (1926-1932 гг.) и пятилетняя
(1929-1933 гг.) кораблестроительные программы,
а в июле 1933 г. вышло постановление
Совета Труда и Обороны "О программе
военного строительства на 1933-1938 гг."
Военно-морское строительство
В результате восстановительных
работ в Черноморский флот было введено
много новых кораблей и крейсеров,
на которые вместо пушек были установлены
новые дальнобойные орудия, созданные
в советский период. Корабли также
прошли основательную модернизацию:
усилены зенитная артиллерия и броневая
защита, улучшена противоминная система,
установлены новые приборы
Военно-Морской флот в период Великой Отечественной войны
К началу Великой Отечественно
войны был создан военно-морской
флот, способный вести боевые действия,
как с сухопутными войсками, так
и самостоятельно в прилегающих
морях в целях обороны
22 июня 1941 г. в 4 часа
утра Германия вероломно
Первый самый трудный
для СССР период Великой Отечественной
войны длился с 22 июня 1941 г. по 18 ноября
1942 г. В эти месяцы основной задачей
Военно-Морского Флота было содействие
на приморских направлениях сухопутным
войскам, а также защита своих
и нарушение вражеских морских
коммуникаций. Корабли и части
флота приняли активное участие
в героической обороне военно-
Информация о работе История отечественного флота и андреевского флага