История отечественного государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Целью семинарского занятия является углублённое изучение одного из уникальных памятников отечественного права – Русской Правды. Оно позволяет студентам познакомиться с основными положениями и институтами древнерусского права, выявить уровень правового регулирования общественных отношений Киевской Руси, установить последующую преемственность в развитии отечественного права, сформировать навыки самостоятельной работы с нормативно-правовым актом, его анализа. В процессе подготовки к семинару следует поработать с глоссарием, представленным в учебно-методическом комплексе, знать смысл основных терминов, относящихся к истории государства и права Древней Руси.

Содержание работы

Правовой статус населения по Русской Правде.
Регулирование гражданско-правовых отношений по Русской Правде.
Преступление и наказание по Русской Правде.
Суд и судебный процесс по Русской Правде.

Файлы: 1 файл

история отечественного государства и права.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

 

Семинарские занятия

Тема 1. Русская Правда – памятник древнерусского праваПлан

  1. Правовой статус населения по Русской Правде.
  2. Регулирование гражданско-правовых отношений по Русской Правде.
  3. Преступление и наказание по Русской Правде.
  4. Суд и судебный процесс по Русской Правде.

Основные термины: бояре, великий князь, вервь, видоки, вира, вотчина, головничество, дворцово-вотчинная система управления, дружина, живот, закупы, кормление, обида, огнищанин, ордалии, поле, поток и разграбление, продажа, рота, Русская Правда, ряд, смерды, состязательный процесс, татьба, тиун, урок, церковные уставы, холопы.

Цель семинарского занятия

Целью семинарского занятия  является углублённое изучение одного из уникальных памятников отечественного права – Русской Правды. Оно  позволяет студентам познакомиться  с основными положениями и  институтами древнерусского права, выявить уровень правового регулирования  общественных отношений Киевской Руси, установить последующую преемственность  в развитии отечественного права, сформировать навыки самостоятельной работы с  нормативно-правовым актом, его анализа. В процессе подготовки к семинару следует поработать с глоссарием, представленным в учебно-методическом комплексе, знать смысл основных терминов, относящихся к истории  государства и права Древней  Руси.

 

Методические  рекомендации

В начале подготовки к семинару студентам необходимо усвоить основные термины относящиеся к данной теме, используя глоссарий, содержащийся в данной программе.

Приступая к рассмотрению правового статуса населения, студентам  следует понимать, что глубоко  разобравшись в нём, они тем самым  уже получат некоторое  представление  об остальных вопросах, обозначенных в плане семинара. При этом студенты должны знать, что понятие правового  статуса вообще включает в себя совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей и употребляется  для характеристики правового положения  лица в целом.

Необходимо понимать, что  общество Древней Руси было стратифицировано, состояло из нескольких социальных групп, отличавшихся друг от друга как по социально-экономическому положению, так и по своему правовому статусу, тесно связанными между собой. Социальная структура определялась существованием нескольких экономических укладов, из которых ведущую роль играл феодальный уклад. В связи с этим основными классами были феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение различных групп населения. Студенты должны дать характеристику правового статуса каждой из этих групп, опираясь не только на материал рекомендованной учебной и научной литературы, но, в первую очередь – на нормы, содержащиеся непосредственно в правовом источнике – Русской Правде. При этом следует обратить внимание на то, что Русская Правда в разном объёме определяет права и обязанности отдельных классов и общественных слоёв.

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили великий князь, местные князья, бояре, дружинники, наместники (посадники), княжеские дворцовые служители (тиуны), церковь и духовенство (с Х века) и т.д. По Русской Правде в некоторой степени можно судить и о составе класса феодалов, так и об их привилегированном правовом положении. Наиболее явственно его характеризуют нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителей феодалов и близких к ним социальных слоёв и нормы об особом порядке наследования недвижимости. Студенты должны проанализировать эти нормы, сравнивая их с подобными нормами, относящимися к другим социальным группам.

Характеризуя правовой статус крестьянства, студентам необходимо помнить, что этот класс в Киевской Руси был неоднороден: его основными  группами были смерды и закупы. По вопросу  о смердах в научной литературе существуют различные точки зрения: одни исследователи считают, что  смердами именовались свободные  сельские жители-общинники, другие –  что это феодально-зависимые крестьяне. Принимая ту или иную точку зрения, студентам следует найти и проанализировать нормы Русской Правды о смердах, обращая внимание на то, что закон защищает личность и имущество смердов, указывает на то, что они выплачивают щтрафы, характерные для свободных граждан, несут личную и имущественную ответственность по обязательствам и договорам, за совершённые проступки и преступления, в судебном процессе выступают полноправными участниками, и ничего конкретно не говорится об ограничении их правоспособности; с другой стороны, смерды по Русской Правде ограничены в праве наследования. Как в этой связи можно прокомментировать статьи 26 Краткой Правды и 16 Пространной? Что касается закупов, студенты должны знать, какие статьи какой редакции Русской Правды в совокупности составляют так называемый «устав о закупах», каковы условия его появления. Анализируя нормы о закупах, следует определить, какие из них характеризуют данную социальную группу как свободных, а какие – как несвободных, и на основе их сопоставления сделать вывод о правовом статусе закупов.

Рассматривая правовое положение  холопов, необходимо определить, являлись ли представители этой социальной категории  субъектами права или нет; одинаково  ли характеризуются холопы по Краткой  и Пространной редакциям Русской  Правды (раскрыть содержание основных норм); какие источники рабства  зафиксированы в этом правовом документе, а о каких студенты узнали из других источников.

Говоря о городском (посадском) населении, студенты должны хорошо представлять, что это было экономически и юридические  независимое население, довольно многочисленное в Киевской Руси. Городские жители пользовались правовой защитой Русской  Правды, на них распространялись все  её статьи о защите чести, достоинства, жизни, имущества. Студенты должны назвать  основные из этих статей, кратко прокомментировать  нормы, содержащиеся в них. Необходимо представить состав  городского населения, обратив особое внимание на привилегии купечества, зафиксированные в Русской Правде.

Рассматривая гражданское  право, необходимо выявить нормы, указывающие  на зарождение институтов вещного, обязательственного, наследственного права. Студенты должны знать, что субъектами гражданского права выступали физические (всё  свободное население и иностранцы) и юридические лица (государство, церкви и монастыри, община). Кроме  того, нужно обратить внимание на такие  понятия, как правоспособность и  дееспособность, знать круг лиц с  ограниченной дееспособностью. Объектами  гражданско-правового регулирования  выступали вещи и действия третьих  лиц.

Следует обратить внимание, что вещное право включало в себя право владения, право пользования  и право собственности. Русская  Правда не отражает чётко деления  имущества на движимое и недвижимое. Студентам необходимо знать основные формы собственности, существовавшие в изучаемый период, и основные способы приобретения права собственности: заимка, захват, княжеские раздачи (земельная собственность), а также договор, наследование.

Анализируя нормы обязательственного права, студенты должны уяснить, что  обязательства возникают из причинения вреда и из договоров. Следует  представлять, как понимали договор  в Киевской Руси, и знать общие  требования к договорам: дееспособность участников, наличие предмета договора, наличие свидетелей, добровольный характер договора. Необходимо обратить внимание на виды договоров, известные в Древнерусском  государстве, и особенности их заключения.

Анализируя институт наследования, нужно знать его виды, сословный  характер, очертить круг наследников.

Изучая вопрос о преступлении и наказании, студенты должны представлять специфику уголовно-правового регулирования. Следует знать, что понималось под  преступлением («обида»);  кто являлся  субъектами преступления; обратить внимание на субъективную сторону преступления (умысел и неосторожность), степень  развития представлений о формах вины; на объективную сторону преступления (покушение и законченное деяние). Необходимо чётко обозначить объекты  преступления по Русской Правде (только личность и имущество, что означало отсутствие государственных, должностных  и иных групп преступлений). Студенты должны дать характеристику отдельных  видов преступлений и тех уголовных  институтов, которые раскрывались  в конкретных нормах Русской Правды. Также необходимо иметь представление  о целях и видах наказаний, их особенностях. В ходе рассмотрения этих норм  студенты должны ответить на вопрос, каковы роль и место кровной  мести в системе древнерусского уголовного права; почему законодатель сначала включает этот институт обычного права в государственный свод правовых норм (Краткая Правда), а  затем запрещает её (Пространная  Правда).

Раскрывая вопрос о суде и  процессе, студентам следует обратить внимание на отсутствие специальных  судебных органов: суд не был отделён  от администрации. Кто выполнял судебные функции  в Киевской Руси, какие  виды суда существовали? Необходимо охарактеризовать состязательный судебный процесс, его  основные черты, процессуальные действия (стадии – «заклич», «гонение следа», «свод»), систему доказательств (свидетельские, вещественные, суд божий-«ордалии», присяга-«рота»; «поле»).

Источники

 

  1. Русская правда / Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Ю.П.Титова. М., 2005, 2008.
  2. Русская Правда [с комментариями] / Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9-ти томах. Т.1. Законодательство Древней Руси. М., 1984.

 

Литература

 

  1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
  2. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси. М., 1952. Кн.1.
  3. Древнерусское государство и право / Под ред. Т.Е. Новицкой. М., 1998.
  4. Зимин А.А. Холопы на Руси (с древнейших времён до конца 15 века). М., 1973.
  5. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993.
  6. Свердлов М. В. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.
  7. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

Задачи

  1. В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней. Во втором, смерд Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате спора из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам?
  2. Гончар Сувор, придя на двор князя Изяслава Мстиславовича с явными следами побоев, потребовал суда над кузнецом Варнавой. В ходе судебного разбирательства видоки показали, что зачинщиком драки был Сувор. Какое решение должен вынести суд?
  3. Во время пира между дружинником князя Ярослава Мудрого и варяжским купцом вспыхнула ссора. В пылу ссоры дружинник ударил купца чашей по лицу, а когда другие варяжские купцы попытались его остановить, выхватил меч. Будучи схвачен, дружинник предстал перед судом. Какое наказание ожидает дружинника?
  4. Холоп боярина Ставра совершил на торгу кражу ожерелья из лавки купца. Схваченный с поличным, он был отведен на княжеский двор. Как в этой ситуации должен поступить суд?
  5. Купец Щап, занявший товар для последующей его перепродажи, был ограблен печенегами в низовьях Днепра. Может ли купец нести ответственность перед своими кредиторами в данном случае?

 

 

 

Тема 2. Становление основ советского права

План

1. Конституция РСФСР 1918 года:

а) история создания Конституции;

б) основные черты конституционного строя;

в) органы государственной  власти и управления;

г) избирательное право.

2. Становление основ советского  семейного права. КЗАГС 1918 г

3. Формирование основ советского  трудового права. КЗОТ 1918 г.

4. Становление основ советского  уголовного права. Руководящие  начала по уголовному праву  РСФСР 1919 г.

 

Основные  термины: Временное правительство, ВРК (военно-революционный комитет), ВЦИК, ВЧК, декрет, народные комиссариаты, Совнарком, Учредительное собрание.

Цель семинарского занятия

 

Целью изучения данной темы является анализ содержания первой Конституции  РСФСР, а также принципов, положений  и основных институтов советского семейного, трудового  и уголовного права.

Методические рекомендации

 

В начале подготовки к семинару студентам необходимо усвоить основные термины относящиеся к данной теме, используя глоссарий, содержащийся в данной программе.

Первая часть семинара посвящена изучению Конституции  РСФСР 1918 г. Рассматривая вопрос об истории создания Конституции, преподаватель должен обратить внимание студентов на ряд актов, имевших конституционное значение: постановления и декреты II съезда Советов, Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В этой связи следует знать, когда было принято решение и осуществлены первые практические шаги по созданию Конституции, какие положения вызывали наибольшие разногласия у членов редакционной комиссии: 1. О федеративном устройстве (левые эсеры предлагали административно-территориальный принцип государственного устройства, большевики-ленинцы отстаивали национально-территориальный принцип, а левые коммунисты стояли за федерацию коммун). 2. О системе Советов (левые эсеры предлагали преобразовать Советы в муниципальные органы без политических функций. Левые коммунисты считали, что их следует заменить общинами-коммунами, советы которых формируются по корпоративному принципу). 3. О Совнаркоме (предлагалось слить его с ВЦИКом либо изъять законодательные полномочия). 4.О диктатуре пролетариата (эсеры настаивали на диктатуре трудящихся). 5.Об избирательном праве (эсеры считали необходимым отказаться от принципа неравенства представительства между рабочими и крестьянами, за закрепление принципа один человек – один голос).       

Весьма важно  знать, какие  события предшествовали принятию Конституции  на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., так как это объясняет отсутствие дискуссий во время проведения съезда.

Информация о работе История отечественного государства и права