Изобретение
колеса
Изобретение колеса
Простым, но великим достижением
стало изобретение колеса. Интересно,
что первые древние колеса были найдены
там, где человек уже освоил плавку металла
- в Месопотамии, Средней Азии, Венгрии,
донских и днепровских степях.
Любопытно, что изобрели колесо вовсе
не для того, чтобы быстрее передвигаться.
Пока древние люди вели кочевой образ
жизни, они весь свой нехитрый скарб носили
с собой. А вот когда они осели на одном
месте, тогда им и понадобилось колесо.
Оседлый человек стал засевать поля, разводить
скот, строить большие поселения, а потом
и города; началась торговля камнем, лесом,
зерном... При этом людям приходилось перемещать
огромные тяжести на большие расстояния.
И идея колеса не могла не родиться.
Постоянно имея дело с поваленными деревьями
и бревнами, человек обнаружил, что они
могут катиться. Оказывается, то самое
бревно, которое он с товарищами едва мог
перенести на несколько метров, могло
катиться само, если, конечно, его подтолкнуть.
Глиняная модель тележки.
II тысячелетие до н. э.
В
Средней Европе для земледелия использовали
участки выжженного леса, на которых выращивали пгиенииу, ячмень, просо, горох,
лен. Практиковался выпас крупного рогатого
скота. Возникло поливное земледелие.
Началось приручение лошадей, но они егце
не использовались в качестве тягловой
силы. |
Но чтобы сделать это, нужно было
приложить огромное усилие. Тогда кроманьонцы
изобрели рычаг: подложили толстую длинную
палку под бревно, нажали - и бревно покатилось;
еще раз сделали то же самое - оно покатилось
еще дальше. Когда стали использовать
не один, а несколько рычагов, то уже можно
было передвигать еще более тяжелые бревна
и даже несколько бревен одновременно.
Самая древняя из обнаруженных
дорог. Найдена в 1970 г. в
Англии. Ей 6 тыс. лет, ее
протяженность 1800 м.
Проложена через болото.
Потом догадались на катящиеся бревна
наискосок положить другое бревно - они
покатили и его. Значит, транспортируемые
бревна уже сами могли быть "транспортом",
если на них поперек положить сверху еще
три-четыре бревна. Подобным способом
можно было перемещать одновременно девять-десять
бревен. В Древнем Египте, используя этот
метод, передвигали колоссальные каменные
статуи.
И все же этот метод оказался очень неудобным:
ближайшие к рычагам бревна все время
высвобождались из-под груза, и их приходилось
руками переносить вперед и класть рядом
с теми, которые еще находились под верхними
бревнами. Нужно было их как-то зафиксировать.
Неизвестно, что натолкнуло человека на
эту идею, но когда он реализовал ее, то
получилась повозка - первая, грубая, неказистая.
Но положенный на нее груз мог теперь двигаться
по одним и тем же бревнам, по одной и той
же деревянной дороге. Нужно было только
нажимать на рычаги. На такой повозке возили
не только бревна, но и другие грузы: камни,
мешки с зерном и пр. Однако она могла катиться
лишь по ровной поверхности. Любой камень,
оказавшийся на пути, мог разрушить эту
конструкцию, и незакрепленные бревна
выпадали. Но и эту проблему тоже решили:
прочно скрепили десяток бревен между
собой, внизу прикрепили еще по две пары
гладко отесанных бревен, а между ними
поместили третье - гладкое, свободное,
но большего диаметра. И получилась первая
повозка, точнее, каток. Он прекрасно двигался,
его не надо было толкать рычагами - достаточно
было усилия рук. Это был прообраз колеса,
но далеко еще не колесо. До изобретения
колеса решалось еще множество промежуточных
проблем.
Сначала первую повозку освободили
от обоих пар зафиксированных бревен,
оставив только два катка. Их закрепили
к повозке медными скобами так, чтобы они
могли вращаться. У этого устройства, однако,
был существенный недостаток: разная толщина
бревна на разных его краях приводила
к тому, что повозка поворачивала в сторону.
Потом обратили внимание на то, что повозка,
каток под которой по какой-то причине
в центре был тоньше, чем по краям, передвигается
более равномерно, ее меньше заносит в
сторону. Тогда древний изобретатель катка
сделал следующее: он оставил из целого
бревна только два валика по его сторонам,
а между ними - довольно тонкую жердь. Наконец,
отделив валик от жерди, он получил колесо.
Поначалу колеса были очень тяжелыми.
В древнейшем индийском городе Махенджо-Даро
была найдена повозка с такими колесами,
вырезанными из целого ствола дерева.
Вскоре для повозок в качестве тягловой
силы стали использовать животных. Первые
упряжки были примитивными и не позволяли
задействовать тягловую силу в полной
мере. В большинстве случаев упряжка состояла
из веревки, прикрепленной к рогам животного.
Использование животных в качестве "двигателя"
явилось переломным, решающим моментом
в истории развития транспорта.
Но совершенствовался не только транспорт.
Человек приступил к строительству дорог,
сменивших естественные тропы. Первые
дороги были обнаружены на территории
современных Англии и Швейцарии, вблизи
свайных поселений. Они представляли собой
настилы из веток с целью облегчить людям
проход к берегу.
Появились первые мосты. Поначалу они
представляли собой две лианы, протянутые
одна над другой и соединенные между собой.
Нижняя лиана служила опорой для ног, верхняя
использовалась как перила.
Новое в строительстве
Так забивали сваи в дно озера
Неолитические рыболовные крючки:
1 - каменные грузики;
2 - звериные когти;
3 - составные рыболовные крючки.
Заметный шаг в обработке дерева
был сделан, когда люди научились отщеплять
от древесного ствола доски. До этого времени
использовали в основном "кругляш"
- стволы деревьев, сучья, ветки. Их срубали,
очищали от коры, строгали, долбили, заостряли
и т. д. Получение же досок радикально изменяло
и расширяло технические возможности
человека.
Процесс отщепления досок состоял из
трех операций. Сначала в верхней или нижней
части ствола каменным топором наносили
надруб глубиной 5-6 см. Затем продалбливался
продольный надрез для вбивания клиньев.
Это делали либо топором, либо клином-долотом,
или же каменным долотом с деревянной,
а иногда роговой рукояткой. Наконец, отщепляли
доску-горбыль при помощи нескольких деревянных
клиньев, последовательно располагаемых
вниз или вверх от надруба.
С развитием ремесел скотоводство и
особенно с началом обработки земли кочевую
жизнь становилось вести все более неудобно.
Люди начали обустраивать постоянные
места поселения.
Так, в долинах рек Тигра, Евфрата, Нила
стало развиваться строительство сети
ирригационных систем орошения земли.
Жилища эпохи неолита в долине Нила
возводились на столбах. Поначалу это
были легкие шалаши, затем сооружения
овальной или подковообразной формы с
плетеными стенами, обмазанными илом.
А еще позднее стали возводить массивные
глиняные хижины с дворами. Глиняные дома
имели широкое распространение и сооружались
везде, где имелись запасы глины. Внутри
дом делился на несколько помещений, одни
из которых предназначались для жилья,
другие - для хранения продуктов, третьи
- для содержания скота. Строили дома и
на бревенчатых настилах. Стены возводили
из переплетенных прутьев, а двухскатные
крыши покрывали берестой в несколько
слоев.
Племена, жившие в горных областях Центральной
Европы, перейдя к земледелию и животноводству,
продолжали заниматься охотой и рыболовством.
Частично эти племена поселилась на берегах
горных озер, где они начали осваивать
строительство свайных жилищ.
Поначалу в качестве свай использовали
мягкие породы деревьев, но со временем
их стали делать из дуба, а настилы сооружали
из ели. Длина свай достигала 3,5 м, толщина
12-18 см. В грунт заостренная свая вбивалась
на глубину до одного метра, поднималась
над водой тоже на уровне одного метра.
Забивание свай производили либо с помощью
двух лодок, либо с помоста. Деревянными
болванками, то есть бабами, служили, видимо,
короткие обрубки толстых стволов с сучьями
для удержания их в руках. Свайный дом
обычно имел прямоугольную форму, двери
были деревянные, располагавшиеся с южной
стороны. Возможно, на дверях использовались
засовы.
Древний мир
Основные даты и события
2,6 млн. лет - появление древнейших
примитивных каменных орудий. Долина
реки Аваш, Эфиопия.
600 тыс. - 150 тыс. лет до н. э. - появление
нового универсального орудия - ручного
рубила.
150 тыс. лет до н. э. - начало использования
огня.
150 тыс. - 40 тыс. лет до н. э. - изготовление
специализированных орудий: резцов, буравов,
пластин ножевидной формы.
150 тыс. - 40 тыс. лет до н. э.- начало обработки
шкур и изготовления одежды.
40 тыс. - 10 тыс. лет до н. э. - появление вкладышевых
(микролитические) орудий; сверление отверстий;
строительство шалашей; изготовление
простейших саней; обжиг глиняных изделий;
появление копьеметалки, лука. |
8 тыс. лет до н. э. - появление посуды
из глины, первых изделий из
меди (Турция, Иран).
8 тыс. лет до н. э.- изобретение вина.
6 тыс. - 5 тыс. лет до н. э. - начало развития
земледелия (долины Евфрата, Тигра); появление
гончарного круга.
4 тыс. лет до н. э. - изобретение колеса;
появление первых повозок; приручение
лошадей; первые дороги.
4 тыс. лет до н. э. - появление первых примитивных
упряжек.
4 тыс. лет до н. э. - появление первых построек
со сводчатыми потолками (Месопотамия,
Египет).
4 тыс. лет до н. э. - изобретение папируса.
4 тыс. лет до н. э. - начало производства
хлопчатобумажных тканей (Египет). |
|