История педагогики. Царскосельский лицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Созданию Лицея предшествовал кризис системы образования дворянских детей в конце 18 – начале 19 вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.

Содержание работы

1.История создания Лицея…………………………………………………..3
2.Абитуриенты…………………………………………………………….....6
3.Образовательные задачи Лицея……………………………………………8
4.Жизнь и обучение в Царском Селе. (Из воспоминаний И. Пущина)……11

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 154.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.История создания Лицея…………………………………………………..3

2.Абитуриенты…………………………………………………………….....6

3.Образовательные задачи  Лицея……………………………………………8

4.Жизнь и обучение  в Царском Селе. (Из воспоминаний И. Пущина)……11

5.Основные факторы эффективной деятельности элитного учебного заведения………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья мои, прекрасен  наш союз:

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и  беспечен!

Срастался он под сенью  дружных муз.

Куда бы нас ни бросила  судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы; нам целый  мир чужбина,

Отечество нам Царское  Село.

(Пушкин. Годовщина 19 октября 1825 года)

 

 

 

  1. История создания Лицея.

 

 

Созданию Лицея предшествовал  кризис системы образования дворянских детей в конце 18 – начале 19 вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих  иностранцам.  В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.

Отсутствовала единая система  образования, которая бы отвечала запросам общества. Терялись родной язык, историческая память. На государственной службе находились люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал  Карамзин – пыльный генеалогический  свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в  государстве.

В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается  идея организации учебного заведения  нового типа для поднятия крайне низкого  образовательного уровня чиновничества  и улучшения работы государственного аппарата. Проект был разработан Сперанским М.М., который считал, что это учебное  заведение уже в ближайшем  будущем принесет свои плоды.

В обществе развернулась дискуссия  вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.

Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить  без пощады «ерунду наук», сократить  учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.     

 Любопытно, что название Царское Село появилось в результате своего рода переименования. Основанная в 1712 году на месте финской деревеньки Саари-мойс (верхняя мыза) летняя резиденция российских государей поначалу, храня память об исконном топониме, называлась Сарское Село, и лишь в 1808 году «отчасти по созвучию, отчасти вследствие пребывания двора» получила свое самое известное имя. Именно за «оказанную ему высочайшую милость в Сарском Селе» благодарил Ломоносов императрицу Елизавету Петровну в оде 1750 года, ставшей первым поэтическим прославлением этого российского Олимпа.

В 1740—1750-е годы Сарское Село и превращается из места отдыха членов царствующей фамилии в символ русской государственности.

Екатерина многое перестроила в  Сарском Селе. Были воздвигнуты новые здания, разбиты пруды, проведены фонтаны, столь восхитившие Богдановича. Парк украсился колоннами и арками в честь побед русского оружия, особенно блистательных в эту эпоху, и одновременно покрылся уютными беседками и гротами, предназначенными для доверительного общения, — Сарское Село стало и величественнее, и интимнее одновременно. Екатерина хорошо понимала толк в такого рода контрастах между громом военных побед, масштабом государственных преобразований и простотой, доступностью своего облика; недаром она заплакала, читая державинскую «Фелицу», незнакомый и далекий от двора поэт изобразил ее именно такой, как ей хотелось быть и казаться. Тот же оттенок домашнего величия императрица стремилась придать и архитектуре Царского Села.

Несмотря на то, что  Царскосельский Лицей в своем  первоначальном виде (как реализованный  просветительский проект воспитания) просуществовал сравнительно недолго, тем не менее, педагогический замысел, своеобразный государственный эксперимент  состоялся: просветительская модель воспитания была осуществлена. Равенство воспитанников, записанное в Уставе Лицея (этот пункт впоследствии был отменен); уважение обслуживающего персонала; запрет на телесные наказания; энциклопедизм программы с преобладанием естественных наук и философии, высоконравственные просвещенные преподаватели; свободное общение с наставниками; отсутствие насилия и принуждения; возможность всестороннего раскрытия личности — все эти особенности позволили Императорскому Царскосельскому Лицею занять особое место в ряду учебных заведений России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Абитуриенты

Кандидаты в учащиеся Лицея принимались по предварительному испытанию, то есть вступительным экзаменам. Принимали детей в возрасте от 10 до 12 лет. В первый прием предполагалось принять не менее 20 и не более 50 учащихся, в последующие годы количество принимаемых воспитанников зависело от состояния средств: обучение производилось за государственный счет. Длилось оно шесть лет. В отличие от европейских лицеев, готовящих для поступления в университет, Императорский Лицей давал образование, приравненное к университетскому.

Устав предписывал принимать в  Лицей только отличных детей «с несомненным  удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье».

Выпускники Лицея имели большие права и преимущества. В вависимости от успеваемости, они  поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, на военную — на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса. В первые годы существования Лицея ученики имели право выбора между гражданской и столь любимой дворянами военной службой.

Права, получаемые выпускниками Лицея, свидетельствуют о стремлении привлечь дворян к воспитанию детей  в этом учебном заведении. Но основная причина этих привилегий объясняется  следующим: перед выпускниками Лицея, получившими прекрасное образование  и воспитание, должны были открываться  широчайшие возможности применения знаний и способностей. Для молодого поколения дворянской России создавалась  школа с истинно русским воспитанием, стремившаяся дать своим питомцам убеждение, что они должны жить, трудиться  «для общей пользы», ставившая целью  воспитать «истинных сынов Отечества».

Наиболее ярко образ выпускников  Лицея был очерчен в знаменитой речи на открытие Лицея 19 октября 1811 года адъюнкт-профессора нравственных и политических наук Александра Петровича Куницына. Речь Куницына — программная, она о будущем высоком предназначении воспитанников, об обязанностях гражданина и воина, о том, каким должен быть государственный человек. Молодой профессор нарисовал портрет государственного человека, которого должен воспитать Лицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Образовательные задачи Лицея

Первостепенное значение в Лицее придавалась «облагораживанию сердца».

Обучение было рассчитано на шесть лет – начальный курс и окончательный курс, по три года каждый.

В начальный курс, кроме  гимназических наук, входили политэкономия, статистика, коммерческие науки, технологии.

Окончательный курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического  и словесного.

Но разделения на факультеты в Лицее  не было. Воспитанники изучали основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического  и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла  гуманитарные и точные науки, давая  энциклопедические знания.

 Большое место отводилось  наукам «нравственным», в которых,  как гласит лицейский устав,  «заключаются все те познания, кои относятся к нравственному  положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Отсюда «многопредметность» лицейского курса, в чем нередко видели недостаток лицейской программы.

Общее образование считалось  фундаментом всякой специальной  подготовки.

Изучение родного и  иностранных языков начиналось с  раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.

Соблюдался принцип последовательного  изучения наук. Например, факт увязки истории  с географией, особенно в начальном  курсе. Рекомендовалось сравнение  древних и современных названий.

Особое внимание уделялось  курсу истории. Считалось, что «задача  ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в  разных гражданских постановлениях»

Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т.д.) Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.

Соблюдался принцип индивидуального  подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо – 2…худо – 0)

Проверка знаний всегда проводилась  в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное  его действо».

В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность  работать самостоятельно. «Лицеисты  принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения» списки книг для прочтения составлялись педагогами.

Обстановка в Лицее  была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы  и самодеятельности. Предметы изящных  искусств чередовались с гимнастическими  упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.

Устранялась возможность  утомления. Час учения сменялся отдыхом  в комнатах или на воздухе с  «приличной возрасту свободой». Научные  занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями  гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Жизнь и обучение в Царском Селе.

(Из воспоминаний И.Пущина)

Все 30 воспитанников собрались. Приехал министр, все осмотрел, делал нам репетицию церемониала в полной мере, то есть вводили нас известным порядком в залу, ставили куда следует, по списку вызывали и учили кланяться по направлению к месту, где будет сидеть император и высочайшая фамилия. При этом неизбежно были презабавные сцены неловкости и ребяческой наивности.

Настало наконец 19 октября, день, назначенный для открытия Лицея. Этот день, памятный нам, первокурсным, не раз был воспет Пушкиным в незабвенных его для нас стихах, знакомых больше или меньше и всей читающей публике.

Торжество началось молитвой. В придворной церкви служили обедню и молебен  с водосвятием. Мы на хорах присутствовали при служении. После молебна духовенство  со святой водою пошло в Лицей, где окропило нас и все заведение.

 В лицейской зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас —директор, инспектор и гувернеры. По левую — профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола, было все уставлено рядами кресел для публики. Приглашены были все высшие сановники и педагоги из Петербурга. Когда все общество собралось, министр пригласил государя. Император Александр явился в сопровождении обеих императриц, великого князя Константина Павловича и великой  княгини Анны Павловны. Приветствовав все собрание, царская фамилия заняла кресла в первом ряду.

Министр сел возле царя. Среди общего молчания началось чтение. Первый вышел И. И. Мартынов, тогдашний директор департамента министерства народного просвещения. Дребезжащим, тонким голосом прочел манифест об учреждении Лицея и высочайше дарованную ему грамоту. (Единственное из учебных заведений того времени, которого устав гласил: «Телесные наказания запрещаются». Слышал даже, что и в Лицее при императоре Николае разрешено наказывать с родительскою нежностию лозою смирения.

Вслед за Мартыновым робко выдвинулся на сцену наш директор В. Ф. Малиновский со свертком в руке. Бледный как смерть, начал что-то читать; читал довольно долго, но вряд ли многие могли его слышать, так голос его был слаб и прерывист. Заметно было, что сидевшие в задних рядах начали перешептываться и прислоняться к спинкам кресел. Проявление не совсем ободрительное для оратора, который, кончивши речь свою, поклонился и еле живой возвратился на свое место. Мы, школьники, больше всех были рады, что он замолк: гости сидели, а мы должны были стоя слушать его и ничего не слышать.

Смело, бодро выступил профессор политических наук А. П. Куницын —и начал не читать, а говорить об обязанностях гражданина и воина. Публика, при появлении нового оратора, под влиянием предшествовавшего впечатления, видимо, пугалась и вооружалась терпением; но по мере того, как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его замечательной речи слушатели уже были не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему — верный знак общего внимания и одобрения! В продолжение всей речи ни разу не было упомянуто о государе: это небывалое дело так поразило и понравилось императору Александру, что он тотчас прислал Куницыну Владимирский крест — награда, лестная для молодого человека, только что возвратившегося перед открытием Лицея из-за границы, куда он был послан по окончании курса в Педагогическом институте, и назначенного в Лицей на политическую кафедру. Куницын вполне оправдал внимание царя — он был один между нашими профессорами урод в этой семье.

Информация о работе История педагогики. Царскосельский лицей