Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:56, реферат
Университеты (от лат. universitas – совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История университетов начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом средневековых городов, потребностями развивавшейся городской экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус университета, высшая медицинская в Салерно.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Первые европейские университеты……………………………………5
Глава 2. Первые университеты в России……………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Приложение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………….………..19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Первые европейские университеты………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….………..
Введение
Университеты (от лат. universitas – совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История университетов начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом средневековых городов, потребностями развивавшейся городской экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус университета, высшая медицинская в Салерно. В конце 12–13 вв. возникли университеты.: Парижский (1215) и в Моннелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанкский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центральной Европе – Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельбергский (1386, Германия); в 15 в. в Северной Европе – Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).
История первых университетов тесно
связана с творчеством
Первые
университеты были весьма мобильны,
поскольку их существенной чертой являлся,
в известной мере, наднациональный и демократический
характер. В случае угрозы эпидемии или
войны университет мог перебраться в другой
город или даже страну. А международные
студенты и преподаватели объединялись
в национальные землячества (нации, коллегии).
Например, в Парижском университете насчитывалось
4 землячества: французское, пикардийское,
английское и германское, а в Болонском
университете — 17.
Во второй
половине XIII века в университетах появились
факультеты, или колледжи. Факультеты
присуждали ученые степени — сначала
бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы
под руководством профессора), а затем
— магистра, доктора или лиценциата. Землячества
и факультеты определяли жизнь первых
университетов и совместно выбирали официального
главу университета—pектора. Ректор обладал
временными полномочиями, как правило,
длившимися один год. Фактическая власть
в университете принадлежала факультетам
и землячествам. Однако такое положение
вещей изменилось к концу XV века. Факультеты
и землячества утратили былое влияние,
и главные должностные лица университета
стали назначаться властями.
Самые
первые университеты имели всего несколько
факультетов, однако их специализация
постоянно углублялась. Например, Парижский
университет славился преподаванием теологии
и философии, Оксфордский — канонического
права, Орлеанский — гражданского права,
университеты Италии — римского права,
университеты Испании — математики и
естественных наук.
В данной работе ставится цель рассмотрения истории первых университетов.
Глава 1. Первые европейские университеты
В XI в. был открыт Болонский университет, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На базе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет; в 1096 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и, согласно истории, после конфликта профессуры и студентов с жителями Оксфорда в 1209 году, некоторые учёные бежали на север, где основали Кембриджский университет. Кроме Кембриджа в XIII в. был открыт целый ряд университетов: в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе. В XIV веке появляются университеты: в Праге (1348), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385), затем в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и т. д.1
Некоторые авторы считают,
что распространение
Первым православным высшим учебным заведением в Восточной Европе стала Киево - Могилянская академия, датой основания которой считается 1615 год. В Китае учебным заведением, аналогичным университету, считается Академия Ханьлинь, открытая в VIII в.
К XVIII столетию университеты
публиковали собственные научны
Первые университеты, возникшие в XII веке — частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей — специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половине XII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. о правах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке начали играть итальянские высшие школы — Болонская юридическая, специализировавшаяся на римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковном освещении).
Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйва лось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.
Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары — студенты, от слова Schola — школа).
В общей
массе средневековых
- это были
первые по времени
- на новые
учебные заведения после
По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья", вышедший у нас уже несколькими изданиями.
По указанным причинам первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год.2 Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частной собственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, которая соответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В "возрождении" римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политических притязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своего усиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.
Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле ( на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:
Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).
Иной тип объединения
В 13 веке возникает и Оксфордский университет.3 Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей ( от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.
Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году.4 В XIII веке возникает и масса других университетов:
1220г. - университет в Монпелье( привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).
1222г. - Падуанский ( в результате ухода школяров из Болоньи).
1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.
1229г. -Орлеанский, Тулузский (местные
власти соблазнили школяров
Много университетов появилось в 14-15 вв.:
1347г. - Пражский.
1364г. - Краковский.
1365г. - Венский.
1386г. - Гейдельбергский.
1409г. - Лейпцигский.
К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.
А.С.Пушкин называл первым
русским университетом
Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию – последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До 17-го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась.5